Премия за знания

Виктор Некрасов
На фото: один из рисунков на стене в вестибюле школы (27/12. 2011г.)

 Около тридцати лет я веду  дневник  наиболее  значимых,  на мой  взгляд, событий, происшедших за день, или просто интересной информации.  За эти годы набралось пять увесистых  ежедневников. В данных же воспоминаниях, чтобы не утомлять читателя рутиной, я попытаюсь  рассказать   только о тех  событиях и делах, которые  мне запомнились за годы моего руководства школой. В них я не претендую на роль  первооткрывателя каких – то новых  направлений в педагогике,  на своё исключительное место среди директорского корпуса, как, скажем, Сухомлинский В.А.  Просто для меня эти события достаточно значимые и, возможно, кому-то будут полезны для работы  или интересны для чтения.
 

         Как-то ещё  будучи учителем в одну из  летних поездок в Эстонию я  решил  с женой совершить экскурсию в какой-либо пригородный посёлок. Отъехали  на автобусе от Таллина километров двадцать-тридцать и  вышли в  одном из них.  Название его я уже не помню, но хорошо запомнил, что он входил в колхоз имени Кирова. Колхоз был очень богатый и знаменитый на всю республику. Мы решили пройти по посёлку, посмотреть, как живут люди, что полезного можно перенять для себя. А посмотреть было что! Это и чистота на улицах, и  асфальтовые  или  бетонные тротуары, и обязательные газоны и цветы перед каждым домом. Все хозяйственные постройки и овощные участки только за домом. Нас (в основном гостеприимно)  приглашали на усадьбу, показывали, рассказывали. Мы воочию убедились, что и в деревне можно создать  прекрасные бытовые  условия для жизни и в то же время, ведя  домашнее  хозяйство, иметь красивейшие уголки природы на усадьбе. Заходили мы в местную больницу, детский сад, Дом культуры и, конечно же,  в школу. Ремонт там или уже был закончен, или он просто не требовался по причине  её прекрасного состояния. Директор школы, эстонец с финскими корнями, любезно провёл экскурсию, и мы увидели настоящую «школу-сказку». Рассказал он нам и о том, как поощряют они  отличников и хорошистов  стипендиями из колхозного фонда  материального поощрения.


Перед началом нового  1987/88 учебного года по вопросу выплаты  стипендий ученикам я поделился с педагогами школы, с руководством колхоза имени Фрунзе. Обсуждение вопроса вынесли на совместное заседание правления, парткома (я был членом и того, и другого органа) и профсоюзного комитета хозяйства. Присутствовали и педагоги. Идея нашла поддержку. Стипендии решили выплачивать учащимся  4-11 классов. Ученики  начальных классов  всегда отличались большим усердием, и качество знаний у них и без того было выше, а нововведение дополнительно  побуждало их заинтересованность в учёбе, чтобы в будущем быть в числе стипендиатов. Размер вознаграждения  для хорошистов - из расчёта 10 рублей в месяц, а для отличников -20 рублей. Таким образом, отличник за учебный год мог принести дополнительно в семейный бюджет 180 рублей, которых с лихвой могло хватить на  приличный костюм, рубашку и обувь для стипендиата. Стипендию решили выдавать по итогам полугодия.  Из  350-ти учеников школы  около  200-т обучались в средних и старших классах.  В первый год число хорошистов составило около 40  процентов и не менее 10 – отличников. В последующие годы их число возросло соответственно до 50 и 10-ти процентов.


Решение о выдаче стипендий распространялось также на Приозёренскую и Плосковершинскую неполные средние школы, располагающиеся на территории колхоза. Списки, заверенные директором школы, завучем, классными руководителями, членами учкома, совета дружины и комитета ВЛКСМ, передавали в правление колхоза. Стипендии вручали  в торжественной обстановке на общешкольной линейке.


          РОНО  наше начинание одобрил.  Заведующая отделом народного образования Н.Т. Тишанинова на семинаре директоров школ высказала мнение, что наш опыт заслуживает распространения.  В некоторых хозяйствах района этот почин взяли на вооружение. Жизнь показала эффективность нововведения. Во всех школах, где выплачивались стипендии,  значительно повысилось качество знаний учащихся, увеличилось число победителей  различного уровня  олимпиад, а также возросло  количество  поступивших в  высшие учебные заведения. Выплачивались стипендии до середины девяностых годов, пока не  ликвидировался колхоз.


