Глава 11. Знакомство в Стамбуле с Али

Владилен Николаев
         
  Во время этих рейсов у меня состоялось множество знакомств с различными людьми.  Наверное, самым важным среди них было знакомство с молодым турком Али, сыном хозяина маленького магазинчика канцелярских товаров на узкой улице Тахта Кале, по всей длине её заполненной магазинами с разнообразными товарами.

 Когда в 1994 году я познакомился с Али, ему было 18 лет. Он свободно говорил на английском, быстро осваивал русский, и был нацелен на развитие оптовой торговли на международном уровне. Порой он решался на весьма рискованные операции.

  Его отцу, Мустафе, было тогда около 50 лет. Это был спокойный основательный добродушный человек, не знавший ни русского, ни английского языков. При активно и самостоятельно работавшем восемнадцатилетнем сыне он, житейски опытный человек, исполнял, в основном, функции кассира, а также офицера безопасности,
 
 Я впервые пришёл в лавку на улице Тахта Кале с сотней долларов, полученных за первые два рейса в должности пассажирского помощника, и купил у них «на все деньги» какое – то количество шариковых ручек Аtlas.
 
 Через несколько лет, когда в моём присутствии в лавку заходил новый, ещё не бывавший здесь покупатель, Али, доказывая перспективность для этого человека развивать  длительные торговые отношения с его магазином, приводил меня в качестве наглядного примера.

 Он говорил, показывая на меня: «Вот этот человек впервые пришёл ко мне в лавку с одной сотней долларов. Прошло всего три – четыре года. Теперь  он ежемесячно покупает у меня товара на тысячи долларов.  Маленькое уточнение. Действительно, было такое время, когда я ежемесячно покупал канцелярские товары у Али на крупные суммы. Но покупал я не для себя одного, а для группы лиц, приобретавших партию товара вскладчину.

 У капитана Ю.С. Ефанова возник конфликт с компанией, арендующей судно. Ему пришлось уйти. На один рейс его подменил Е.Супрунов, геленджичанин, бывший капитаном «Витязя» в той экспедиции осенью 1991 года через Атлантику, в которой и я принимал участие.

 В следующий рейс в Стамбул «Витязь» повёл новый капитан, анапчанин, ставленник арендующей компании. Это был мой последний, восьмой рейс в качестве пассажирского помощника. В моих услугах арендаторы – анапчане не нуждались. Они вернули на прежнее место своего человека, изгнанного Ефановым по представлению таможни.
 
  БЫЛИ И МЫ - "ЧЕЛНОКАМИ".
 С ноября 1994 года начал «челночить» я сам. В те годы из Новороссийска в Стамбул еженедельно отправлялось несколько пассажирских судов. Мне довелось «прогуляться» в Стамбул и обратно на нескольких из них. Кроме того, однажды летал из Москвы в Стамбул на огромном аэробусе фирмы ТРАНСАЭРО. Дважды из Краснодара летал на АН-24, таком старом, что перед полётом не верилось, что он может взлететь, а во время полёта, что при посадке он не рассыплется от соприкосновения с землёй.
 
 Бизнес «челноков» держался, во-первых, как я уже упоминал, на огромном спросе на товары в России и, во-вторых, на не обременительных поначалу таможенных правилах. Но со временем правила ужесточились и «челноку» - одиночке стало трудно противостоять гнёту государственной машины и её своекорыстных служителей.
 
 И я понял, что упомянутые мной проблемы, встающие перед каждым «челноком», в первую очередь, проблемы прохождения таможенного барьера, намного безопасней, удобней (и дешевле!) решать коллективом. И я вошёл в своеобразную артель покупателей, состоявшую, в основном, из бывших сотрудников ЮО.
 
 Лидер «артели» собирал от её участников заявки на товар и деньги на него, поддерживал телефонную (изредка – и очную) связь с Али и производил расчёты с ним, устанавливал контакт с капитаном судна – перевозчика, который самостоятельно решал проблемы с таможней, если такие проблемы появлялись.
 
 Лидер организовывал и  доставку товара с судна из Новороссийска в Геленджик. Разумеется, все участники «артели» по мере необходимости оказывали ему помощь на любом из участков его деятельности. Сбытом товара каждый участник артели занимался сам, на свой страх и риск. Такая схема работала года два – три.