Рукомойный флот гл. 26 Партизан Бонивур

Виктор Лукинов
                26   

В дальнем углу заводского ковша примостилась, на воде у причала, примерно такая же, как и наша «контора», двухэтажная «избушка на гусиных лапках». Вообще-то это была обычная несамоходная плавмастерская. Но с громким названием: Достроечная база завода «Ленинская кузня».

«Кузня» эта находилась в стольном граде Киеве и «ковала»: для черноморцев и мурманчан средние рыболовные траулеры; сейнер-траулеры – для дальневосточников и тунцеловы – для калининградцев.

Днепр, конечно, могучая река; однако не настолько глубокая,чтобы по ней могли пройти в море, своим ходом, хоть сравнительно и небольшие, но имеющие приличную осадку морские суда. Поэтому, почти готовый пароход заводили в Киеве в док-пантон, и, мелкосидящим, но мощным речным буксиром, тащили в Херсон. Тут ему ставили мачты, доводили до полной готовности, проводили ходовые испытания и сдавали заказчику.

Последним словом киевского судостроения являлись, конечно же, тунцеловы. Длиной и водоизмещением они были примерно такими как и их собратья СРТМ-К и СТ. Однако главный двигатель стоял на тунцеловах почти в три раза сильнее; поэтому и скорость хода была соответствующей.

Кроме того к каждому из них прилагался лёгкий пластмассовый катер, импортного производства; с подвесным мотором «Джонсон», мощностью более ста лошадиных сил.

Обкатывая их, Славка  – знакомец нашего Шурика ещё по мореходке; ( а заодно и сдаточный капитан достроечной базы), легко обгонял «кометы»  и «метеоры», летавшие вверх и вниз по Днепру.

В конце осени 1982 года из Киева пригнали очередной СРТМ-К, – для каспийских рыбаков. Пока траулер доводили до готовности пришла зима. Речная навигация закончилась, судоходство по Дону и Волге прекратилось; перегнать его на Каспий не было ни какой  возможности. Пароход остался до весны бесхозным.

Начальник достроечной базы попросил нашего «кэпа», (своего приятеля), взять под опеку траулер; за соответствующую плату, естественно.  Не знаю какое вознаграждение отвалила ему каспийская контора, но экипажу «Бизона» досталось шесть, так называемых рабочих ставок; плюс денежки на «коллективное питание»,  для  этих шести «мёртвых душ». А мы, за это, обязались взять пароход на ответственное хранение.

Всю зиму проносились мы с ним  «…як дурінь с писаною торбой». Переставляли с причала на причал, если место, занимаемое им, требовалось освободить. Снова подключали его к береговому освещению и отоплению. Круглосуточно держали на нём вахтенного.

И вот, весной 83-го года, подъехали астраханцы: старпом и стармех. Затем ещё: вторые помощник и механик, боцман и несколько матросов. В общем как раз на две вахты, для перегона парохода на Каспий, людей хватало.

Рыбаки –  народ вольный. А тут наш «кэп», теперь уже номинально командовавший траулером, попытался  привить им  военно-морскую дисциплину.

Ничего хорошего из этого не вышло. Припёрлись по почте две анонимки: одна в народный контроль; другая  – в ОБХСС . В сиих подмётных грамотах сообщалось что экипаж буксира « Бизон» имеет нетрудовые доходы, в виде незаконно получаемой дополнительной зарплаты. Обвинения, по тем временам, серьёзные; грозившие крупными неприятностями

Как видим, водоплавающие тоже повели себя, не совсем по спортивному.

Отделались мы, правда, лёгким испугом. На допросе, в ОБХСС, нам руки не выкручивали; и в двери ничего не зажимали. Потребовали только, от каждого, написать бумагу, что ни слухом ни духом не знали что нельзя, работать на двух работах сразу; и получать две зарплаты одновременно.

Я, опять, потерзав немного свою уже не комсомольскую совесть,подтвердил письменно что не знал. (Хоть и работал на трёх,... получая соответственно три).

Особых репрессий не было. С коммунистов слупили дополнительные партийные взносы; а об нас: беспартийных и комсомольцев, даже пачкаться не стали....

В начале июня, в Херсонском торговом порту ошвартовался сухогруз «Партизан Бонивур». Тот самый, с которым год назад столкнулся, на Одесском рейде, лихтеровоз «Юлиус Фучик». Пришел он с грузом копры, с Филлипин. Копра эта умудрилась каким-то образом самовозгореться; и тлела себе потихоньку, во втором носовом трюме. А как крышку трюма открыли, она и заполыхала. Вот уж «фартовый» пароход!

Со стороны причала подогнали штук двадцать пожарных машин. Ну а с воды поливали «Бонивура» четыре буксира: «Днепр», «Комков», «Бизон» и «Адмирал Макаров».

На случай разлива соляра и мазута «Бонивура», со стороны Днепра, обнесли боновым заграждением. А на случай  (Не приведи Господи!) взрыва, эвакуировали, от греха подальше, народ с припортовой Одесской площади. Саму же площадь и подходы к порту оцепили милицией.

«Бизону» досталось охлаждать, своим пожарным лафетным стволом, борт горящего сухогруза в районе топливных танков. Вот тут-то и выявилось, что конструкторы нашего буксира дали маленько маху. Водяная пушка –  лафетный ствол, была установлена на площадке над ходовой рубкой. А сзади к рубке примыкали фальштрубы, обрезанные, как раз, на уровне самой площадки. И выхлоп из этих труб, от работающих главных двигателей, валил в нос очередному «комендору» пожарной пушки. Меняться приходилось через каждые полчаса; а не то угоришь.

Тушить «Бонивура» начали ещё ночью. Наша вахта в составе Рудольф Васильича, Шурика и меня, завезенная на борт «Бизона» «Киевом», заступила утром, сменив Аркашу, «деда» и Васю Антоненко. И так как все мы были «курцами», а обстановка, можно сказать, приближалась к боевой, то сигареты у всех закончились к обеду.

Высадили Шурика на берег. Тот подошел к оцеплению, и с присущим ему тактом обратился к милиционерам:  «Хлопцы, пустите в магазин. А то прикуривать есть от чего, а сигареты кончились».

Ничего, пустили.

После обеда военные моряки прислали пожарный корабль из Очакова. А ближе к вечеру подошел мощный буксир-спасатель из Одессы.

Следующим утром нас сменила другая вахта, а «Бонивур» продолжал гореть. И лишь на третьи сутки, затопив полностью водою и пеной трюм, сухогруз удалось потушить.

Ну а дальше самое приятное  –  раздача «слонов».

Правильно! Без вознаграждения  – нет и спасения… Вернее, наоборот: без спасения нет и вознаграждения. Перечисленную Черноморским пароходством сумму поделили по-братски на весь цех. По честному и по справедливому.

Мне, в частности, досталось полтора оклада. Мы с Галинкой посовещались и решили на часть этих, неучтенных в семейном бюджете, денег прикупить у соседки-морячки «королевского» мохера, и связать моей женушке шикарную кофту.

Классная получилась вещь! Ярко-розовая, с блестящими застёжками в виде никелированных якорьков. Ну, прямо в тему: Пожар на «Бонивуре»!

К материальному вознаграждению прилагалось также и моральное поощрение. Всем «пожарникам», с «Бизона» и «Макарова», записали в трудовую книжку благодарность: «За спасение груза и теплохода «Партизан Бонивур». Запись конечно хорошая…. Только вряд ли она перевесит другую: «Уволен за прогулы»….



----------------------
ОБХСС - отдел борьбы с хищением социалистической собственности.


Продолжение следует.