О поддержании женской психики

Анатолий Писцов
 «Будущее нации зависит
 не от количества автомобилей,
а от количества детских колясок».
Урхо Кекконен.

«Мне не нужны талантливые дети,                мне нужны талантливые мамы».
П.С. Столярский,
создатель музыкальной школы
для одарённых детей в Одессе.

Резюме-тезисы.
Острота проблемы.
Психофизиологические корни проблемы.
Об особенностях женской психики.    
Формула проблемы.
Основные направления решения проблемы.
О формировании психики девочек.
О формировании психического настроя на родовую деятельность.
О поддержании психики женщин в разные периоды их жизни.
Источники.

Первоначально статья задумывалась как продолжение ранее опубликованной на сайте "Проза.ру" статьи "Об умении человека содержать собственную психику (мужской зал)", но с подзаголовком "женский зал". Однако проработка темы побудила изменить и заголовок статьи, и направленность её содержания. Статья выражает личную точку зрения автора.
Специально для людей с ограниченными возможностями (времени, а не здоровья) заднюю часть «телеги поставил впереди лошади».

Резюме-тезисы.

1. Проблема содержания женской психики в «исправном» состоянии имеет место быть в российской действительности, что подтверждается многочисленными фактами неумелого воспитания детей, деформаций поведения женщин в семье и обществе, относительно раннего прекращения активной жизнедеятельности женщин.
 «Исправность» женской психики можно определить тремя важнейшими показателями:
   - способностью выращивать талантливых детей;
         - уравновешенностью поведения женщины в семье и в обществе;
         - сохранением психического и физического здоровья женщины до преклонного возраста.

2. Сформированная эволюцией двуполая форма существования человеческого вида способствовала повышению устойчивости этого вида, как и большинства животных, при изменений внешних условий жизни.
Как отмечал Шопенгауэр, «раздвоив человеческий род на две половины, природа провела разделительную черту не по самой середине». Женщине досталась роль хранительницы рода, а мужчине - роль развивателя, девелопера рода. Соответственно этому разделению по-разному сформированы органическое и функциональное построение мужчин и женщин.
Полное взаимопонимание между мужчинами и женщинами невозможно в принципе - их различие настолько велико, что образно о них говорят, как о пришельцах с разных планет: мужчины - с Марса, женщины - с Венеры. Можно надеяться  лишь на взаимоуважение - частичку взаимопонимания, и, скорее всего, в том, что непонятность каждой половины имеет право на существование. Непонятность во всем, включая любовь и половое влечение.

3. Большинство проблем современных женщин порождены (и продолжают порождаться) противоречием между необходимостью женщине исполнять ее биологическую роль и желанием пользоваться достижениями цивилизации, в т.ч. все более расширяющимися возможностями получения  разнообразных ощущений от внешней среды, вне родовой деятельности. Эти внешние ощущения становятся, по значимости для мозга, сопоставимыми с внутренними ощущениями от процессов родовой деятельности.

4. Ещё одна сторона женских проблем состоит в несоразмерности общей продолжительности жизни женщины и продолжительности периода родовой деятельности. При общей продолжительности жизни в 70-80 лет период родовой деятельности ограничен 25-30 годами (условно с 16 лет до 45 лет). Даже при позитивном настрое женщины на родовую деятельность она находится в «простое» более половины своей жизни. Так что полноценная «загрузка» женского мозга естественными для женщины ощущениями происходит в течение всего 25-30 лет из её долгой, по сравнению с мужчинами, жизни. Остальные годы жизни женщины бедны естественными женскими ощущениями, мозг её остаётся недогруженным многие годы.

5. Одной из ведущих доминант поведения женщины становится привлечение и удержание при себе мужчины - мужчина нужен женщине сначала для зачатия новой жизни, а затем для помощи в вынашивании, выкармливании ребёнка, в сохранении его жизни, в формировании у него первичных жизненных навыков и умений. Кроме того, мужчина даёт женщине массу необходимых её мозгу ощущений, сколь-нибудь полноценно заменить которые невозможно ничем.

6. Содержание женских функций по созданию и сохранению жизни остаётся практически неизменным на протяжении многих тысячелетий. Сформировавшиеся в течение времени механизмы управления этими функциями закрепились в виде инстинктов и интуиций, позволяющих женщине быстро и точно реагировать на состояние организма ребёнка, а также на самые разнообразные угрозы его жизни. Во многих жизненных ситуациях инстинкты и интуиции женщины многократно превосходят аналитически-конструктивные возможности мужчин по скорости и качеству принимаемых решений.

7. Конечно, рожденный женщиной ребенок растет сам по генетически заданной  программе. Однако практическая  реализация такой программы возможна лишь при обеспечении растущему детскому организму многих жизненных условий.
В ходе эволюции сложилось естественное разделение труда между родителями ребёнка. За отцом закрепились заботы о создании макроусловий жизни, за матерью - заботы о микроусловиях жизни (в эти заботы перерастают сложившиеся ещё в период беременности функции вынашивания ребёнка).

8. Формула проблемы: дисбаланс в психической ориентации женщин на родовую и внеродовую деятельности - ориентация на внеродовую деятельность преобладает, как нарастающая тенденция, над ориентацией на родовую деятельность.
В количественном отношении такой дисбаланс приводит к ограничению рождаемости – женщины ограничиваются рождением в лучшем случае одного-двух детей. В качественном отношении этот дисбаланс ведёт к формированию не вполне здорового нового поколения людей как в физическом, так и в психическом смыслах.
Помимо этого, дисбаланс оказывает негативное влияние на психическое состояние женщин, способствуя развитию неадекватных форм их поведения в семье, в обществе, в профессиональной среде и ухудшению состояния их здоровья.

9. Предлагаются следующие основные направления разрешения проблемы дисбаланса в психической ориентации современных женщин на родовую и внеродовую деятельности.
 • Приравнение родовой деятельности женщины по вынашиванию, рождению и выращиванию ребёнка к общественно значимой трудовой деятельности и, соответственно, оплата такой деятельности наравне с трудовой деятельностью и с последующими отражениями в пенсионных и т.п. выплатах.
 • Создание в России развёрнутой системы семейно-родительского образования.
 • Развитие форм занятости женщин в «простойный период» их жизни – до рождения первого ребёнка и после окончания детородного периода.
 • Формирование общественного мнения по поводу рационального баланса психической ориентации современных женщин на родовую и внеродовую деятельности.
 • Развитие строительства жилья, детских учреждений образовательного, медицинского и реабилитационного назначения.

Острота проблемы.

        Проблема содержания женской психики в «исправном» состоянии имеет место быть в российской действительности, что подтверждается многочисленными фактами неумелого воспитания детей, деформаций поведения женщин в семье и обществе, относительно раннего прекращения активной жизнедеятельности женщин.
 «Исправность» женской психики можно определить тремя важнейшими показателями:
   - способностью выращивать талантливых детей;
         - уравновешенностью поведения женщины в семье и в обществе;
         - сохранением психического и физического здоровья женщины до преклонного возраста.

