Два полушария - два сознания, два вида мышления и

Лариса Викторовна Светличная
                Заключение

Подводя итог всему вышеописанному в разделе "Неосознанное общение", можно сказать следующее.
В 70-х годах прошлого века после операций на мозге, отделяющих полушария друг от друга, обнаружилось, что у человека есть два сознания, которые мыслят и ведут себя по-разному. После разделения мозга левое сознание пациентки (владеющее речью и логическим мышлением) всегда пыталось объяснять вслух действия её правого сознания (немого, но понимающего речь). И делало это неправильно, так как не знало о побудительных причинах этих действий, не было у него той информации, которая была у правого сознания. Поскольку экспериментатор не просил об этом пациентку, очевидно, таким путём её мозг пытался частично восстановить утраченную связь между полушариями. Речевое сознание названо доминирующим, работу немого сознания люди не ощущают и не осознают. Пациентка с разделёнными полушариями также не ощущала, что у неё - два сознания.
Роджер Сперри, впервые осуществивший операцию по разделению мозга в 1974г, писал что  «каждое полушарие ... имеет свои собственные ... отдельные ощущения, восприятия, мысли и идеи, полностью обособленные от соответствующих внутренних переживаний другого полушария. Каждое полушарие - левое и правое - имеет свою собственную отдельную цепь воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого. Во многих отношениях каждое из них имеет как бы отдельное собственное мышление» (курсив мой).
Путём самоанализа легко заметить, что существует осознанное мышление, которым руководит доминирующее речевое сознание, и неосознаваемая работа мозга, результат которой доминирующее сознание получает  в виде «интуитивного» знания или чувства. Во время  осознанного мышления речевое сознание задаёт своему мозгу вопрос в виде мысли, выраженной словами, цифрами или понятием. Ответ на поставленную задачу это сознание  всегда получает в  виде смыслового понятия  (кода, общего для всех народов), которое мозг сразу или через некоторое время оформляет в слова (на соответствующем языке), цифры, формулы и т.д. 
Неосознанное мышление человека, вероятно, подобно тому, которое есть у животных с развитым мозгом, но, естественно, на более высоком уровне. Роль доминирующего сознания заключается только в ощущении  ЖЕЛАНИЯ достичь цели. Всё, что нужно, просчитывается мозгом по желанию этого сознания, но без его участия. Мозг сообщает ему своё заключение в виде "интуитивного" совета (без логического объяснения), ощущения, или эмоции.
Примеры неосознанного мышления.
Приведу случай, когда я автоматически, без участия сознания, спускалась со скалы. Сначала у меня работало осознанное восприятие и мышление. Осознанно я увидела мелкие уступы, а опыт показал, что они слишком малы, и мои ноги не могут на них удержаться. И осознанное мышление оценило мелкие уступы, как непригодные для спуска. Вывод: спуск для жизни не опасен,  но спуститься я не смогу. И я решила возвращаться. Но я очень устала, у меня не было сил возвращаться назад по крутому подъёму. Я сильно огорчилась, на глазах появились слёзы. Через минуту слёзы исчезли, и я около пяти минут БЕЗ МЫСЛЕЙ смотрела на скалу, не видя на ней  ничего нового. После чего у меня появилось  ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ в том, что я могу спуститься. Я легко и без напряжения спустилась, ощущая, что моими движениями управляет нечто помимо моей воли, но как бы с моего согласия.
Надо думать, при повторном созерцании скалы у меня было неосознанное восприятие, во время которого мой мозг изучил мелкие уступы, соразмеряя их с моей стопой,  нашёл среди них подходящие для спуска, - не покатые, чуть более крупные, чем остальные (10-15см),  - и создал для меня программу автоматических действий. Неосознанное восприятие и мышление у меня включились после осознанного, В ОТВЕТ НА ЧУВСТВА усталости и сильного огорчения, граничащего с отчаянием, чтобы найти для меня выход более приемлемый, чем тот, который нашло осознанное мышление (возвращение назад).  И свой вывод неосознанное мышление сообщило мне, моему доминирующему сознанию,  ТОЖЕ В ВИДЕ ЧУВСТВА уверенности, что я могу спуститься.
