Особенности главного вопроса

Юрий Анников 2
- А что? Есть такой вопрос? Главный!?
- Да. Если от решения одного – зависят все другие вопросы жизни, то он – главный! Для каждого из нас и для всех людей. Вопрос и вчерашний и сегодняшний, простой и чёткий: «Есть Бог или нет Бога?»
…!
- Но если есть такой Вопрос… и если его надо решать всем, каждому и всегда…, то, значит, он - «вечный»? Тогда… есть ли смысл его решать?!
- Логично, если вы склонны ВЕРИТЬ доводам одной из сторон ДУМАЮЩИХ людей. Правда, в этом случае придётся согласиться, что вы из числа людей ВЕДОМЫХ. Это – не недостаток, это – особенность. Правда, даже в таком случае нужно сделать ВЫБОР, за кем следовать?
Разумнее всего было бы довериться выбору ваших родителей, но почему-то «нет пророков в своём отечестве». Тогда доверьтесь уважаемому вами человеку, опыту предков (см. 1).
Есть и такие жизненные ситуации, когда людям не до размышлений: выжить бы! Но и тогда каждый из нас проживает этап особого любопытства в детстве, в юности. В это время никто не упрекает нас за размышления. Даже если, повзрослев, мы сами начинаем стыдиться «порывов юности зелёной» и одёргивать уже сами себя: дело надо делать, а не «умничать»! Но молодым прощаем. Понимаем: для них это - вполне нормально! Пусть хоть они, на короткий период попытаются «дотянуться»!

Так что давайте ПОПЫТАЕМСЯ, хотя бы однажды ДЛЯ СЕБЯ сделать мысленное усилие. Тем более это нужно людям с задатками лидеров, ВЕДУЩИХ за собой. Для них это - естественно! (см. 2).

Но пора начинать основную тему.

Вопрос: «Есть Бог или Его нет?» исключителен не только по значимости, но и в своей постановке. А именно: мы сразу же должны понять разницу в УРОВНЯХ вопрошания и предполагаемого Ответа. Ведь вопрос задан человеком, а Ответ (если он положительный), ожидается «с Неба»! (см. 3).
Впрочем, при склонности к ожиданию отрицательного ответа - о Небе можно не думать. Но тогда и вопрос незачем задавать. Хотя… мы упоминали качество любопытства, говорили о том, что… ну, «хотя бы однажды! Пусть ДЛЯ СЕБЯ…»

Надо отметить ещё кое-что из сферы взаимодействия автора с читателем. Сделаем это в отдельном отступлении (см. 4).
А здесь - продолжим.

Итак, особенность имеется уже в самой постановке. Но не только.
Глубоко озадачивает, что многовековое и упорное желание думающими людьми решить этот вопрос «голой» логикой, обоснованного ОДНОЗНАЧНОГО ответа не выявило! Не является ли этот факт сам по себе - некой «подсказкой"?! Ведь одно из современных утверждений логики гласит: отсутствие результата (в исследованиях) – тоже результат!
Возникает предположение, что, может быть, дело не только в недостаточности логических усилий, но и в чём-то ещё? В чём же?!
Может быть, … в недолжной подготовке к вопрошанию? Ведь если Он есть, тогда мы действительно «вошли в приёмную Неба»! И здесь ЯВНО имеет значение наше поведение, тон обращения!
(Кому из обратившихся вы поможете с большей готовностью, если вдруг услышите: «Эй, ты, где тут выход?» или: «Помогите, пожалуйста, я заблудился»…)