       Острота проблемы «исправного» состояния психики женщин в России обусловлена, главным образом, социальными факторами, в том числе:
а) разрыв связи времён: утрата, в ходе социально-экономических преобразований в России в ХХ в., семейного психического обучения девочек и женщин в патриархальной семье без компенсации системным психическим обучением их в обществе;
б) развитие коммунистического варианта женской эмансипации в условиях ускоренной  индустриализации, милитаризации и тоталитаризации России в ХХ в.,  в результате чего «освобождение и равенство» женщин обратилось в индустриальное их «закабаление» на исконно мужских рабочих местах с деформацией природной женской специфичности («там трудятся в дыму/ и производят дым,/ не нужный никому,/ ни мёртвым, ни живым», как поётся в современной песне «Шла Саша по шоссе»);
в) непомерная феминизация системы образования, обусловленная во многом упомянутой ускоренной  индустриализацией, милитаризацией и тоталитаризацией России в ХХ в., значительно негативно влияющая на формирование психики как мальчиков, так и девочек;
г) развитие рыночной среды в России в конце ХХ в. и переход к постиндустриальному обществу. Преобладание сферы услуг в таком обществе, при стагнации сферы производства, создаёт женщинам преимущества в материальном обеспечении по сравнению с мужчинами, а это перегружает женщин и деформирует семейные отношения;
д) рост производительности общественного труда, который приводит к увеличению свободных «мощностей» мозга женщин, а это нередко ведёт к недогрузке женской психики, провоцирующей асоциальное их поведение.

        Совершенно естественно наличие противоречий между женщинами и мужчинами, которое можно соотнести с общим противоречием между «настоящим» и «будущим». Такое противоречие бесконечно и неуничтожимо, оно разрешается ежедневно, ежечасно, ежеминутно в нахождении конкретных вариантов действий, необходимых для существования человека. Это противоречие является одним из источников развития человечества.
Полное взаимопонимание между мужчинами и женщинами невозможно в принципе - их различие настолько велико, что образно о них говорят, как о пришельцах с разных планет: мужчины - с Марса, женщины - с Венеры (1). Можно надеяться  лишь на взаимоуважение - частичку взаимопонимания, и, скорее всего, в том, что непонятность каждой половины имеет право на существование. Непонятность во всем, включая любовь и половое влечение.

        Вместо поиска «виновника» в конкретных ситуациях полезнее познавать сущностную природу мотивов поведения человеческих «половин», и на основе такого познания выстраивать приемлемые модели сосуществования этих «половин». Модели, в максимально возможной степени учитывающие устремления каждой «половины», а, значит, в этой же степени отвечающие требованиям «настоящего» и «будущего» всего целого, составленного из этих «половин».
    Исходным пунктом познания мотивов поведения следует, по-видимому, принять тезис «обе половины правы, каждая по-своему».

        Исторически, в рамках патриархата, имел место мужской «перекос» в понимании правоты «половин» - более правой признавалась, и продолжает во многом и сейчас признаваться, мужская «половина». Не углубляясь в причины такого «перекоса», отметим, что в развитых и развивающихся странах в настоящее время имеет место исправление этого «перекоса», идёт процесс женской эмансипации.
    Но, как и в любом переходном процессе, исправление мужского «перекоса» приводит к противоположности, к появлению женского «перекоса» - отстаивая свою правоту, женщины «залезают» в мужские сферы деятельности, зачастую не соответствующие их психофизиологическим особенностям и возможностям, и «манкируют» в известной степени своими, природообусловленными сферами. Помимо неизбежного конфликта с мужской половиной, подобный женский «перекос» существенно деформирует женскую психику, сформированную природой и предназначенную для исполнения действительно женских ролей. При этом, как отмечал Шопенгауэр, «одиночные и частные исключения не изменяют сущности дела» (2, с.632).
       Но, пожалуй, главное негативное следствие женского «перекоса» состоит в серьёзных недостатках формирования следующих поколений людей – и в количественном и в качественном отношениях.

       В порядке отступления и для более полной характеристики состояния эмансипации в современной России, следует вспомнить, что эмансипация женщин в советском варианте проводилась не вполне естественно. По существу, советских женщин насильно «заталкивали» в мужские сферы деятельности в ходе ускоренной индустриализации, всеобщей милитаризации и масштабной тоталиризации управления страной. При этом использовались все возможные способы – от изъятия из семьи мужчин-кормильцев «в пользу Родины» до пропаганды типа «а ну-ка, девушки, а ну, красавицы, пускай поёт о нас страна».
    Мужчины-кормильцы массами «пропадали» на полях вначале лагерно-индустриального труда, а потом и на полях кровавевшей войны, во многом спровоцированной устремлением правящей советской элиты к победе мировой революции. Женщины же  становились, как говорили поэты, «изваянием разлук», «да с грудными на руках». В жизни они глубоко «залезали» в мужские сферы деятельности и на заводах, и в колхозах. Соответственно, до бессмысленного минимума сокращались исконно женские функции по родам, выращиванию и воспитанию детей. О воспитательной талантливости и говорить не приходилось, хоть бы жизнь сохранить. Как при этом перегружалась и деформировалась женская психика, можно только предполагать.
     Ненамного изменилось положение после войны, в ходе наступившей гонки вооружений, когда похвастать можно было немногим – «зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей», да «в области балета мы впереди планеты всей».
     «Коряво» проходит эмансипация и в постсоветский период. Затянувшийся до неприличия этап «дикого капитализма», как переход от социализма и тоталитаризма к рациональному капитализму и демократии, рождает, не справившись со старыми,  новые уродливые формы эмансипации – «уравнивание» женщин с мужчинами по табакокурению, приёму алкоголя, сексуальным свободам, а также развитие, до непостижимых ранее высот, специфически женского потребительства, материального и культмассового.
      «У нас почти каждая третья женщина получает меньше 5000 рублей в месяц. У нас каждая четвертая женщина ежегодно делает аборт. У нас каждый второй брак распадается. У нас ежегодно 8 тысяч детей остаются в родильных домах «невостребованными». У нас не менее миллиона женщин занято тяжелым физическим трудом» - пишет Светлана Бестужева-Лада в 2011 году, характеризуя нынешнее состояние женской эмансипации в России, в статье с символичным названием «Быть женщиной неприлично». (3).
      Помимо неприемлемой деформации женской психики подобная эмансипация имеет серьёзный негатив в формировании «качества» следующих поколений. Татьяна Нескучная
пишет: «С начала 20в. женщина могла более-менее прожить без мужчины, о чем свидетельствуют факты двух мировых войн, затем гражданской войны. Таким образом, появилось поколение, которое, по понятным причинам, воспитали женщины. Оно не имело перед собой мужской фигуры для подражания. Так мы получили первых инфантилов. Второе поколение инфантилизировалось еще стремительнее. Даже если отцы у них и были, в большинстве своем они вели себя как дети. Почему? Потому что образ отца у него в расплывчатом виде. Нянчили мальчиков мамы и бабушки. Папу сын видел только перед сном (вернувшегося с работы). Соответственно, все это время ребенок видит женщин – мать, в садике – воспитательницу, в школе – учительницу, и на всю жизнь заверяет себя, что главная, сильная, умная – это женщина. Доктор Томас Тревисон из Исследовательского института Новой Англии сделал вывод, что мужчины стремительно теряют в мужественности. Обследовав полторы тысячи мужчин, он заключил, что за последние 20 лет общий уровень тестостерона значительно снизился. И пока внятного объяснения этому нет, все же смею предположить, что на сложившуюся ситуацию оказывает влияние чисто женское воздействие и «дамские штучки»: подведенные карандашом глаза, мужские сумочки, черные ногти и панк-рок, обувь на каблуке, виднеющееся нижнее белье из-под джинсов и, самое страшное, эти узкие джинсы!» (4). (Ср.: «Уже у плода мужского пола головной мозг приобретает специфические мужские черты под влиянием андрогенов. Если по той или иной причине воздействия андрогенов на мозг эмбриона не происходит, то он остается феминизированным». (5, с.311).   

Психофизиологические причины проблемы.

