Дневники монаха - День пятый

Андрей Гнедюк
- Учитель, Что есть тёмное, что светлое?
- Важен ли этот вопрос?
- Не знаю. Но в медитации мне пришло что тёмное – это неизвестность, а свет – это иллюзии.
Монах помолчал.
- Что же. Пусть будет так. Но помнишь ли ещё что-то?
- Мне пришло. Что звёзды видны только на фоне тёмного неба. И чем темнее небо. Тем ярче звёзды. И что только солнце умеет создавать тени. Нет солнца. Нет теней. Свет рождает тьму. Тьма рождает свет. Они одно целое и неразделимое. В темноте скрыт свет. В свете скрыта темнота.
- Что же за ответы хочешь от меня?
- Не знаю, учитель.
- Тогда я предлагаю спеть.
- Спеть?
- Да. Спеть. Ведь звук определяет многое, но не находиться ни в свете ни в темноте
- Но да. Звук не определяется светом и темнотой.
- Тогда всё. О чём ты говорил. Есть то. Что недоступно и нужно звуку. Звук одинаков и в свете и в темноте. Они существуют независимо друг от друга. Но если пространство не наполнено светом или темной. То его нет? Если слышишь только звук. Не зная светло или темно. Есть ли пространство?
- Звук опрокинул моё открытие. Пространство не определяется светом  и темной. Есть ещё звук.
- Нужно ли звуку пространство, что бы в нём существовать?
- Безусловно.
- Тогда наличие звука определяет, что пространство есть?
- Верно.
- А если тихо. Звука нет?
- Тогда темнотой?
- Слепые не видят свет, живя в темноте среди света. Ночь не определяет отсутствие солнца. Солнце есть всегда, и даже ночь рождается солнцем.
- Ощущением?
- Что ты можешь ощутить?
- Тепло или холодно.
- Что ещё?
- Страшно или приятно.
- Ещё
- Весело или грустно?
- И где это всё живёт?
- Во мне?
- А ты где?
- В пространстве.
- Значит ты определяешь наличие пространства?
- Получается так.
- А можешь ли ты мне доказать твоё существование?
- Нет. Именно этим вопросом занят целый монастырь на юге и тысячи лет не могут найти ответ.
- Темнота и свет ничего не определяют. Ты можешь быть окружён светом и быть в неизвестности и находясь в темноте быть в иллюзии. Иди и займись уборкой в саду. Это единственное занятие на сейчас, которое отвлечёт тебя. Пространство определяет твоё отсутствие. А сейчас не думай над этим иди и прими это в себя…