Хроника безумной войны-14

Борис Ефремов
ХРОНИКА-14

6 декабря

Теперь ясно, почему в Чечне началась гражданская война: из-за непомерной российской гордыни. Ельцин с Дудаевым не хотел вести переговоры, считая его незаконным правителем. Оппозиция Дудаеву – ставленники Москвы. Участие в войне российских солдат – лучшее тому подтверждение. Впрочем, Дудаев уже с год говорит о заговоре Москвы против Чечни. Говорит о том, что готов встретиться с русскими на должном уровне.

Позорный провал плана Грачева-Ельцина одним ударом взять Грозный и покончить с ”режимом Дудаева” (режим – не режим – это решать самим чеченцам) привел Москву к необходимости срочно садиться за переговоры. Пленение и гибель в Чечне российских военнослужащих вот-вот вызовет новое негодование в народе. И наши гордые сановники (видимо, крепко зыкнул на них Ельцин) дружным гуськом потрусили в “зону конфликта”: Грачев, Ерин, Степашин.

Дудаев заявил, как всегда: к переговорам на должном уровне готов хоть в каком месте и хоть когда. Так почему  же не начать переговоры? Почему? – А вот и нельзя было: как это они (!) сядут рядом с каким-то там Дудаевым?!.. Какое тупоумие и какое зазнайство! Какое наихудшее проявление великодержавности! Откуда бы ему взяться-то в разваливающийся стране? Но вот взялось. И из-за этого гибнут люди, рушится авторитет “новой России”... Впрочем, какая же она новая? – новый кафтан со старыми дырами...

*   *   *

Пишет мама:

“...Живу я плохо. В том смысле, что я болею. У меня кружится голова и большая слабость. Меня качает в сторону. Врача я не вызывала. Врач навыписывает лекарств, а выкупить их нет денег, и они сильно дорогие: по 5 000 и дороже. В общем, состояние мое очень плохое...”

Мать пишет, что внук и зять пьют-запиваются; внук хулиганит, бьет окна... Ах, Юрка, Юрка, погубленная душа... Бедная и несчастная мать... Неудачливая в жизни сестра моя...

“...Ну, сын, я плохая; у меня трудная жизнь. Доживу ли я до Нового года? Ты, сын, пиши мне. Мне будет легче...”

Приписка в конце письма:

“Книгу (Евангелие. – Б. Е.) помаленьку читаю, хотя я в ней ничего не разбираюсь”.

Боже мой, Боже! Что было бы сейчас с матерью, если бы даже и Библии у нее не было...Помоги ей, Вседержитель, помоги, Великий Вселенский Разум!.. Помоги, раз уж я никак не могу помочь...

*   *   *

А работа снова стоит на месте. Русский номер не отпечатали, английский – еще не  смакетировали. Прорыва в делах пока нет, хотя они “должны скоро быть”, по подсказке “Книги перемен”...

*   *   *

В СМИ – критика таджикской политики Ельцина.
Из “Книги притчей Соломоновых”:
“...Удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою...”

*   *   *

Союз журналистов России, Фонд защиты гласности, Коми-тет защиты прав человека выступили с заявлением; в нем выражен протест против “политики лжи”, к которой всё больше прибегает (хотел написать “наше”, но оно давно уже не наше!) правительство. Поводом послужили последние события в Чечне.

*   *   *

Представители партии Жириновского привезли из Чечни двух русских пленных, третий ехать отказался, хотя и был отпущен. Жириновцы предложили Президенту выступить с заявлением, что парням ничего не будет после возвращения...

Явлинский, приехавший в Чечню, согласился быть заложником, если отпустят всех пленных...

*   *   *

Оказывается, есть еще рыцари в России...

*   *   *

Где-то в глубине я понимаю, что мне выпало какое-то колоссально-длинное и тяжелое испытание, и сегодняшняя болезнь, которую я почти не могу переносить, может быть, последняя капля. Весь день я метался по квартире, как сумасшедший – в припадке какого-то неуправляемого, стихийного страха. Спадал припадок, я садился за дневник, и снова находила волна болезни.

По сути, болезнь и болезнь: сильный насморк, но эта невозможность свободно дышать выводит меня из терпения, и нет с этим никакого слада.

Еще одно испытание. Будет ли хоть за ним-то просвет?..

7 декабря

Союз журналистов требует публичного объяснения от виновных за события в Чечне и около мэрии в Москве. А наш “генералитет” вылетел “замаливать грехи” на Северный Кавказ. Грачев и Дудаев уже встретились на уровне военных министров. Освобождены еще человек 10 пленных. Ельцин пока ни гу-гу по поводу разразившегося скандала. Правда, вчера издал указ о реабилитации военнопленных в Чечне. На экстренное заседание Думы приглашены все силовые министры. Дума, таким образом, взяла инициативу по решению конфликта. Ельцин же оказался настоящим медведем-увальнем. До сих пор никак не отреагировал на происшествие наитоталитарнейшего свойства. Если бесчестие и ложь Президентом будут покрыты, он для меня потеряет интерес, станет прошлым – необходимым, закономерным, но уже прошлым...

*   *   *

События разворачиваются. Из Чечни вернулся Явлинский с группой депутатов; с ними – семь военнопленных. У Явлинского спросили:
– Что произошло в Чечне?
– Это заговор, провокация. Это распад российской власти, не способной решать задачи.

Еще более резко выступил в “Новой волне” депутат Лысенко:
– Всем виновным надо уйти в отставку. Так поступают все честные люди, тем более офицеры.
Лысенко высказал мнение, что Ельцина подставил Грачев: дескать, надо победоносной войной поднять опасно падающий президентский рейтинг...