Сформированная эволюцией двуполая форма существования человеческого вида способствовала повышению устойчивости этого вида, как и большинства животных, при изменений внешних условий жизни. Средством здесь служит увеличение разнообразия качеств детей за счет увеличения количества  возможных вариантов подбора родителей, имеющих разные качества. Разнообразие качеств детей позволяет виду сохраняться при естественном отборе внешними условиями жизни. Таким образом, различие качеств родителей является необходимым условием устойчивости существования человеческого вида.
Как отмечал Шопенгауэр, «раздвоив человеческий род на две половины, природа провела разделительную черту не по самой середине» (2, с.632). Женщине досталась роль хранительницы рода, а мужчине - роль развивателя, девелопера рода. Соответственно этому разделению по-разному сформированы органическое и функциональное построение мужчин и женщин. Так что о равенстве мужчин и женщин в природном значении можно говорить лишь в смысле равенства права на жизнь. И то неполного равенства - преимущество здесь отдается женщине как хранительнице рода. В политических же правах достаточно много спекуляций. Например, родительская деятельность женщины по вынашиванию, рождению и выращиванию ребенка не считается ее трудом и, соответственно, не оплачивается должным образом. Декларативно для матери с малолетними детьми звучит и право ее на отдых и регламентированную продолжительность рабочей недели. И уж совсем нелепо выглядят претензии феминисток на равные с мужчинами права употреблять табак, алкоголь, наркотики и принимать участие в жестоких борцовских видах спорта.  Гораздо полезнее было бы прописать раздельно для мужчин и женщин их права и обязанности с учетом их естественных ролей в современном  обществе. 
Обозначим, для краткости, термином "родовая деятельность" всю совокупность деятельности женщины, связанную с созданием  новой жизни и ее сохранением. Отнесем сюда такие виды деятельности женщины как привлечение и удержание полового партнера, зачатие и вынашивание ребенка, его рождение и выращивание, создание условий для сохранения его жизни. (Деятельность женщин по оказанию помощи другим женщинам в создании и сохранении ими новой жизни относится, скорее всего, к профессиональной деятельности первых).

Большинство проблем современных женщин порождены (и продолжают порождаться) противоречием между необходимостью женщине исполнять ее биологическую роль и желанием пользоваться достижениями цивилизации, в т.ч. все более расширяющимися возможностями получения  разнообразных ощущений от внешней среды, вне родовой деятельности. Эти внешние ощущения становятся, по значимости для мозга, сопоставимыми с внутренними ощущениями от процессов родовой деятельности. Хотя, конечно, внешние ощущения никогда не могут полноценно заменить внутренние, получаемые от родовой деятельности, тем не менее, они способны существенно отвратить женщину от родовой деятельности, особенно от беременности, рождения и выращивания ребенка. Отказ женщины от родовой деятельности противоестественен её женскому организму, настроенному эволюцией на такой вид деятельности. Этот отказ порождает функциональную дисгармонию организма, которая выливается в разнообразные соматические болезни, но, главное, деформирует психику женщины.
С одной стороны, отказ или снижение объема родовой деятельности ведут к недогрузке сформированных природой органов и функций женщины, что провоцирует появление ощущений неудовлетворенности жизнью. С другой стороны, попытки замещения внутренних ощущений внешними приводят к перегрузке, пресыщению, систем, реагирующих на внешние ощущения. А это ведет к другим видам и формам неудовлетворенности жизнью. «Любовь - обманная страна, но только в ней бывает счастье» - поёт женщина. 
В числе видов внешних ощущений - заместителей внутренних – женщинами чаще всего используются такие: участие в светских мероприятиях, путешествия, экстремальные действия, шопинг, украшательство себя и ближней окружающей среды, увлечение магией, алкоголем, наркотиками. Такие же виды как воспитание приемных детей, флирты и измены, занятие проституцией, являются пограничными между настоящей родовой деятельностью и ее сублимацией.   
Ещё одна сторона женских проблем состоит в несоразмерности общей продолжительности жизни женщины и продолжительности периода родовой деятельности. При общей продолжительности жизни в 70-80 лет период родовой деятельности ограничен 25-30 годами (условно с 16 лет до 45 лет). Даже при позитивном настрое женщины на родовую деятельность она находится в «простое» более половины своей жизни. Так что полноценная «загрузка» женского мозга естественными для женщины ощущениями происходит в течение всего 25-30 лет из её долгой, по сравнению с мужчинами, жизни. Остальные годы жизни женщины бедны естественными женскими ощущениями, мозг её остаётся недогруженным многие годы.
       Дефицит естественных ощущений женщина восполняет различными сублимациями, занимая себя разными видами деятельности – ведение семейного и дачного хозяйства, участие в производственной или научной сферах,  культурно-просветительские мероприятия, благотворительная деятельность, «шопинг», путешествия, развлечения, «бездетный» секс и др. Хотя все эти и подобные им виды деятельности дают лишь частичную замену естественным для женщины ощущениям, всё же они помогают ей поддерживать некоторый жизненный тонус. Если же женщина не сможет найти для себя удовлетворительную сублимацию, её ожидают неврозы и депрессии.
        Занятие мозга работой в «простойный» период является также предметом заботы женщины – надо найти занятие и по силам-способностям, и по достаточной привлекательности получаемых  от него ощущений.

        Природа определила женщине главную её задачу – обеспечить продолжение рода. Реализуя её, женщина выполняет важные и сложные функции – зачать ребёнка, выносить его, родить, выкормить, сохранить его жизнь, сформировать у него первичные жизненные навыки и умения. Соответственно этим функциям природа выстроила анатомию и физиологию женщины. Этим же функциям подчинено строение и функционирование её психики. Эти же функции определяют основные объективные потребности женщины и формируемые на их основе субъективные её желания.
        Вместе с тем, природа снабдила человеческий вид очень развитым головным мозгом, превышающим возможности всех других представителей животного мира. По некоторым данным, в головном мозге человека насчитывается около 100 миллиардов нервных клеток. В принципе, эта «армия» превышает объективные потребности человека в управлении его повседневной жизнедеятельностью. Однако фактически она имеется в наличии, «вынуждена» функционировать, и для своего функционирования требует соответствующего «материально-технического снабжения» и «сбыта готовой продукции».
     «Материально-техническое снабжение» соматических клеток организма состоит из обеспечения клеток питательными (энергосодержащими) веществами и «предметами труда» - аминокислотами, разнообразными перекомбинациями которых и занимаются соматические клетки. «Готовая продукция» этих клеток – различного вида белки – потоком крови разносится по организму и потребляется внутренними органами. Некоторые белковые соединения предназначены для выделения наружу, вне организма.
     Система нервных клеток перерабатывает специфический «предмет труда» - информацию, поставляемую в нервную систему в виде ощущений от внутренних органов и от органов внешних чувств. Энергетика нервной системы обеспечивается «сжиганием» глюкозы в среде кислорода. «Готовая продукция» нервной системы – новая, переработанная, информация. Часть этой информации в виде управляющих импульсов  используется  для управления работой внутренних органов. Однако «мощности» нервной системы по переработке информации таковы, что объёмы «производимой ею продукции» намного превышают действительные потребности, необходимые для управления жизнедеятельностью организма. «Излишек продукции» требует выхода её вовне организма, так сказать, на «внешний рынок».
      И вот эти два потока информации – входящей, в виде ощущений, и переработанной исходящей, в виде звуковых, зрительных, тактильных сигналов, а также импульсов внутреннего управления – и определяют характеристику психической деятельности человека. 

