Экспромт по заказу

Владилен Николаев
 На фото: заказчик рифмованного тоста Ролик (он же - Роальд Зиннурович) Сагдеев, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда, академик АН СССР и РАН, профессор Мэрилендского университета (США) и т.д. и т.п. - через 50 лет после описанной встречи.


  Осенью 1955 года мы, четверо студентов одного курса, хорошо знавших друг друга (Коньков, Пашин, Сагдеев и я), случайно встретились в центре Москвы. Понимая, что в ближайшее время нам предстоит разъехаться в разные края, решили заранее отметить предстоящее расставание.

 Зашли в ближайший ресторан. Это был "Арарат" на Неглинной. Заказали немного вина и закуски. После первого тоста ("за встречу!") Ролик Сагдеев предложил мне сочинить стишок для тоста, соответствующего "теме встречи". Стих был готов ко второму тосту:
    
 За девушек, тех, что всех лучше, чудесней!
 За синее море! За скопища звёзд!
 За наши, сквозь годы звучащие песни!
 За дружбу мужскую - мой тост!
    
  Конечно, выпили и под этот тост. Но стишок был раскритикован. Я, якобы, смешал в нём слишком многое в одну кучу. Может быть, и так. Наверное, мои друзья были правы. И всё-таки - какие удивительные предсказания содержало это четверостишие!
 О "звёздах": Р.З.Сагдеев со временем стал академиком и директором Института космических исследований АН СССР.
 О "синем море": я 45 лет проработал в Институте океанологии АН СССР и побывал во многих морях и океанах.
 А ведь ни о том, ни о другом и намёка не было в сентябре 1955 года. А что касается девушек, песен и мужской дружбы - куда же денешься от всего этого в 23 года!