Значит, уже на подходе к ВОПРОСУ мы ощутили не только его значимость, но и необходимость вести себя ДОСТОЙНО, ожидая Помощь.
Одним из проявлений достоинства является естественная вежливость.
Быть естественно вежливым – это не выполнение правил некого этикета, но нечто большее: соблюдение естественного, искреннего уважения к собеседнику.
Мало того! Даже, беседуя с САМИМ СОБОЙ, но о чём-то Сокровенном, мы обязаны «соответствовать» высоким помыслам и искренне уважать их!
Вторая сторона достоинства: необходимо и самоуважение. Скромное, но должное! Чтобы вопрос выглядел не вопросом ребёнка, а ответственным!! Не для праздного любопытства, а как жизненная необходимость!!
В чём ещё логика допустимости самоуважения нынешнего человека, обращающегося к Небу с максимально искренним почтением?
Если Творец есть, то Его разум не просто много выше человеческого (ведь Он сотворил ВСЁ, в том числе и разум вопрошающего о Нём человека!). Сотворил для чего-то такого, что никак несовместимо с желанием ощутить своё превосходство. Даже человеческая мудрость не позволит себе подобного сомнительного желания! А мудрость Бога, мы уже решили, несоизмеримо большая!
Так что, самоуважение – также естественно, как «уважение» ребёнка к себе при общении со своими родителями. (См. 5).
Но, имейте ввиду: уважение к себе мгновенно искажается, если вы допустите малейшую неискренность, какую-то корысть, ту же гордыню … Не забывайте: вы общаетесь с Небом!!! И погрузились по собственной воле в сферу очень тонких граней!

Итак, выявлено уже три особенности:
*) разница в «энергетических уровнях» человека, ставящего вопрос, и Той, от которой ожидается Ответ;
*) необходимость быть естественно вежливым, максимально почтительным в своём вопрошании;
*) необходимость чувства самоуважения, вмещающего в себе скромное достоинство и, одновременно, - ответственность.

Возможен вопрос: что-то всё непросто, столько оговорок, требований…
А что вы хотели? Верующим, конечно, проще: погрузились в молитву и общаются с Небом! (Пусть, это – кажущаяся простота!) А мы хотим, оставаясь атеистами, опираясь на человеческую логику, - максимально приблизиться к ответу на основной вопрос жизни!
Да, Оно – «Небо» – открыто всем жаждущим. Но! Требует привести свой внутренний мир в порядок, на должный Уровень. Иначе, попросту, мы не сможем понять Ответ! И общение не будет иметь смысла.

И вот, почувствовав свою готовность, мы спрашиваем:
«Творец! Если Ты есть, то мы – Твоё создание и, по своей сути, мы – постоянное вопрошание. Разреши приблизиться к Тебе с вопросом о Тебе?! Насколько это возможно!»
И замираём с надеждой: мы где-то слышали: «Стучитесь и вам откроется!»

«Открывается» не «по звонку», а, возможно, уже в период подготовки. Нам даже кажется, что это – наша «собственная» догадка, возникшая по вдохновению! (См. 6).
И, растворяясь в своём вопросе, мы СПРАШИВАЕМ УЖЕ У СЕБЯ: а нужно ли было Творцу, «заканчивавшему программу» устроения человека, вложить в Своё создание УМЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИ ДОКАЗАТЬ, что Творец есть!? Тем самым избавить…
… человека от Сомнений,
…а Его, Отче, – от Ожидания получить ответ от каждого из нас: «Сможешь ли ты поверить в Меня сам, без страха наказания за неверие?!»

И ответ ПРИХОДИТ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, вполне обоснованный даже человеческой логикой:
«Нет! Такое умение человеку категорически НЕ НУЖНО!»

Ведь нынешний человек САМ УНИЗИЛ бы себя, соглашаясь на звание  «человека-куклы», неподвижной в развитии!
И, наоборот, человек невольно ВОЗВЫШАЕТ себя, предполагая в Боге - Создателя, ожидающего видеть в каждом из нас творческое личностное начало со стремлением к Его «образу и подобию»! (См. 7).
Да, не сегодня и не завтра, возможно, даже не в реальной земной жизни. Пусть «образ и подобие» - это, всего лишь ПРЕДЕЛ, который может быть достигнут только в «вечной жизни» Духовного Мира! С предварительной подготовкой и РАБОТОЙ НАД СОБОЙ в сегодняшней земной жизни! А начало этой работы – в решении Божественной Задачи о «свободе выбора» - верить или не верить в Него?
Вот что мы, люди, отвечаем СЕБЕ САМИ, думая с максимальным почтением о нашем Создателе!
Это и есть ответ на вопрос, почему не нужно (и невозможно!) логическое доказательство о сущности Бога!