  Многие школы, и наша  в том числе,  перечисляли деньги в различные благотворительные организации и фонды. Среди них Советский фонд мира, Защиты детей и другие. Для этого зарабатывали деньги на субботниках, собирали макулатуру и металлолом, проводили ярмарки солидарности. Нередко собирали средства на дорогостоящее  лечение сверстников из других школ района. У детей и взрослых было какое-то обострённое чувство взаимопомощи, если хотите (не для праздного словца), настоящей братской солидарности. На всю жизнь мне запомнилось такое проявление в  связи с землетрясением в Армении в декабре 1988 года.

             Буквально на следующий день после того, как всю планету облетела весть о страшном землетрясении, происшедшем в Армении, в нашей школе состоялся митинг.  Взрослые и дети были единодушны в своём решении  оказать помощь пострадавшим. Первый взнос от педагогов,  учащихся и технических работников нашей школы поступил на счёт №700412 в этот же день (передо мной статья из районной газеты «Пришли на помощь»). Составил он 814 рублей. Однако этого посчитали все недостаточно,  поэтому решили обратиться в правление колхоза с предложением: провести субботник в хозяйстве и все заработанные средства перечислить на известный счёт в Жилсоцбанке. Через несколько дней  дополнительно  было перечислено около  одной тысячи  рублей.  И всё это было сделано  искренне потому, что  и взрослые, и дети понимали, в какую страшную беду попали наши армянские друзья.


И последнее, о чём я хотел бы рассказать  в этой главе, – об эстетическом  оформлении школы.  К концу 80-х все деревца и кустарники перед школой поднялись в росте и своим разнообразием и ухоженностью радовали глаз  как хозяев этого зелёного рая, так  и всех, кто посещал школу. С первых дней после перехода в новое здание весь коллектив школы  занялся озеленением  помещений, не нарушая при этом нормы светового режима и свободного пространства. Особая роль и заслуга в озеленении коридоров, вестибюля и территории около школы принадлежала моей жене, Некрасовой Людмиле Васильевне, руководившей кружком «Юный цветовод». Занималась она любимым делом не только  во время занятий кружка, а гораздо больше, и вскоре  школа превратилась  в   огромную цветочную оранжерею.

             Но одна мысль всё же не давала мне покоя. Непременно хотелось  красочно оформить первый этаж, где обучались начальные классы, размещалась группа продлённого дня и  вестибюль. Как-то, находясь в райкоме партии, я  побеседовал на эту тему с секретарём  по идеологии, курирующим   просвещение, Перцевой Лидией Александровной. Рассказал об увиденном мною в эстонской школе,  она загорелась желанием помочь мне. Нелишне сказать ещё и о том, что колхоз частенько посещали различные делегации, в том числе и иностранные. В основном из дружественной нам ГДР (от округа Котбус).  Школа всегда входила в программу посещений этими делегациями, и моя просьба попала на благодатную почву, как говорят. Кроме того, Лидия Александровна сама была  современным  партийным руководителем и всячески  старалась помочь школам в различных вопросах.

          Спустя несколько месяцев после нашего разговора  приезжает  она  в школу с  незнакомой женщиной. Это была профессиональная художница из Донецка. Познакомилась с ней Лидия Александровна в санатории и предложила оформить школу. Галина Владимировна осмотрела предполагаемые помещения и предложила свой вариант  их оформления и примерную его стоимость. А она оказалась довольно высокой, двадцать тысяч рублей. Для сравнения: за эти деньги можно было купить автомобиль «Волга» ГАЗ-24  и «Жигули» классику. В школе таких денег, разумеется, не было, и  спонсировать такую сумму мог только колхоз. Пригласили председателя правления Курьянова Николая Андреевича и главного бухгалтера Кидинову Нину Васильевну. С председателем я был в дружеских отношениях, а Нина Васильевна являлась председателем родительского комитета школы. Кроме того, у каждого было по двое детей, обучающихся в нашей школе. Учитывая эти факты, умение Лидии Александровны убеждать (немаловажное значение имела должность секретаря райкома КПСС), после определённого рода  компромисса  сошлись на семнадцати тысячах рублей.

         Через несколько дней   Галина Александровна приехала вместе со своей дочерью и приличным багажом с красками и прочим оборудованием в школу. Проживать определил я их в комнате пионерской вожатой, а питались в колхозной столовой. Через три месяца  все работы были выполнены. Вестибюль, спальная и игровая комнаты были расписаны персонажами известных детям сказок и природными пейзажами. Первый этаж превратился по-настоящему в сказочный городок!    


       С той поры прошло уже более двадцати лет, но  ни один рисунок не померк, не утратил своей свежести и не испорчен. Все главные действующие лица  этой операции  «Сказка» живы, все на пенсии,  а деньги, затраченные на оформление, не пропали даром, так как вложены в прекрасное, доброе дело.  Повествование  о памятных делах читайте  в следующих главах.