А вот другой пример. После длительного подъёма на гору и последующего длительного спуска, я очень сильно устала. Остановилась у большой скалы, по которой хотела спуститься, оценила спуск, как опасный для жизни, но возможный.  Другой дороги не было, и я решила рискнуть. Это было осознанное восприятие и осознанное мышление.  Я хотела идти вперёд, а мои ноги сделали два шага назад. Я снова хотела идти вперёд, но мои ноги снова сделали два шага назад. Видимо, в  то время, когда я осознанно рассуждала, моё неосознанное мышление анализировало ту же самую информацию (плюс информацию, недоступную для  меня, и информацию, о которой я забыла), и оценило риск, как неоправданный. И при попытке неправильных действий мозг включил инстинкт самосохранения (аналогичное поведение я наблюдала у животного в ситуации, опасной для его жизни). После этого я неожиданно вспомнила, что видела другую дорогу, безопасную, о которой я забыла, но  мой мозг о ней помнил. Позже я узнала, что спуска с той скалы не было. На этот раз неосознанное мышление воспринимало и анализировало  информацию одновременно с осознанным мышлением, и, видимо, с учётом его выводов.  Здесь тоже имели место переживания чувств сильной усталости, огорчения и обоснованного опасения, желание определённого действия, не ради  забавы (удовольствия), а как необходимость. Только на этот раз мозг отреагировал на них не советом в виде интуитивного знания, а решительными действиями, совершив над доминирующим сознанием насилие.
Эти примеры показывают, что в неразделённом мозге каждый вид мышления анализирует самостоятельно, постоянно обмениваясь полученными выводами. Осознанное мышление  использует информацию от пяти органов чувств, личный опыт и знания, полученные во время обучения. Неосознанное мышление, судя по его результатам, использует всю доступную мозгу информацию, включая готовые выводы осознанного логического мышления. На уровне неосознанного мышления решаются очень многие повседневные вопросы. Можно сказать, все, которые не требуют осознанного мышления, ибо решать всё на уровне осознанного  мышления сложно, долго и нерационально. Доминирующее сознание получает готовую оценку или «интуитивную» рекомендацию к действию.
Но при обоих видах мышления, осознанном и неосознанном, работает весь мозг, оба его полушария. Это можно заметить и без специальных исследований. Например, мозг проводит длительную работу по решению какой-либо задачи, которую осознанному мышлению не удалось решить сразу, Мозг делает это и днём, и ночью, когда оба сознания отключаются. Ибо человеку очень нужно  решить эту задачу, он испытывает страстное ЖЕЛАНИЕ найти ответ, или ЧУВСТВО сильного опасения (страх), обословленное грозящими ему неприятностями, если он не найдёт решения. Или ему просто интересно её решить, ХОЧЕТСЯ, но быстро не получилось, и он отложил это на время, или, ОГОРЧИВШИСЬ, отказался от своего намерения. Человек уже занят другим делом, или отдыхает, а мозг (“неосознанное мышление”), СТИМУЛИРОВАННЫЙ этими ЧУВСТВАМИ, продолжает искать решение. Или происходит заданная доминирующим сознанием работа по извлечению из памяти давно забытых мгновений, которые вдруг, оказались очень важными для жизни человека. И неожиданно, к нему приходит или решение отложенной задачи, или искомое воспоминание. (“Сознание и мышление”. © Copyright: Лариса Викторовна Светличная, 2009. Свидетельство о публикации №2911200555). Очевидно, именно неосознанное мышление проделало эту работу.
Доминирующее сознание общается с использованием речи, осознанной мимики и жестов. Внимательно наблюдая за людьми, можно заметить, что немое сознание общается на немом инстинктивном языке тонкой мимики и взглядов. И то, и другое общение происходит произвольно и попеременно. Но речевое сознание ничего не знает о действиях немого (на  уровне интуиции знает только его результат). Это — неосознанное  общение. Логично предположить, что речевое сознание во время общения немого сознания ОТКЛЮЧЕНО.
Но немое общение — это не только  произвольное общение на уровне второго сознания, сопутствующее речевому общению. Это ещё и инстинктивное общение. Всё инстинктивное поведение основано на сознательном, но не осознанном общени и безусловных рефлексах.
