Жил да был в кухне за печкой валенок. Жил он там давным-давно, к печке своей привык, свалялся, слежался, потерял и форму, и вид и забыл уж даже, когда в последний раз на свет Божий выглядывал, когда морозным воздухом дышал, когда по снежку пушистому прогуливался.
Уж не помнил валенок и того, сколько ему было лет, сколько зим и какого цвета он был, когда был молодым, то есть, новым.
Ничего хорошего от жизни валенок не ждал, ни о чем таком интересном не думал, жил за своей печкой, а проще говоря, валялся там день за днем, месяц за месяцем, год за годом, всеми заброшенный - и не потерянный даже, а просто оставленный когда-то, да и забытый по ненадобности.
Так бы и пропал валенок: моль бы его съела или мыши погрызли, да случилось однажды непредвиденное.
Приехали в избу городские гости, понавезли всяких подарков хозяевам: халатов банных, шапок вязаных, пирогов заводских, да бананов заморских, а еще привезли телевизор, включили на кухне, и давай «каналами щелкать», искать, что в мире интересного делается.
Валенку за печкой все кухонные разговоры отлично слышно. Только раньше тут о чем говорили? У кого корова отелилась, у кого картошка уродилась…. А теперь, при телевизоре-то, и про нефть, и про футбол, и про ЖКХ, и про выборы …. Теперь валенок в курсе всех мировых событий был и про скуку свою совсем забыл даже.
Лежит валенок за печкой, новости слушает, в смысл последних событий вникает и его старую голову сверлит неотвязно одна мысль: как бы посмотреть на все это разнообразие, про которое по телевизору рассказывают.
Стал он потихоньку выбираться из своего убежища – из-за печки то есть. Карабкается мало-помалу по ветоши соседней, продвигается сантиметр за сантиметром поближе к свету, тянется в ту сторону, откуда телевизор свои новости вещает – упрямо так ползет и думает: я не я буду, если не увижу всей этой красоты житейской.
Двигался так, наш герой, двигался и… свалился с печки.
-Батюшки мои,- закричали люди,- да никак валенок с печки свалился!
- Откуда же он тут взялся? Мы уж сто лет никаких валенок не носили. Вот чудо, так чудо.
- Да он и на валенок-то не похож, да и не на что уже не гож. Выбросить его, да и вся недолга.
Взяли люди наш валенок за голенище и выкинули на улицу, прямо на дорогу.
Шмякнулся он в самую середину проезжей части, пыль столбом поднял.
- Ну, вот еще, - проворчал росший неподалеку подорожник,- не хватало нам тут хлама перед самым носом. Дуй отсюда, старая калоша, нечего солнечный свет добрым растениям загораживать.
- Это ты что ли добрый? – не поддался на испуг наш валенок.- Ты, который вместо «здравствуйте»: «убирайтесь вон» – говорит? Да уж, не в лучшую сторону изменился свет за сто лет, если в нем незнакомцев худым словом начали встречать.
Стыдно стало подорожнику: чего, думает, напустился на обуинку? Ничего особенно плохого этот старый башмак не сделал, тычинку не поломал, листьев не помял, а пыль тут после каждого прохожего столбом стоит. Что же на каждого теперь с кулаками бросаться? Да и улеглась пыль-то вскоре, повода сердиться, как не бывало. Наклонил подорожник свою длинную шершавую голову к валенку и повинился.
-Прости,- говорит, - незнакомец, за грубое слово. Это я сгоряча на тебя бранился. Конечно, не виноват ты, что тебя из дома вышвырнули, сам, поди, ушибся, когда о дорогу ударился.
А валенок и рад простить аборигена. Да и то, правда, со скандала путешествие начинать – это лучше вообще от ворот не отходить: все равно удачи не будет. А подорожник, вишь, прощение попросил, чего же зазря обиду лелеять и камень на душе носить.
-Ничего,- говорит валенок,- я не обидчивый, да и ты прости, что так с размаху приземлиться мне пришлось, тут у кого хошь нервы не выдержат.
Помирились, обнялись, а потом знакомиться начали (так в жизни тоже бывает).
Рассказал валенок подорожнику свою историю, как за печкой лежал, да жизнью заинтересовался, а через это и выброшен из дома был совсем.
-Что же теперь делать будешь?- спрашивает подорожник
- Пойду по свету гулять, жизнь узнавать новую. Авось новая жизнь не хуже старой будет, авось найдется и мне, древнему, какое-нибудь дело.
-Правильно думаешь,- одобрил подорожник,- иди с Богом, а если какая помощь потребуется, то мою родню в любом месте у дороги найти сможешь.
* * *
Пошел наш валенок в путешествие по Российской земле. А земля российская – великая! По степям и по горам, по лесам и по болотам, по теплым морям и по студеным краям в ней люди живут. Народов разных видимо – невидимо.
Постановил наш герой начать с самого севера. Так рассудил, что уж если он кому и нужен еще в этой жизни, так это северянам. У них там вьюга, да мороз, стынь, да буран – пусть рассудят сибиряки, как дальше валенку быть.
Сибиряки валенок увидали, заулыбались: проходи, друг сердечный, гостем будешь!
Обрадовался валенок, гостеприимству сибирскому, а все-таки спрашивает:
- Как думаете, сибиряки, нужны ли вам еще валенки? Или сапоги да ботинки заморские лучше меня в морозы греют?