       Потребность мощного головного мозга человека в ощущениях предопределила важную отличительную черту в поведении человека в сравнении с животными. Деятельность человека во многом определяется не только, а в ряде случаев – и не столько, потребностями физиологии его организма, сколько потребностями его головного мозга в получении, переработке и выдаче информации. Ради получения разнообразных ощущений человек совершает многие, необъяснимые физиологией, действия, а ограничения в получении ощущений воспринимает как суровейшее наказание.
      Мужчина свои основные потребности в ощущениях удовлетворяет в процессах трудовой преобразовательной деятельности. Познание элементов природы, выработка способов их изменения, проектирование образов желаемого нового, фактическое осуществление преобразований исходных элементов в желаемые продукты – все эти процессы дают обильную «пищу» для мужского мозга, «загружают» его полностью, да нередко так, что перегружают до изнеможения.
      Женщина свои основные потребности в ощущениях удовлетворяет в процессах «родовой» деятельности – в создании и сохранении новой жизни. Привлечение и удержание мужчины, зачатие ребёнка, вынашивание его, рождение, выкармливание, сохранение его жизни, формирование у него первичных жизненных навыков и умений – все эти процессы дают обильную «пищу» для женского мозга, «загружают» его полностью, да подчас так, что перегружают до изнеможения, особенно в первые 1-2 года жизни ребёнка и при рождении и выращивании нескольких детей.
 
Об особенностях женской психики. 

       Своеобразие женских функций в двуполой форме существования человеческого вида обусловило специфику женской анатомии, физиологии и психологии. Все особенности женской психики, конечно, невозможно ни представить, ни перечислить. В числе наиболее значимых особенностей можно отметить следующие.
1. Поскольку главная функция женщины состоит в создании и сохранении жизни, то одной из ведущих доминант ее поведения  становится привлечение и удержание при себе мужчины - мужчина нужен женщине сначала для зачатия новой жизни, а затем для помощи в вынашивании, выкармливании ребёнка, в сохранении его жизни, в формировании у него первичных жизненных навыков и умений. Кроме того, мужчина даёт женщине массу необходимых её мозгу ощущений, сколь-нибудь полноценно заменить которые невозможно ничем. (Можно, к примеру, вспомнить слова  из песни К. Шульженко о руках мужчины: «Я помню ласковые трепетные руки…Руки, вы словно две большие птицы, как вы летали, как оживляли всё вокруг. Руки, как вы могли легко обвиться и все печали снимали вдруг»). Период взросления человеческого детёныша значительно больше, чем у всех других млекопитающих. А потому в одиночку женщине не под силу вырастить своего ребёнка до взрослого состояния. В чрезвычайных случаях, при отсутствии мужчины, некоторую помощь женщине оказывает общество (род, община, государство и т.п.). Однако такая помощь не может полноценно заменить отцовское участие в выращивании ребёнка.
     Если у женщины есть мужчина, обеспечивающий зачатие новой жизни и дальнейшее инфраструктурное сопровождение этой жизни, то женщина способна практически «без проблем» обеспечивать формирование следующего поколения семьи – и в количественном и в качественном отношениях. Если такого мужчины у женщины нет, то у неё появляются проблемы по поводу выполнения природно заданной жизненной роли – количественного и качественного воспроизведения потомства, а также серьёзные затруднения в функционировании собственной психики.
     Проблемы начинаются с принятия решения «зачать или не зачать» - если «зачать», то обречь себя на большие трудности в последующих этапах рождения и доведения ребёнка до взрослого состояния, а ребёнка обречь на «безотцовщину»; если «не зачать», то обречь себя на значительные затруднения в функционировании собственной физиологии и психики, а также на «насторожённое» отношение к себе со стороны общественного окружения, ориентированного на нормальное исполнение женской роли. Если зачатие состоялось (сознательно, по аффекту или по насилию), то женщина обречена на значительные перегрузки своей психики на всех последующих этапах развития новой жизни.
     Именно поэтому потребность женщины в мужчине, для реализации её природно заданных функций, формирует ведущую доминанту её поведения. На «почве» этой потребности развиваются разнообразные, многочисленные, подчас труднообъяснимые, проявления женских желаний, запросов и действий.
     Способы и формы привлечения и удержания мужчины бесконечно разнообразны. Причем эти способы и формы настолько "встраиваются" в модель женского поведения, что продолжают "управлять" женщиной и после того как надобность в мужчине отпадает по естественным причинам.
2. Содержание женских функций по созданию и сохранению жизни остаётся практически неизменным на протяжении многих тысячелетий. Сформировавшиеся в течение времени механизмы управления этими функциями закрепились в виде инстинктов и интуиций, позволяющих женщине быстро и точно реагировать на состояние организма ребёнка, а также на самые разнообразные угрозы его жизни. Во многих жизненных ситуациях инстинкты и интуиции женщины многократно превосходят аналитически-конструктивные возможности мужчин по скорости и качеству принимаемых решений. Шопенгауэр отмечал: «Отнюдь не следует пренебрегать обычаем древних германцев – в затруднительных обстоятельствах призывать на совещание также и женщин, ибо способ восприятия ими вещей совершенно отличен от нашего, особенно тем, что он имеет свойство подмечать кратчайший путь к цели и вообще всё близлежащее, что мы, смотря вдаль, большею частью упускаем из виду именно потому, что оно лежит у нас под носом и к чему нас нужно возвратить для усвоения ближайшего и простого взгляда. Поэтому самому женщины решительно трезвее нас, видя в вещах только то, что в них действительно заключается, тогда как мы, если взволнованы наши страсти, легко преувеличиваем существующее и прибавляем воображаемое» (2, с.627).
    Напротив, за то же время неузнаваемо изменилась «подведомственная» мужчинам  инфраструктура жизни – жилища и разнообразные сооружения, орудия труда, средства культуры, транспорта и связи, а также средства уничтожения жизни – оружие, и др. Для достижения темпов, которыми инфраструктура изменялась, скажем, в последнем тысячелетии и, особенно, в последнем столетии, мужчинам уже никак не могли помочь их инстинкты, и они, мужские инстинкты, не получили сколь-нибудь серьёзного продолжения и развития. Зато существенное развитие получил мужской разум, его аналитически-конструктивные возможности, ставшие главным фактором развития современной цивилизации.
3. Конечно, рожденный женщиной ребенок растет сам по генетически заданной  программе. Однако практическая  реализация такой программы возможна лишь при обеспечении растущему детскому организму многих жизненных условий. И в зависимости от того, какие условия будут иметь место, будут реализовываться разные вариации этой генетически заданной программы.
Всю совокупность жизненных условий, необходимых для развития ребенка, условно можно разделить на две части:
   макроусловия - температурный фон в жилище, обеспеченность питанием и питьевой водой, состояние воздушной среды, санитарно-гигиенические условия, защита от  биоконкурентов, предупреждение и преодоление последствий природных и техногенных катастроф, социальная среда;
   микроусловия - одевание, кормление, умывание и омывание, туалеты, игры и занятия, прогулки, семейная среда.
В ходе эволюции сложилось естественное разделение труда между родителями ребёнка. За отцом закрепились заботы о создании макроусловий жизни, за матерью - заботы о микроусловиях жизни (в эти заботы перерастают сложившиеся ещё в период беременности функции вынашивания ребёнка). Такое разделение труда способствовало формированию ряда специфических черт женской психики.
Во-первых, развитие специфического материнского чутья - повышенная чувствительность органов чувств, необходимая для быстрого уяснения потребностей "бессловесного" ребёнка, энергичная реакция на эти потребности, широта охвата материнского внимания к разнообразным запросам детского организма, практичность в уяснении действительных потребностей ребёнка и в выборе способов их удовлетворения; активное формирование на этой основе женской интуиции и материнских инстинктов.
Во-вторых, ориентация женской психики на приспосабливание к обстоятельствам (вместо их преобразования, как у мужчин) - необходимость быстрого реагирования на запросы ребёнка предопределяет выбор "подручных" средств, поскольку любые преобразования средств требуют много времени, которого "не даёт" ребёнок.
В-третьих, формирование у женщин высокой степени эмоциональности, основанной на повышенной чувствительности органов чувств, из-за чего они менее способны отделять объективную сторону событий от собственных переживаний, а потому они большее внимание уделяют внешней (фасадной) стороне событий, чем фактической (6).  Как отмечал Ф. Ницше, «её [женщины] натура … "натуральнее" мужской» (7).
В-четвёртых, формирование у женщины наклонностей к попечительской деятельности (ухаживать, няньчить, заботиться), и в то же время она поучает, наставляет, критикует не только своих домашних, но и окружающих, что можно рассматривать как проявление материнских функций женщины. (6).
В-пятых, огромное влияние матери на формирование психики ребёнка на ранних этапах его жизни, обусловленное постоянным контактом между ними в ходе обеспечения микроусловий жизни.
В-шестых, формирование у женщины некорректного, специфического "чувства собственности" на ребёнка - "мой ребёнок: что хочу, то и делаю". Такое чувство, помноженное на особенности влияния матери на ребёнка, таит в себе опасности формирования дефектов психики ребёнка. Понятно поэтому пожелание П.С. Столярского, вынесенное в эпиграф: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы» (8). Здесь нужны средства внешнего контроля за ситуацией.

