2. Высшая школа России 17-18 вв

Добрый Дядя
2. Высшая школа России 17-18 вв.

Народное образование в России XVII-XVIII вв.
Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII в. В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа, положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских и приказных детей. Далее были открыты школы адмиралтейская, артиллерийская, инженерная и две горных на Урале.

 В 1715 г. школа навигационных наук получила название Морской академии и была перенесена в Петербург. Обе академии Морская и Славяно-греко-латинская способствовали образованию сети низших школ, учрежденных Петром I в провинции. По отношению к этим школам академии играли роль учительских семинарий. Для столичных учебных заведений провинциальные школы служили подготовительной ступенью. в 1716 г. было открыто в разных городах 12 школ, в 1720-22 гг. к ним прибавилось еще 30. Новая школа обучала арифметике и геометрии и получила название "цифирной школы". Набрано было в эти школы более 2000 чел. из разных сословий (из духовного звания, солдатских детей, приказных, посадских, дворян и детей боярских). Большую часть составляли ученики из духовного звания. В эти времена был большой дефицит на товары для новорожденных, которые завозили из Европы. Петровская цифирная школа просуществовала до 1744 г.

Духовная школа в провинции появилась в связи с предписанием духовного регламента, обязывавшего архиереев открывать школы при архиерейских домах. За 1721-25 гг. было открыто около 46 епархиальных школ. В последние годы царствования Петра I почти каждый губернский город имел по две школы - светскую и духовную. Епархиальные школы почти в таком же количестве дожили до того времени, когда началось их превращение в семинарии ( начиная с 1737 г.).

Задумав основание Академии наук, Петр I решил присоединить к академии университет и гимназию. В первый год (1726 г.) в гимназию поступили 120 учеников, во второй - 58, в третий - 56, в четвертый - 74. Чтобы остановить быстрое падение числа учеников, начиная с 1729 г. в нее разрешили принимать детей солдат, мастеровых и даже крепостных. Дети среднего сословия сделались единственными учениками академической гимназии, так как после открытия в 1730 г. Сухопутного шляхетского корпуса дворянских детей стали отдавать в него. Ученики гимназии, как правило, ограничивались прохождением низших классов, и университет оставался почти без слушателей.

Неудачные попытки устроить общеобразовательные учебные заведения в Петербурге не остановили правительство, которое  учредило подобные учебные заведения в Москве. В 1755 г. в Москве был создан университет и при нем две гимназии: одна - для дворян, другая - для разночинцев. Становясь студентом, гимназист получал шпагу и с ней дворянское достоинство, кончая университет, студент получал обер-офицерский чин. В 1758 г. в Казани были открыты две гимназии (для дворян и разночинцев). Университет в первые годы своего существования наполнялся учениками духовных семинарий и академий.

Во время царствования Екатерины II отдавалось предпочтение закрытым учебным заведениям (мужским и женским). В академической (петербургской) гимназии и в шляхетском корпусе были открыты отделения для малолетних детей 4-5 лет. При Смольном монастыре было устроено закрытое учебное заведение для дворянок и мещанок.

В 1782 г. была образована Комиссия об устройстве народных училищ. Ею был утвержден план учебных заведений, разработанный Янковичем (создателем первой русской общеобразовательной школы). В соответствии с этим планом учреждались три типа общеобразовательных школ: двухклассные, трехклассные и четырехклассные. В 26 губернских городах были открыты главные народные училища, в 1788 г. открылись училища в остальных 14 губерниях.

Будущие учителя для общеобразовательных школ готовились в открытом в 1783 г. Главном народном училище Петербурга. Для этой цели были вызваны 100 воспитанников духовных семинарий и Московской духовной академии. В 1786 г. учительская семинария отделилась от Главного училища и просуществовала до 1801 г., выпустив 425 учителей. Губернские главные училища также готовили учителей для общеобразовательных школ. Большинство учеников народных училищ составляли дети купцов, мещан и солдат.

Открывшиеся в уездных городах малые народные училища содержались местными городскими думами, которые открывали и закрывали их в зависимости от количества учащихся.

Малые и главные училища предназначались для мальчиков и девочек, но с 1782 по 1800 гг. девочек обучалось в школах всего 7%. По проекту 1770 г. планировалось в каждом селе или большой деревне открыть по одной сельской школе на 100-250 семей. Все расходы на нее возлагались на прихожан. Надзор за школой поручался священникам, преподавателями назначались дьяконы, дьячки и светские лица. При Екатерине II было открыто около 12 сельских школ в разных губерниях.


История высшего образования в России, а на тот момент Киевской Руси началась в 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» - грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
 
В это время поддержка преемственной ступенчатой системы образования с высшей ступенью - академией, нашла в трудах чешского педагога-гуманиста, общественного деятеля, фактически основоположника педагогической науки Яна Амоса Коменского.
 