...Из самолета, прилетевшего из Чечни, выносили гробы с погибшими русским парнями; плакали убитые горем матери... Что же ты им-то скажешь, Борис Николаевич? Или промолчишь, как привык молчать в последние месяцы?
Стыдно за такого Президента...

8 декабря
(день рождения жены)

С утра обидел Валю: начал ругать сына за нетерпеливость и назойливость (день и ночь говорит о покупке компьютера). Снова бес попутал – не стерпел, а стерпеть надо было. Не подумал, что мои замечания жена примет так близко к сердцу. Она постоянно на стороне сына, и получается, что я как бы понапрасну нападаю на Дениса.

Моя вина – говорю излишне прямо, резко, без дипломатии. Такой со временем сформировался характер. Надо бы помягче, да вот не умею. С другой стороны, и правду бы надо говорить.
На этой почве у нас часто случаются взаимные обиды. Чтобы их было поменьше, мне, значит, надо побольше молчать. “Молчи, скрывайся и таи И мысли и дела свои”... Так, кажется, у Тютчева?

Да и вправду, что ты за птица такая, чтобы воспитывать, поучать? Сам себя воспитывай и учи. Это – в первую очередь.

Я нетерпим к чужим недостаткам (видать мое писательство и пиитство приучили к этому). Надо быть терпимым. Нельзя терпеть только свои грехи. Вот их надо вытеснять из себя! А чужие – переносить надо. Вот сюда бы ты, Борис Алексеич, и направлял свои силенки. На себя бы, на себя...Но себя, видно, жаль. А сына с женой – нет. И даже в день рождения Валентины... Грешник я, Великий Грешник! И поделом мне за всё...

*   *   *

А годы наши бегут и бегут. Вот уж и до конца столетия  пять лет. Уплывает, уходит в Большую Историю, в Память Вечную XX век. Век, перевернувший всё прошлое человеческое бытие. Мы костерим его за жестокость, за революционность, за безнравственность. Мы ругаем его, вместо того, чтобы ругать себя. Век виноват – не мы. Нас обманули – не мы себя.

А век, между тем, уходит, почти уже сделав свое дело. Окунув нас в невиданную жестокость и невиданный эгоизм, он подготовил нас к пониманию бессмысленности и невозможности жестокой и эгоистической жизни. Он распахал пашни для XXI века, их вскоре начнут засевать живым человеческим зерном.

Еще пять лет для улучшения зерна. Всего пять лет...
Как писал Андрей Вознесенский:

Пока думали очевидцы:
принимать его или как?
век мой, в сущности, осуществился
и стоит как кирпич в веках.

Кирпичи-века – строительный материал Вселенского Разума...

*   *   *
Я назвал наш век “Эпохой гнусности”. Однако “Эпохи гнусности” рождают – отрицанием – Эпохи благородные, честные, одухотворенные. Что это так, подтверждает Библия. За царем-язычником обычно шел царь, верующий в Бога, и его время было благодатным для народа. Да так было и на Руси: периоды распрей сменялись периодами благотворного объединения.

Но пока наша “эпоха гнусности” выбрасывает фокусы и выписывает кренделя. По словам Эллы Памфиловой (честнейшего человека России), за “оппозицией” в Чечне ничего нет, кроме российских танков и самолетов. Налицо провокация гражданской войны (я теперь понимаю, как она делалась и делается в других республиках!), а Ельцин на Совете Безопасности потребовал “строгого соблюдения в Чечне российской Конституции и полного разоружения всех группировок”. Дудаев, не без основания, расценил это как призыв к войне, а совсем не к миру.

Выявляется, что сердцевина зла в самом Президенте. Тщеславные самодержавность и великодержавность, под упорным воздействием военных чинуш, заглушили в Ельцине свойственную ему благоразумность. Увы! Как и многие правители, он споткнулся о “маленький камешек” –  национальный вопрос... Уступить бы надо небольшому народу, а вместо уступок – глупейшие угрозы расправиться с “режимом Дудаева за 2 часа” (Грачев), жесткие требования соблюдения в Чечне российской Конституции, капризное нежелание Ельцина (ишь, гордыня заела!) встретиться с президентом Дудаевым (так же, по сути, избранным всенародно!).

9 декабря

Группа депутатов отправила Президенту телеграмму, в которой предложила ему выступить по телевидению с разъяснением своей позиции по Чечне. Это необходимо сделать, потому что поступают факты о заблаговременной подготовке российских силовых структур к военным действиям на Кавказе. Ельцин молчит. Как воды в рот набрал.

Вчера показали кадры о торжествах в Германии. Я обратил внимание, что спускающегося с высокой лестницы Ельцина поддерживали под руки два славных витязя. Спустившись, Президент повернулся лицом к лестнице и лишь после жеста одного из сопровождающих  развернулся, как надо. Неужели правда, что Ельцин сильно пьет? Припоминаю случаи подобного рода. Среди них – Клинтон как-то в течение нескольких часов не мог дозвониться до Ельцина: тот как пропал.

Если Президент действительно крепко закладывает (я как-то не хотел в это верить), тогда многое легко объясняется: какие-то недельные провалы в его деятельности, непосле-довательность, вечные опоздания, долгие раздумывания и тому подобное.

И вот – очередное молчание в пику всеобщей обеспокоенности относительно военных действий в Чечне. Неужели мои тревожные сомнения подтвердятся?

*   *   *

Редактор “Московского комсомольца” о Грачеве:
“Это невежественный, неумный человек. С ним наша Армия не придет к реформам. Именно таким “руководителям” не по душе правда, которую несут журналисты...” (“Радио России”).

(Продолжение следует)