Формула проблемы.

Формула проблемы: дисбаланс в психической ориентации женщин на родовую и внеродовую деятельности - ориентация на внеродовую деятельность преобладает, как нарастающая тенденция, над ориентацией на родовую деятельность.
В количественном отношении такой дисбаланс приводит к ограничению рождаемости – женщины ограничиваются рождением в лучшем случае одного-двух детей. В качественном отношении этот дисбаланс ведёт к формированию не вполне здорового нового поколения людей как в физическом, так и в психическом смыслах. Основных причин тут две: а) здоровье матери подрывается вредными для здоровья привычками внеродового поведения, как побочным продуктом цивилизационного развития; б) матери не умеют и не желают грамотно выращивать и воспитывать своих детей.
        Помимо этого, дисбаланс оказывает негативное влияние на психическое состояние женщин, способствуя развитию неадекватных форм их поведения в семье, в обществе, в профессиональной среде и ухудшению состояния их здоровья.

Основные направления разрешения проблемы.

     Прежде всего, следует отметить, что одна из указанных выше особенностей - ориентация женской психики на приспосабливание к обстоятельствам вместо их преобразования (как у мужчин) - предопределяет необходимость стороннего влияния на женщину в деле формирования и изменения её психики. Самостоятельно  женщина сделать это не в состоянии (об исключениях вспомним Шопенгауэра: «одиночные и частные исключения не изменяют сущности дела»). Причём преимущественно это должно быть мужское влияние: в детстве - отца, позднее – мужа, или иного влиятельного мужчины. В отдельных случаях полезна помощь специалиста-психолога, однако тот, как правило, не может это делать в режиме «он-лайн», в котором только и доступно формирование и изменение психики женщины.
      Далее. Все практические меры по поддержанию женской психики следует направлять на уменьшение эмоциональности женщины в моменты принятия ею решений о своих действиях и, соответственно, на повышение степени разумности при принятии таких решений.

      Возможны следующие основные направления разрешения проблемы дисбаланса в психической ориентации современных женщин на родовую и внеродовую деятельности.

1. Приравнение родовой деятельности женщины по вынашиванию, рождению и выращиванию ребёнка к общественно значимой трудовой деятельности и, соответственно, оплата такой деятельности наравне с трудовой деятельностью и с последующими отражениями в пенсионных и т.п. выплатах. При этом уровень оплаты должен повышаться при увеличении количества детей. Сохранять оплату следует до достижения ребёнком не менее чем 7-10-летнего возраста.
   Источники средств для оплаты родовой деятельности женщин:
- государственные субсидии женщине,
- корпоративные выплаты женщине по месту работы до выхода в отпуск по беременности и родам,
- заработная плата мужа, увеличенная в связи с рождением детей.

2. Создание в России развёрнутой системы семейно-родительского образования, предусматривающей в частности:
а) обучение «брачующихся» основам семейной жизни (в т.ч. основам женской и мужской психологии) - в период между подачей заявления на регистрацию брака и фактической регистрацией брака. Форма обучения – самостоятельная, при консультационной помощи специалистов. В конце обучения каждый «брачующийся» должен подготовить реферат по этой теме. Для организации обучения при каждом отделе ЗАГС следует создать учебно-консультационный пункт.
б) обучение молодожёнов-будущих родителей (и жены, и мужа) основам выращивания и воспитания детей – в период беременности молодой женщины. Форма обучения – самостоятельная, при консультационной помощи специалистов. В конце обучения каждый «брачующийся» должен подготовить реферат по этой теме. Для организации обучения при каждой женской консультации следует создать учебно-консультационный пункт.
в) обучение родителей малолетних детей вопросам детской физиологии и психологии, а также правам и обязанностям родителей по отношению к детям – в дошкольный период ребёнка. Форма обучения – самостоятельная, при консультационной помощи специалистов. В ходе обучения периодически проводить семинары родителей по отдельным темам. Для организации обучения при каждом дошкольном детском учреждении следует создать учебно-консультационный пункт.
г) обучение родителей школьников вопросам детской и подростковой физиологии и психологии, а также правам и обязанностям родителей по отношению к детям и подросткам – в период обучения в младших и средних классах школы. Форма обучения – самостоятельная, при консультационной помощи специалистов. В ходе обучения периодически проводить семинары родителей по отдельным темам. Для организации обучения при каждой школе следует создать учебно-консультационный пункт.
д) введение в школьные образовательные программы последовательного, по мере взросления, обучения детей специфике половых ролей мужчин и женщин в семье и в обществе.
е) обучение старших школьников основам полового поведения в современном обществе. Форма обучения – классная, раздельно для юношей и девушек.
ж) формирование условий для повышения доли мужчин в составе школьного учительского корпуса.
з) консультационная помощь женщинам молодого и среднего возраста по вопросам женской психологии. Для организации консультационной помощи следует создать женские консультационные пункты при органах исполнительной власти каждого муниципального образования.
и) учебно-консультационная помощь женщинам пенсионного возраста по вопросам женской психологии пожилого возраста. Для организации консультационной помощи следует создать женские консультационные пункты при пенсионных отделах каждого муниципального образования. В предпенсионный период (примерно за один год до прекращения работы в связи с выходом на пенсию) проводить очно-заочное обучение женщин вопросам особенностей психологии после выхода на пенсию.

3. Развитие форм занятости женщин в «простойный период» их жизни – до рождения первого ребёнка и после окончания детородного периода: экономическая и культурная занятость, а также формы общественной деятельности (общественное  самоуправление, попечительство, просветительство, благотворительность и т.п.).

4. Формирование общественного мнения по поводу рационального баланса психической ориентации современных женщин на родовую и внеродовую деятельности.

5. Развитие строительства жилья, детских учреждений образовательного, медицинского и реабилитационного назначения.

О формировании психики девочек.