В 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.
Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII-XVIII веков приводит к повышенному спросу наспециалистов с высшим образованием (т. н. в России «служилых людей»).
В 1724 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия. В становлении Российского высшего образования сыграл роль Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором - посещение только специальных циклов, а на третьем - прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке».
Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и другие ученики Ломоносова.
В результате изобретения паровой машины произошел переход от мануфактурного производства к фабричному. За этим последовал промышленный переворот. Это способствовало появлению первых высших технических университетов, дающих систематическое инженерное образование. В России первым подобным заведением было основанное в 1773 году Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный институт). В нём первоначально изучались арифметика, алгебра, геометрия, маркшейдерское искусство, минералогия, металлургия, рисование, химия, механика, физика, французский, немецкий, латинский языки. Постоянно расширяющийся список до начала XIX века пополнился многими дисциплинами, в их числе: палеонтология, горное искусство, пробирное искусство, горная статистика, горное право, черчение с моделей, всеобщая и русская история, география, логика, зоология, ботаника, чистая математика, архитектура и др.




Вопрос о необходимости создания в России высших учебных заведений впервые поднимался еще при Петре I, когда в стране возникла потребность в собственных специалистах и учителях, в то время как отправка для обучения за границу оказалась малоэффективной в связи с незнанием языков и полной неподготовленностью посылаемых стипендиатов.

И русские (Салтыков, Курбатов), и иностранцы (Фик, Лейбниц, Вольф) неоднократно давали Петру советы основать в России собственные «академии». И, наконец, в 1724 году был утвержден доклад Блументроста об учреждении при Академии наук университета, а, начиная с 1725 года, уже после смерти Петра в Петербург начали съезжаться приглашенные правительством европейские ученые, обязавшиеся по контракту читать лекции в университете.

Но так как русских студентов для слушания этих профессоров (всего их прибыло 17) «не было наготове», то вместе с ними из Германии выписали еще и 8 студентов, четверо из которых потом стали академиками.

Русских слушателей новый университет пытался заполучить долго и безуспешно. По специальному запросу сената присылались ученики различных духовных академий, но их было мало, и все они оказывались годными разве что для гимназии. Только через два года (то есть к 1738) некоторые из них были признаны способными слушать университетские лекции, и тогда была сделана попытка впервые начать «правильное преподавание». Однако оно все время прерывалось из-за нехватки слушателей. В 1742 году, например, на 12 профессоров приходилось ровно столько же студентов.

В 1747 году в качестве решительных мер при университете были учреждены 30 казенных стипендий. Стипендиаты были выбраны из числа знающих латынь – язык, на котором и велось преподавание иностранными профессорами – учащихся духовно-учебных заведений.

1753 году произошел первый выпуск студентов, правда, из 20 экзаменовавшихся стипендиатов окончили курс только 9. И хотя на смену выпущенным поступили новые студенты из академической гимназии, к 1757 году лекции в университете вновь перестали читаться.

Вступивший в 1758 году в заведование университетом Ломоносов нашел, что «при Академии наук не только настоящего университета не бывало, но еще ни образа, ни подобия университетского не видно». Он хотел решить проблему за счет улучшения материальных условий существования университета, «дарования» служебных прав окончившим и присвоения дворянского достоинства профессорам, но в связи с кончиной императрицы Елизаветы осуществить эти планы не удалось.

В 1765 году половина студентов «вышла в отставку», объявив, что они «не имея способности более наукам обучаться, просят, чтобы их из университета исключили и распределили по должностям».

После этого университет пришел в полный упадок. В 1783 там было всего два студента, причем ни один из них не знал иностранных языков. Упадок этот был связан отчасти с открытием Московского университета, решение об основании которого, по-видимому, было принято еще в 1754 году, во время пребывания там двора. А уже в июле того же года Шувалов представил в сенат свой знаменитый проект создания университета, разработанный совместно с Ломоносовым.

Привлечь в Московский университет дворянство должны были предоставляемые им права по службе и присваивающиеся по окончании офицерские чины. И, действительно, родовитое дворянство стало отдавать своих детей в университет. В 1758 году общее число студентов доходило примерно до 100.

Но дальнейший ход дела, увы, не соответствовал такому удачному началу. Сказывалась нехватка преподавателей: на многих кафедрах их было всего по одному; число студентов упало, лекции посещались «неисправно».

Профессора на запрос императрицы Екатерины о причинах упадка ответили, что «виною тому был не сам университет, а его учреждение». Они напоминали, что кафедры пустуют и самые необходимые предметы не преподаются, а для заполнения всех кафедр были необходимы средства, которыми университет не располагал. Так же они видели препятствие для процветания в управлении университетом посредством директора, назначавшегося правительством и при этом, в сущности, «человеком ученым» не являвшимся.

Профессора предлагали введение «широкой автономии» с выборными деканами и ректорами, сменяемыми ежегодно, и с конференцией, имеющей дисциплинарную власть и право приглашения и смены преподавателей. Так же они требовали, чтобы правительство не брало на службу студентов до окончания курса. В числе прочего говорилось и об улучшении материального положения профессоров и обеспечении их государственной пенсией, что было необходимым условием для привлечения в университет новых ученых людей.

Но, занятая осуществлением своей идеи создания закрытых учебных заведений, а затем и сети средних школ, Екатерина не обратила внимания на эти справедливые требования; проект устройства университета на новых началах, написанный для нее Дидро так же остался без внимания.