Существуют способы неосознанного немого общения, которые не зависят от воли  сознания, ни речевого, ни немого. Это – РЕФЛЕКТОРНОЕ общение посредством излучения мозга и другие (см. "Неосознанное общение"). Очень многие человеческие реакции имеют двойное происхождение: обусловленные разумным сознанием, и обусловленные инстинктом. Человек, ощущая то или иное инстинктивное чувство,  не осознаёт, что оно возникло рефлекторным путём, и объясняет его себе с позиции осознанного восприятия мира. Например, инстинктивная радость победы является рефлекторной реакцией на чувство поражения противника в психической борьбе, а радость победы мыслящего сознания возникает от достижения своей цели. Разумом люди уважают друг друга за ум, знания, умения, честность, мужество, великодушие и прочие достоинства. А рефлекторно презирают или уважают только за поражение или победу в инстинктивном психическом сражении, не осознавая этого.
На уровне неосознанного общения посредством немого инстинктивного языка и безусловных рефлексов происходит выбор лидера, подчинение ему и создание иерархии в группе.Осознанно члены группы поняли, кто стал лидером, и кто - авторитетными членами группы. Они считают, что выбранные ими люди - самые умные, самые знающие, самые сильные и т.д., не подозревая, что выбор сделал их инстинкт. На уровне немого сознания естественный лидер отдаёт приказы на немом инстинктивном языке, и люди отвечают ему на таком же немом языке. Осознанно члены социальной группы на уровне интуиции поняли, чего хотел от них лидер. Но они НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ о том, что только что общались без слов! В КАКОМ из сознаний они в то время находились? Судя по всему, в немом.
Соответственно двум видам сознания и мышления в социальном инстинкте имеется две лидерских программы. Одна из них координирует инстинктивное поведение НЕМОГО СОЗНАНИЯ, вторая — инстинктивное поведение  ДОМИНИРУЮЩЕГО СОЗНАНИЯ, человеку хочется делать то, что велит ему инстинкт (см. «Неосознанное общение", заключение, от 07.02.2009. © Copyright: Лариса Светличная. Свидетельство о публикации №1902070497. «В стадном инстинкте, соответственно двум видам сознания и мышления, появились две различные лидерские программы управления. Одна из них соответствует  ВРОЖДЁННОМУ СОЗНАНИЮ и руководит инстинктивным поведением. Вторая инстинктивная лидерская программа соответствует ДОМИНИРУЮЩЕМУ СОЗНАНИЮ и предназначена для руководства как сознательным, так и инстинктивным поведением»).
Во время инстинктивного  поведения на доминирующее сознание воздействует сложный инстинкт, направляя его поведение путём влечений и эмоций. Доминирующее сознание  подчиняется инстинктивному влечению добровольно. Т.е. оно не отключается.  Но затем вступает в действие исполнительная программа инстинкта, состоящая из серии безусловных рефлексов общения, которые  НЕ ОСОЗНАЮТСЯ. Индивидуум не может подчиняться разным командам одновременно. Мозг мгновенно переключает каналы управления общением и поведением: с речевого сознания на немое, с сознательного управления на  инстинктивное и обратно. Очевидно, что для этого должна быть особая структура, которая связана со всеми отделами мозга и владеет всей информацией, "внутренний оператор".  Логично предположить, что в этой структуре должны сходиться все проводящие пути и содержаться скопления нейронов, которые обрабатывают информацию и передают её в кору для дальнейшего анализа, откуда готовое решение вновь поступает к внутреннему оператору. Известно, что таламус работает как сложное реле. Он связан со всем мозгом, с корой обоих полушарий и с подкоркой, и в нём имеются несколько крупных скоплений нейронов (“ядра”). Возможно, именно таламус и является “внутренним оператором”?
Между всеми видами управления поведением существует взаимное влияние. Доминирующее сознание, владеющее логическим мышлением, руководит произвольным осознанным поведением и общением. Немое сознание и связанное с ним неосознанное мышление помогает ему в этом, сообщая ему свои выводы в виде «интуитивного» знания или чувства. Сложные инстинкты воздействуют на доминирующее сознание, внушая ему влечение к определённой цели и направляя его поведение эмоциями, а простой инстинкт самосохранения совершает над ним насилие. Доминирующее сознание может преодолеть влечение усилием воли и прекратить инстинктивные действия или игнорировать подсказку интуиции. А после окончания действия простого инстинкта самосохранения человек и животные с развитым мозгом могут поступать так, как  они считают нужным.