Психическая организация человека, как известно, начинает формироваться в самые ранние периоды внутриутробной жизни плода, с момента зарождения нервной системы, когда появляются её элементы – нервные клетки. Однако эта органическая база создаёт, так сказать, возможность формирования психики. Настоящее формирование психической организации человека начинается с момента установления связей между нервными клетками, т.е. с возникновения взаимодействия между ними (на стадии плода, примерно с 3 месяцев после оплодотворения. (9, с.291).
Большинство нейронных связей в мозгу человека формируется лишь при наличии средовых воздействий. То есть такие нейронные связи образуются как реакция мозга на внешнее, средовое воздействие. Подобные связи вообще не могут сформироваться, если  соответствующее средовое воздействие отсутствует. Отсюда становится понятной огромная роль матери в формировании психики ребёнка в начальный период его развития. Именно мать в процессе постоянного контакта с новорождённым ребёнком, так сказать в режиме «он-лайн», создаёт средовые воздействия, необходимые для формирования его психики. Никто не в состоянии адекватно заменить мать в деле психического развития  ребёнка в начальный период его жизни. «Созревший к моменту рождения морфологический субстрат обеспечивает поступление зрительной информации в кору больших полушарий. Рано формируется чувствительность зрительной системы новорождённого к движущимся объектам. На основе включения зрительного канала начинают строиться и коммуникативные отношения. С первых часов и дней жизни устанавливается контакт «глаза в глаза», лицо матери оказывается высоко значимым, предпочитаемым и рано распознаваемым раздражителем по сравнению с неживыми предметами» (9, с.323). Позднее средовые воздействия начинают восприниматься всеми развивающимися органами чувств, обеспечивая активное развитие психики ребёнка.
Естественно, психические качества матери «транслируются» в основу психики ребёнка в процессе таких контактов. На этой основе впоследствии формируется и психика подрастающего человека, в том числе и будущей матери. Как негативные, так и позитивные материнские психические качества возобновляются в последующих поколениях. Возобновление негативных качеств формирует их порочный круг, выбраться из которого нелегко – коррекция психики на последующих этапах развития человека представляет собой достаточно сложную задачу.

        Любая задержка в удовлетворении естественных потребностей ребенка в раннем возрасте практически сразу ведет к нарушению пропорциональности, гармоничности его развития. Но только мать, при инфраструктурной  поддержке отца, и никто другой, не в состоянии распознать потребности этого бессловесного существа и найти  адекватный способ их удовлетворения в режиме "реал-тайм" ("он-лайн", "здесь и сейчас"). В этом, скорее всего, и состоит цивилизационный смысл существования института человеческой семьи.
  Известно, что потребности человеческого детеныша неизмеримо сложнее и многообразнее потребностей детеныша любого животного; и он нуждается в родительской помощи намного дольше по времени. Естественно, что средства  и формы родительской помощи меняются в связи с изменением потребностей и возможностей ребенка  (в самообслуживании и в социализации) по мере его взросления.
Меняются и роли родителей в содействии развитию детей. Неизменной остается лишь надобность в помощи обоих родителей. Впрочем, эта надобность часто не отпадает даже и после того, как у детей появляются уже собственные дети.
Существенную роль в дальнейших этапах формирования психики ребёнка может сыграть его отец. «Матери еще в младенчестве поощряют мальчиков проявлять большую физическую активность, побуждают их ползать и играть. А с девочками их родители обращаются более мягко, побуждая больше разговаривать. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужественности — у сыновей. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то тот впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается прежде всего в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации…
На генетическом, физическом уровне девочки более близки со своим отцом, а вот девушки на психологическом, личностном уровне — с матерью (уровень беспокойства, степень потребности в опеке и т. п.). У девочки наиболее резко скачок в сторону развития женских качеств и соответствующей социальной роли наступает в подростковом и юношеском возрасте. На генетическом уровне мальчики более похожи на мать, на психологическом ее влияние также высоко. Однако на социально-половом уровне мужские стереотипы поведения формируются у мальчика под влиянием отца с самого детства (с 5-6 лет, после преодоления эдипова комплекса и идентификации с отцом). Отсутствие отца психологически и социально негативно влияет на формирование мальчика как мужчины. Таким образом, наследуемые качества ребенка более связаны с родителем противоположного пола, а приобретаемые в социуме — своего» (10).

Основная задача родителей в начальном детском возрасте – обеспечить естественное, пропорциональное, гармоничное формирование детской психики. Это значит – создавать условия для спокойного, нефорсированного её развития. Можно отметить три важных момента таких условий. Первый – предотвращение или быстрое купирование соматических заболеваний ребёнка, достаточно часто его одолевающих.  Второй – уравновешенное состояние психики матери, обеспеченное как нормальными инфраструктурными условиями жизни семьи, так и достаточной самодисциплиной матери. Третий – недопущение родителями попыток форсирования, ускорения естественных темпов развития ребёнка, характерных для молодых родителей, чаще всего для отцов; матери делают это реже – видимо, инстинкты и интуиции позволяют им реальнее оценивать фактическое состояние ребёнка.

Основное содержание формирования психики детей в дошкольном возрасте состоит, скорее всего, в создании у них начальных умений существовать в современном мире.
Прежде всего, это базовые человеческие умения ходить, говорить, формирующиеся в первом детском возрасте (0-3 года), а также умения читать, писать, считать, формирующиеся сейчас в дошкольном возрасте. Преимущества домашнего способа обучения детей базовым умениям обусловлены всё тем же – способностью родителей, прежде всего матери, распознавать фактическое состояние и запросы ребёнка и оказывать ему помощь в освоении очередных шагов индивидуального развития в режиме "реал-тайм" ("он-лайн", "здесь и сейчас"). Вне родителей «он-лайновое обслуживание» ребёнка затруднено, а задержки  в получении ребёнком помощи ведут к задержкам в его развитии.
     Одна из основных опасностей для психики ребёнка здесь – попытки родителей форсировать его развитие.
     Далее, это умения обслуживать себя в доступных для ребёнка формах и способах – умения содержать собственное тело, умения управляться собственным детским имуществом (одежда, игрушки, детская зона), умения взаимодействовать с другими детьми, с родителями, с другими взрослыми, умения вести себя в среде проживания и в природной среде. Стремление овладеть такими умениями проявляется у большинства детей естественным образом – «я сам, я сама». Именно здесь талант матери может  проявиться существенным образом – в способности терпеть неуклюжесть и медлительность детских действий, в отказе от соблазна сделать всё самой, вместо ребёнка, быстро и качественно. Да, конечно, взрослый сделает всё лучше. Но овладение ребёнком самостоятельностью действий – это и есть активное формирование его психики, формирование его отношения к окружающему миру.  (Шопенгауэр: «при движениях работают, в сущности, не ноги и руки, а мозг,… который возбуждает нервы этих членов и тем приводит их в движение».2, с.582). Понятно, что для подобного терпения у матери должно быть достаточно материальных и временны;х возможностей. Но также очевидно, что для этого у неё должен быть необходимый настрой психики.
        Конечно, формирование у ребёнка начальных умений происходит не только в ходе специального обучения со стороны родителей и воспитателей. Образование нервных связей, определяющих эти умения, осуществляется под действием множества средовых воздействий на ребёнка со всех сторон окружающей его жизни. Причём, как образно говорят, ребёнок впитывает такие воздействия «как губка». При этом новые нервные связи как бы «зашиваются» в нарастающую нервную ткань ребёнка и становятся прочными и устойчивыми, мало «стираемыми» временем, сохраняющимися в течение чуть ли не всей последующей жизни человека. Важным средством формирования умений становятся детские игры, как прообраз будущей деятельности в форме, доступной психической организации ребёнка.
       Отдельно следует заметить, что, поскольку в дошкольном возрасте начинают формироваться генетически обусловленные различия полового поведения детей (в игрушках, играх, взаимоотношениях), то именно здесь у девочек закладывается основа будущего баланса психической ориентации женщины на родовую и внеродовую деятельность. Поддержка матерью первых проявлений ориентации девочки на родовую деятельность окажет благотворное влияние на формирование «нормальной» психики девочек. И не дай бог, если родители по каким-то соображениям попытаются переориентировать поведение девочки на мальчишеский лад, - они «собственными руками» обеспечат психический надлом дочери на всю оставшуюся жизнь.