Университетский вопрос вновь поднимался уже в 1786 году комиссией об учреждении училищ, когда проектировалось даже постепенное создание на началах свободы преподавания и академической автономии трех университетов - в Пскове, Чернигове и Пензе. Но, отвлеченная вопросами внешней политики императрица уже не имела возможности уделять внимание проблеме реорганизации образовательной системы.

Поэтому подготовленный комиссией проект осуществился только в начале царствования Александра I, когда "учебная часть" впервые была сосредоточена в специальном органе – Министерстве народного просвещения, а в основу университетского устава был положен проект, разработанный Карамзиным. Именно и только с этого времени начитается связная история российских университетов.







1.1 Первые высшие учебные заведения в России

В России, в границах ее современной территории, первыми наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715), Академический университет при Академии наук (1725 г. - как самостоятельный Петербургский университет был заново учрежден в 1819 г., Горное училище (1733), Морской кадетский корпус (1750). Важную роль в становлении высшего образования в России сыграла Академия наук, созданная в Петербурге по указанию Петра I Ее первое заседание прошло в самом конце 1825 г. уже после смерти Петра I.

По инициативе и проекту М. В.Ломоносова в 1755 г. был основан Московский университет, что позволило завершить трехступенчатую модель единой системы образования - "гимназия - университет - академия". В Указе от 12 января 1755 г. одновременно с учреждением университета впервые был сформулирован ряд важных положений политики в области образования, в частности, отмечалась необходимость замены иностранных преподавателей "национальными людьми", чтения лекцийна русском языке и обеспечения тесной связи теории с практикой в обучении. Позже этот принцип стал методологическим стержнем прогрессивных взглядов на обучение в отечественной высшей школе. В том же 1755 г. был принят первый университетский Устав, которым определялся статус университета и регламентировалась его внутренняя жизнь. Новые варианты Устава, вышедшие в 1804, 1835 и 1884 гг., отразили изменения политики самодержавия в области высшего образования, а также изменения в экономике и общественно-политическом устройстве России

Со временем было предано забвению требование М.В.Ломоносова о невмешательстве церковных властей в жизнь университета. Дополнение 3-е к отд. 2, гл. 2 Устава 1835 г. гласило: "1850 г. Июня 2-го Высочайше повелено: с упразднением преподавания Философии Светскими Профессорами во всех университетах, в том числе и Дерптском, возложить чтение Логики и Опытной Психологии на Профессоров Богословия или Закона Учителя..." Передача таких научных дисциплин, как психология и логика, в руки церковных властей лишала эти предметы необходимой свободы, являющейся гарантом научного развития.

Вместе с тем для удовлетворения растущей потребности в подготовке учителей гимназий и повышения их профессиональной культуры Дополнением 4-м к данному Уставу было приказано: "1850 г. Ноября 5-го учреждена при всех Университетах, кроме Дерптского, кафедра Педагогики, с введением оной в состав Историко-филологического факультета" Фактически, казенное педагогическое образование без психологической научной основы зачастую превращалось в догму.

Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование. Отмена крепостного права (1861), последовавшие за ней реформы 1861-1870 гг., промышленный переворот в России и распространение либерально-демократических настроений сыграли важную роль в возникновении в стране движения в пользу женского образования. Одним из его наиболее известных сторонников был выдающийся русский педагог Н. А. Вышнеградский Во второй половине XIX в. открываются первые "всесословные женские училища" как важное звено системы среднего образования.

Тем не менее в 1863 г. выпускницам женских гимназий был закрыт доступ к высшему образованию. Поводом для этого послужил отказ Московского и Дерптского университетов в приеме женщин на обучение. Именно поэтому многие русские девушки из состоятельных семей вынуждены были учиться в зарубежных университетах, в частности в Швейцарии. Со временем под влиянием просвещенных слоев населения в России стали создаваться высшие женские курсы, куда могли поступать учиться и девушки недворянского происхождения. Среди них наиболее известными были так называемые "Бестужевские высшие женские курсы" в Петербурге, которые с 1878 г. возглавлял К.И.Бестужев-Рюмин. Курсы эти готовили учителей, врачей, общественных деятелей.

В 1886 г. все высшие женские курсы были закрыты властями и возродились лишь в конце XIX - начале XX в. Существовали они на благотворительные пожертвования и плату за обучение, не присваивали никаких званий, но готовили специалистов достаточно высокого уровня и были весьма популярными. В 1914 г. на Бестужевских курсах училось около семи тысяч студенток, которых тогда с теплотой называли бестужевками.

В подготовке педагогических кадров важную роль сыграл Главный педагогический институт в Петербурге. Он был учрежден в 1816 г. на месте Санкт-Петербургского педагогического института (1804 - 1816), а в 1819 г. переведен в Санкт-Петербургский университет. Однако в 1828 г. он возродился в качестве самостоятельного и просуществовал до 1859 г. Педагогический институт готовил не только учителей и наставников для различных типов школ, но и будущих преподавателей вузов. Среди наиболее известных воспитанников были Н.А.Добролюбов, Н.С.Будаев, Д.И.Менделеев.