Да, это - не решение самого Вопроса, а лишь понимание, что он всегда должен оставаться Главным у живого ищущего человеческого разума. Даже у сомневающегося атеиста.
Главный вопрос ЖИВЁТ вместе с нами. А мы взрослеем, возрастаем. Меняются и наши аргументы для себя, для слушающих нас детей.
Мало того! Постоянно находя всё новые аргументы о сущности Бога, мы СОВЕРШЕНСТВУЕМ свою жизнь. Обретя ОПОРУ, мы становимся спокойнее, увереннее в помыслах и поступках. Даже характер наш меняется к лучшему!
И мы вспоминаем: а ведь началось всё с подготовки себя к Вопросу!! С обретения естественной, искренней вежливости, максимальной почтительности к Небу, к высоким помыслам! С умения сочетать в себе скромное достоинство с ответственностью за вопрошание… даже к самому себе, думающему о Сокровенном, о Запросах своей Души!
Научившись со-ОТВЕТ-ствовать, начинаешь ЧУВСТВОВАТЬ Ответы!

Ответ «Бог есть!» - главная истина Жизни. К истине этой должен прийти каждый усилиями мыслей предков и своего разума. Или искренней живой верой.
Остальные истины – вторичны! Но, опираясь на одну - Главную истину, все они приобретают качество Цельности и Взаимосвязанности!
И наоборот: отсутствие фундамента предопределяет всегдашнюю шаткость всех НАДСТРОЕК, а, значит, тщетность усилий! Это ещё один довод о необходимости поиска фундаментальной истины!
________________________________________________

Отступления, замечания.

«См. 1»:
По поводу уважения к предкам. Слышали ли вы, например, как понимал Бога Аристотель? Он говорил:
«Бог – это разум, который мыслит сам себя. И мысль его есть мышление о мышлении!»
Не правда ли, древнее изречение поражает неожиданной глубиной и заставляет ЗАДУМАТЬСЯ!!
Да, и у Аристотеля были ошибки. Например, в части понимания закона падения тел. Но тогда понятие «вакуум» чётко не было осознано. Время ждало Галилея.
Так что, начиная о чём-то думать, лучшее побуждение – обратиться к истокам мудрости предков! (А худшее – отмахнуться от неё).

«См. 2»:
Но ведомые и ведущие – отнюдь не «худшие и лучшие». Жизни требуется РАЗНООБРАЗИЕ в общечеловеческом её ощущении. Но, одновременно все люди должны быть едины в тяге к жизни. В итоге каждый (и вождь и солдат) может стать выдающимся, уважаемым, достойным подражания в среде себе подобных!

«См. 3»:
Давайте договориться понимать «Небо» - как понимали его древние люди нашей веры, как понимал его Пушкин, восклицая: «И внял я Неба содроганье и горний ангелов полёт». То есть «Небо» - это созданный Богом Духовный Мир в отличие от нашего земного «реального мира». В Духовном Мире у Бога есть многочисленные помощники – вестники (Ангелы). А Сам Бог доступен для общения только в молитве.

«См. 4»:
Согласитесь, было бы неуместным, если бы я пришёл с этой «беседой» в аудиторию верующих людей. Нет! В первую очередь, мне интересны АТЕИСТЫ. (Ведь в недавнем прошлом почти все мы были такими!)
Правда, воинствующий атеист мне не интересен так же, как религиозный фанатик. Оба – предпочитают крайности. Бездумность вызывает сожаление!
А вот люди думающие, ищущие, уважающие логику – притягивают! Правда, в одном отношении все мы должны быть подготовлены изначально, внутренне: необходимо соблюдать ПОРЯДОЧНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ. Они – как чистый воздух при шествии по жизни.
Иногда это бывает «в крови». Как правило, приобретается воспитанием. При работе разума над собой – убеждённостью.
Чистые воздух, вода, пища – нужны человеку ДЛЯ жизни. Чистый разум нужен Жизни ОТ человека!!