Задачу формирования психики детей в школьном возрасте точнее всего можно было бы определить исходя из тезиса широко известной в советское время песни «Школьные годы» (сл. Е.Долматовского): «Жизнь – это самый серьёзный предмет». К сожалению, несмотря на достаточно бурные в прошлом веке дискуссии на тему «связь школы с жизнью», тезис Е. Долматовского не получил сколь-нибудь существенного воплощения в школьных программах по сию пору. Наша школа не может выйти из задачи быть первой ступенью профессионального образования, определённой ещё в период ускоренной индустриализации. Она не может перейти к задаче обучения детей знаниям и умениям, необходимым в современной жизни, на основе общечеловеческих ценностей и современных реалий общественной жизни. И это несмотря на стремительное усложнение жизни как в материально-вещественном, так в социальном отношениях. А кроме школы такое обучение не может дать никто - ни семья, ни «улица», которые могут лишь помогать (если не будут мешать) школьному образованию. Остаётся надеяться на осуществление такого перехода в наступившем веке.

        Основное содержание формирования психики девочек в младшем, а затем и в среднем школьном возрасте (до 14-15 лет) состоит в развитии у них умений существовать в современном мире с учётом специфики женской роли в семье и обществе. Обеспечить более-менее полноценное развитие таких умений возможно лишь сочетанием усилий школы и семьи. Уклонение семьи от участия в этом развитии, под лозунгом типа «это обязанность школы», некорректно.

О формировании психического настроя на родовую деятельность.
 
В принципе психический настрой на родовую деятельность начинает формироваться у лиц женского пола с самого начала формирования нервной системы (повторим: «Уже у плода мужского пола головной мозг приобретает специфические мужские черты под влиянием андрогенов. Если по той или иной причине воздействия андрогенов на мозг эмбриона не происходит, то он остается феминизированным». 5, с.311). Этот процесс продолжается в течение всего последующего периода формирования психики девочек и девушек. Но самая активная часть создания такого настроя приходится на период полового созревания и в юности, когда идёт становление самосознания человека. «Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества [и, соответственно, осознание своей половой роли в обществе] характерно для юношеского  возраста». (9, с. 289).  В этот период отмечается возрастание роли средовых воздействий, получаемых от сверстников, а также из средств массовой информации, иллюстрирующих поведение сверстников. Объясняется это, по-видимому, нарастанием потребностей увеличивающегося мозга во внешних ощущениях.  Все предпринятые ранее усилия по обучению и воспитанию девочек могут быть сведены «на нет» в девическом возрасте  в ходе становления самосознания девушки.
Дифференцированное осознание  себя как члена общества проявляется в этот период более-менее осознанным выбором вида будущей деятельности молодого человека. Поэтому именно в этот период формируются предпочтения девушек о приемлемой для себя пропорции между родовой и внеродовой деятельностью.
        Современное общество предоставляет девушкам всё больше и больше возможностей для занятия внеродовыми видами деятельности. Эти виды деятельности привлекают разнообразием способов самореализации личности, развитыми средствами удовлетворения материальных и духовных потребностей девушек, созданием условий для их независимости и подлинной эмансипации. Важно также, что овладение выбранным внеродовым видом деятельности даёт женщине возможность возвращения к активному образу жизни по завершению активных фаз периода родовой деятельности. 
        Вместе с тем, гипертрофирование настроя на внеродовую деятельность, в ущерб родовой,  несёт, как отмечалось выше (с.6-8), угрозу физическому и психическому здоровью женщины, а также негативно влияет на формирование будущих поколений общества. Учитывая упомянутую ранее (с. 11) необходимость стороннего влияния на женщину в деле формирования и изменения её психики, обществу стоит сформировать организованные способы содействия женщине в выборе рационального баланса родовой и внеродовой деятельности.
Вот несколько предложений по таким способам.
1. В средних учебных заведениях, начиная с девятого класса, ввести обязательное преподавание девушкам:
-основ женской физиологии и психологии с обучением элементам умений содержать собственное тело и собственную психику;
- основ семейной жизни, с обучением элементам умений создания и сохранения  семьи.
     Обучать девушек следует отдельно от юношей (юношей обучать в это время по другим программам, например, по программам домашнего мастера).
2. Установить для всех СМИ, культурных, медицинских, развлекательных, торговых, спортивных, рекламных и иных учреждений и организаций, ориентирующихся на молодежную аудиторию, обязательность введения ими в свои программы элементов  пропаганды семейного образа жизни.   

О поддержании психики женщин в разные периоды их жизни.

Перед современными девушками, достигшими возраста 17-18 лет, встают две стратегические жизненные задачи:
    1) реализовать генетически обусловленную биологическую программу своей жизни, выбрав конкретный вариант осуществления родовой деятельности;
    2) выбрать и осуществить конкретный вид профессиональной деятельности, как средство удовлетворения потребностей своего мозга и как способ материального обеспечения своей жизни в периоды, свободные от родовой деятельности. «Многочисленные исследования показали, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости к профессиональному и социальному опыту отмечается в возрасте от 18 до 25 лет». (9, с. 295).

Объективно эти задачи возникают перед девушками практически одновременно. Но поскольку каждая из них требует больших усилий и затрат психической энергии, постольку девушки пытаются разнести их решение во времени – решать их поочерёдно, насколько это позволяют обстоятельства и лично установленные приоритеты, выбранные в соответствии со сложившейся психической ориентацией на родовую и внеродовую деятельности.
        Обычные сложности выбора при принятии решений у девушек усугубляются преобладанием эмоционального компонента над рациональным ("разборчивые невесты"), а также привычкой к комфорту текущей жизни. Поэтому девушкам необходимы   внешние воздействия для ускорения принятия ими необходимых  решений по выборам. Поскольку в этом возрасте девушки нередко отвергают авторитет своих родителей, постольку им нужны сторонние авторитеты. Помощь родителей возможна в двух формах - подыскивание сторонних авторитетов для дочерей и ограничение, а иногда и отказ дочерям в материальной помощи для стимулирования их и к замужеству, и к профессиональной деятельности.
        По этим же причинам нежелательно затягивать принятие девушками решений. Их надо принимать, пока у девушек есть молодой задор и безоглядная смелость. Как поётся в народной частушке: " девчонки - не рожь, в поле не родятся, двадцати пяти годов замуж не годятся".   

Основные проблемы молодых женщин, имеющих малолетних детей, состоят, чаще всего, в перегрузке их психики в ходе осуществления ими родовой деятельности. Молодые мамы остро нуждаются в помощи, снижающей нагрузку на их психику, со стороны мужа, родителей, медицинских и дошкольных учреждений в части обеспечения необходимых макроусловий жизни для детей и для себя. Также полезной может быть и специальная помощь по методам и способам выращивания здоровых и развитых детей.
    Помимо заботы о ребёнке молодой женщине необходимо заботиться о сохранении семьи, для чего надо находить силы и внимание для мужа, которого и в этот сложный период надо «уважать, любить и кормить» (и именно в такой последовательности приоритетов).