- Что ты, родной, - смеются сибиряки, - да в нашей стороне зимой без шубы и валенок нос на улицу не высунешь. А женщинам по сибирским сугробам в сапожках на каблуках ходить - и смех, и грех, и для здоровья опасно. Так, что ты не гость у нас, а самый что ни на есть главный хозяин. Живи в Сибири и никуда от нас уходить не собирайся.
Обрадовался валенок такому разговору. Не совсем еще – думает – я списанный персонаж. Нужен еще людям, хоть бы и в Сибири. Правда, Сибирь еще не вся Россия, дай-ка, я в среднюю полосу загляну, не пригожусь ли тамошним жителям.
С этими думками наш герой в центральную Россию подался, везде людей спрашивал: нужны ли им валенки зимой? Не выбросили ли их на свалку истории? Не променяли ли на модные сапоги и ботинки?
Улыбаются, россияне в ответ: испокон века валенки считались лучшей обувью для гуляний на Руси. В них масленицу праздновали, колядовали, хороводы водили, плясали под гармонь.
- Мы, конечно, люди современные, - говорят россияне,- в ХХ1 веке живем, по городу на машинах ездим, в метро, опять же, валенки не поносишь. Только, всю зиму в городе не просидишь, душа на природу проситься, в снежном лесу побродить, иней с сосновых лап посбивать, в пушистых сугробах поваляться, с ребятишками бабу снежную слепить, на лыжах и санках с горок покататься. А для всей этой радости валенки нужны для всей семьи – от мала до велика. Оставайся-ка ты с нами, мил друг, валенок, да живи у нас в средней России, нам на радость и на здоровье!
Дивиться валенок такому радушию, а самому приятно, счастье его распирает от того, что нужен он людям и привечают они его.
Дай-ка, думает, в южные земли схожу: слыхали ли тамошние люди про мое существование, или я для них как диковинка какая-нибудь буду?
Пошел наш герой в южные земли, искать свою правду. Шел, шел, по степям, по горам пробирался, притомился, стал по сторонам приглядываться, где бы на ночлег устроиться.
Видит, в поле огонек горит, добрый человек костер зажег, ужин себе греет. А кругом лошади пасутся: хвостами от мошек и комаров отмахиваются.
Подошел валенок поближе:
-Здравствуй, добрый человек,- говорит пастуху,- не пустишь ли на ночлег?
- О!- воскликнул пастух.- Кого я вижу! Валенок сибирский в наши южные края забрался! Неужто проведывать сестрицу свою, кошму, пришел. Вот она, родимая, всегда со мной, и в зной и в холод, буркой на плечах джигита, ковром в юрте, одеялом в степи, скатертью в кругу друзей – универсальная вещь для человека, незаменимая.
- А валенки тебе ни для чего не годятся? – с надеждой спрашивает пастуха наш герой.
- Кому же валенки не годятся?- улыбается пастух. - Да знаешь ли ты, голова катаная, что валенки не только от холода, но и от жары людей спасают: ноги в них не потеют, воздух в шерсти свободно циркулирует, вот и зовут люди валенки "сухой грелкой".
Сама царица Екатерина Великая носила пимы под кринолиновым платьем. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой шерсти.
При Анне Иоановне придворные дамы надевали валенки с бальными платьями. И Петр Первый катанки ценил. После праздничных застолий любил государь окунуться в прорубь и требовал валенки принести, чтобы самочувствие царское на поправку шло.
Так что, уважаемый, мы тебя всегда с дорогой душой примем: ведь в валенках ноги усталые здоровья набираются, от болезней избавляются и силу восстанавливают.
- А почему так происходит? – спрашивает валенок.
Улыбается пастух, объясняет валенку:
-Пока на овце шерсть растет, она все приволье трав полевых, всю силу ветров степных, всю мощь дождей небесных, всю чистоту источников горных в себя вбирает. Чабаны овец остригут, пимокаты шерсть переберут, промоют, расчешут, разложат по болванкам и давай варить, катать валенки.
Кто их потом наденет, тот породниться с привольем травы, силой ветра, мощью дождя и чистотой родника. Сразу ему здоровья прибавиться.
Понял ли ты, валенок сибирский, какой удивительный род у тебя?
- Понял, - сказал валенок.- Спасибо тебе, добрый человек. Покоен теперь буду я, уверен буду, что люди не выбросят меня на свалку истории. Какими бы красивыми и модельными не были сапоги, а у меня, валенка сибирского, всегда найдутся поклонники, не зависимо от модных веяний и гламурных течений.
Сказал так валенок, и побежал род свой увеличивать.
А как же иначе? Со дня на день спрос пойдет на валенки, а их у нас всего ничего осталось. Надо срочно возрождать ценный товар.
Пастух провожает своего гостя неожиданного:
-Беги скорее, валенок сибирский, ты и сам еще цены себе не знаешь.
Улыбается пастух, вспоминает, как самый главный модник планеты, прозванием Карден, вертел в руках валенки и, прищелкивая языком, на ломаном французском языке повторял:
- Ка-ра-шо! Ощень ка-ра-шо!
А уж этот модник толк в нарядах знает.
+ + +
Прибежал наш путешественник домой и давай наряжаться. Ведь праздник же у него, считай, второе рождение, а в праздники на Руси издавна наряжаться принято!
Так что, если вы нарядный валенок увидите, так и знайте, это он, наш герой, уютный, теплый, полезный сибирский валенок в ХХ1 век пошел, свое второе рождение празднует.