«См. 5»:
Представим: к вам обратился малыш с просьбой утвердить свои догадки, размышления…
- Папа (мама)! Я вот увидел там… непонятное. ПОДУМАЛ и решил, что это, наверно, … то-то и то-то? А ты что об этом думаешь?
Умный родитель замирает. Свершается таинство: малыш рассуждает! Пусть неверно, но САМ! Первый раз можно даже не поправлять его, а «неопределённо согласиться», понимая: это - сфера очень тонких внутренних становлений! Не спугнуть бы?! И мать отвечает: «И я думаю также!»
Но, допустим, ребёнок почуял: родителям нравятся его рассуждения. И решил использовать этот приём для какой-то своей выгоды.
В ответ на «росток» хитрости ребёнка - умная мать сначала покачает головой, надеясь, что дитя мгновенно устыдится, почувствовав родительскую укоризну. И «это» не повториться.
(Ах, как мало ныне матерей, склонных к таким приёмам воспитания! И как мало детей, стыдящихся укоризны!)
И знаете, почему? Если бы мы сами верили, что Бог есть и прививали ребёнку эту веру, повторяя: «ничто не может быть скрыто, всё тайное становится явным» - дитя привыкло бы к ощущению «всевидящего Ока» и стыд за неблаговидные поступки у него стал бы естественным! Лично я, например, недополучил от своего отца именно такой грани воспитания! Главная обязанность отца – воспитывать детей постоянно СВОИМ ПРИМЕРОМ отношения к жизни. Но иногда он ОБЯЗАН разговаривать с ними тихо, интимно, серьёзно, призывая Разум! Для матери тоже важен постоянный ПРИМЕР, но главный её призыв – убеждать Любовью!
Русский классик В.Г. Короленко говорил: «Когда никто не увидит и не узнает, а я, всё-таки, не сделаю – вот что такое совесть!» Согласитесь: мысль достойная, но забытая.

«См. 6»:
ВДОХНОВЕНИЕ! Кто его «вдыхает» в нас? Чьё это «дыхание»? Не о нём ли говорится в Библии словами, понятными нашим предкам: когда Творец в человека, созданного «из праха земного» «вдунул в лицо его дыхание жизни»! (Быт 2:7).
Как материалист может объяснить озарение или вдохновение разума человека? После чего неизвестный поэт П. Ершов вдруг сочиняет гениальную сказку «Конёк-Горбунок»!? А провинциальный писатель П. Бажов вдруг приобретает способность украсить словесными самоцветами уральский фольклор и создаёт – «Малахитовую шкатулку», «Серебряное копытце»?!
Открываем «Советский энциклопедический словарь» 1984 г. В статье об Андрее Рублёве говорится, что его «произведения отличают глубокая человечность и возвышенная ОДУХОТВОРЁННОСТЬ образов…» Правда, в этом словаре нет объяснения словам «одухотворённость» и «вдохновение».
Люди древности готовили себя к акту вдохновения молитвой, постом… Не поэтому ли вдохновение А. Рублёва проявилось не только при создании «Троицы». И не потому ли древние иконописцы считали невозможным считать себя авторами созданной иконы? Нет, они чувствовали себя всего лишь рукотворным придатком ниспосланного вдохновения!
Современные люди считают вдохновение – сугубо своей заслугой, как полученное наследство.

«См. 7»:
На мой взгляд, сравнение человека с ребёнком, а Бога с Родителем – вполне уместно. Вот что хотелось бы добавить.
Ребёнок, взрослея, с изумлением «открывает», что окружающий мир изменяется! Ему иной раз кажется, что даже родители его – уже не те! Ведь раньше они казались некоей «живой частью гнезда». Впрочем, и весь мир умещался в этом гнёздышке!
Потом он помнит родителей – уже как учителей своего Полёта! Потом… ребёнок мастерит себе куклу. «Оживляет» её в своём воображении и очень любит её, «родную»!
Чуть погодя, отвлекается от неживой куклы и привязывается к живому котёнку, к щенку. Растёт вместе с ними, и с ростом малыша уносится вдаль его взгляд, и окоём раздвигается до ранее неведомого…
Люди (все вместе) тоже взрослеют. «Взрослеет» их понимание Мира, и религиозное сознание. И мы возрастаем в понимании величия нашего Творца!!
Возрастание – ответственное внутреннее движение. Иногда – и привнесённое! Тогда низвергаются в Днепр деревянные Идолы. Но «резать по живому» - необходимость очень редкая. Чаще - более действенной является ПОСТЕПЕННОСТЬ. Она - сродни проникающим в землю корням дерева: тем более глубокими и мощными, чем выше становится ствол.
Ребёнок! Будь достойным своего Родителя!

(Воинствующий атеист – будто детдомовец, не желающий обрести Родителя!)