Под женщинами зрелого возраста здесь понимаются женщины, у которых уже самый младший ребенок перестал нуждаться в "неусыпном" материнском надзоре, достигнув возраста  примерно десять лет. Это второй переломный момент в жизни женщины, по сложности и важности сопоставимый с другим - с замужеством. Он означает окончание активной фазы ее родовой деятельности.
        Суть перелома состоит в высвобождении мощностей мозга от управления родовой деятельностью и в появлении потребностей в другой деятельности, загружающей высвободившиеся мощности мозга.
       У женщин, имеющих опыт «многопоглощающей» деятельности (в искусстве, науке, коммерции, политике, общественной работе и т.д.), этот перелом не вызывает особых проблем - они загружают освободившиеся мощности мозга расширением, углублением избранной области деятельности или же ее интенсификацией.
       У остальных женщин возникают большие проблемы «занятости» мозга, неразрешение которых приводят к неврозам и учащениям соматических заболеваний. Первыми «жертвами» неврозов становятся близкие люди - подросшие дети и муж. Мать пытается навязать детям ненужные им заботы, а они вообще отрицают родительский стиль жизни. (Небезызвестный анекдот - дочь спрашивает у матери: "Мама, когда я вырасту большая, я буду походить на тебя?". Мать поглаживает ее по головке и ласково отвечает: "Будешь, доченька, будешь". На что дочь с недоумением и огорчением вопрошает: "Ну, и зачем же тогда жить?").
       Обнаружившаяся «вдруг» ненужность детям выливается на мужа в виде  всевозможных требований и упреков. (Как поет Валерий Леонтьев: "Приснился я тебе - один всех бед твоих виновник!"). «…главная потребность женщины (72%) – это чувство, что её любят. Все окружающие её. И муж в первую очередь.  Недополучая его – она вынуждена  искать это чувство. Часто реализуя эту потребность в … своей, гипертрофированной любви. А мужчины (67%), в то же время, ощущают своей главной потребностью уважение, признание. И женские наезды, сюси-пуси, ее «любовь» … его, скорее, раздражают, чем вдохновляют» - пишет Николай Лем (11). Хотя женщина зрелого возраста способна сама многое сделать для выхода из упомянутого кризиса, всё же ей необходима помощь мужа в выборе вида «замещающей» деятельности, а также в моральной поддержке её действий. Кроме того, в связи с «обострением» у женщины в этот период чувствительности к её признанию, появляется настоятельная необходимость к выстраиванию «тонких» взаимоотношений в повседневной жизни. Супругам весьма полезно освоить рекомендации по взаимному поведению, предлагаемые, например, в книге Дж. Грэя «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» (1).
      Отдельно следует отметить возможности зрелой женщины в оказании поддержки мужу в стрессовые моменты его жизни. «Согласно исследованиям Б. Г. Ананьева, женщины, в отличие от мужчин, реагируют на саму стрессовую ситуацию, а мужчины расходуют энергию еще до ее наступления. У последних это происходит уже при представлении об экстремальной ситуации, поэтому мужчины более готовы к ней, хотя для некоторых это может заканчиваться крахом, так как энергетически они уже израсходовали себя» (10). Женщина в такие периоды становится сильнее мужчины и способна оказать ему очень важную помощь.

      Ослабление психических процессов у женщин пожилого возраста приводит к затруднению выполнения многих функций уже и в повседневной их жизни. Об этом, к примеру, пишет, несколько грубовато и утрированно, Ю. Белинский в статье «Старые особи женского пола»: «Она ничего не может отремонтировать сама, у неё нет навыка сопротивляться жестким условиям окружающего мира, от которых её никто уже не оберегает. А в её возрасте уже и не приспособиться, поэтому логически возникает целая популяция старых особей, которые начинают ненавидеть весь мир. Раньше они заседали в домсоветах и женсоветах, в комиссиях по искусственному прекращению беременности и поддержанию морали. Они треплются и сплетничают на скамейках у подъезда и промывают косточки всем своим знакомым. Они становятся злыми тёщами (обратите внимание, что почти не встречается словосочетание «злой тесть»). Смыслом жизни этих старых баб становится делать пакости, умалять достоинства и презирать успехи более молодых, сгорать от мучительной зависти к ним и ездить на городском общественном транспорте в час пик, чтобы заставить уставших трудящихся сограждан проявлять знаки уважения к ним в виде освобождения места для сидения… Статистически они живут на 10 лет дольше мужчин, которых замучили своей тиранией, и вдобавок получают от государства пособие по потере кормильца. Конечно, нет правила без исключения, но и исключения лишь подтверждают правило!» (12).

Рекомендации по поддержанию психики в этом возрасте ориентируют на поддержание жизненной активности. «В этом возрасте нельзя прекращать усилия к развитию и успокоиться, иначе наступает остановка духовного развития. Может  появиться чувство опустошенности, вызванное застоем. Развивается эгоцентризм. К 50-ти годам взгляды и принципы костенеют, следствием чего является нетерпимость, фанатизм. Поэтому человек может проявлять некоторую агрессию, защищая свои принципы. Для того чтобы этого не случилось, необходимо постоянно сохранять контакт с жизнью, обновлять принципы.
            Старческая усталость, нередко ощущаемая в этом возрасте, не что иное, как нарастание бесчувственности, безразличие. Но если приложить усилия, не пропадет радость жизни и желание поиска нового, тогда  пик творческой активности будет возможен в 50 - 55 лет.
            Главная психологическая проблема пожилых людей - поиск смысла прожитых лет. В период 60 - 70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь. Склонность делиться воспоминаниями отражает поиск смысла пережитого и стремление получить от молодых подтверждение того, что жизнь прожита не зря. Главное, чтобы у пожилого человека было ощущение счастья и удовлетворение от жизни, тогда старость будет приятной порой. Прожита значительная и полная удовлетворения жизнь, в настоящий момент она максимально активна - вот цель развития в старости. Страх смерти толкает человека не просто к бегству от реальности, он побуждает использовать резерв психической энергии. Большая активность является психической особенностью долгожителей, а психологическая помощь способствует правильной регуляции психики человека» (13).


Источники.

1. Грэй Д. Мужчины с Марса, женщины с Венеры. София, К. 2005.
2. А. Шопенгауэр. Афоризмы и истины. «ЭКСМО-ПРЕСС», Москва. «ФОЛИО», Харьков. 2000.
3. Сайт «Проза.ру», Светлана Бестужева-Лада, статья «Быть женщиной неприлично».
4. Сайт «Проза.ру», Татьяна Нескучная, статья «Настоящие мужчины меняют мир, остальные жуют сопли».
5. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка). Москва. ACADEMIA. 2003.
6. Психологические особенности женщин. Г. Апрельков. http://www.aprelkov.ru/.
7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Сборник.// Пер. с нем. - Минск: ООО "Попурри", 1997 -544 с.
8. Цит. со слов Ю. Башмета в интервью, данном М. Лемешевой для журнала  «Теленеделя» № 13 -10 апреля 2011 г., с. 90.
9. Психология, учебник для гуманитарных вузов. Под ред В.Н. Дружинина. 2001.
10. Сайт «pro-psixology.ru», 12 августа 2010, статья «Различия в психике мужчин и женщин».
11. Гайд-парк: Николай Лем, статья «Психологические различия мужчин и женщин» 24.11.2011).
12. Сайт «Проза.ру», Юрий Белинский, статья «Старые особи женского пола».
13. Институт профилактики, сайт psychognosis.ru, статья Психологическая помощь пожилым людям.