Глава 11. Все пошли в челноки

Владилен Николаев
На фото: российский "челнок" в стамбульском кабаке. 

 ВСЕ ПОШЛИ В "ЧЕЛНОКИ".
 Молодые, ещё не имевшие учёных степеней, но уже имевшие семьи, сотрудники Южного отделения раньше старших научных сотрудников ощутили жестокие реалии девяностых годов.  На зарплаты, получаемые в АН, они даже теоретически не могли прокормить свои семьи.

 И они первыми пустились «во все тяжкие». Некоторые из них пошли в «челноки», благо, рядом был порт Новороссийск, откуда всего одна ночь пути до Стамбула. Они стали покупать в Стамбуле и продавать в России различные дефицитные товары. А дефицитом в России в те годы было очень многое, почти всё. И у этих недавно совсем безденежных инженеров и научных сотрудников впервые появились ощутимые заработки.
 
 Закончив в 1992 году автотранспортный техникум, мой сын Сергей стал работать механиком и водителем при гараже Геленджикской больницы. И я стал вместе с ним искать возможности дополнительного заработка. И вскоре (в марте 1994 года) обнаружилась возможность брать у некоторых из бывших моих молодых сотрудников товары в долг – с оплатой по их реализации.

 Серёжа и я стали развозить канцелярские товары по ближайшим мелким магазинчикам. И во многих случаях отдавали их «под реализацию», то есть с оплатой по продаже. Страшный товарный голод тех лет делал своё дело, поэтому и «наше дело», несмотря на нашу вопиющую неопытность в торговых делах, даже при такой рискованной его постановке, пошло неплохо.
 
 Появились небольшие свободные деньги. И мы (я и Серёжа) «встали ещё на одну линию». Стали покупать на оптовых рынках в Новороссийске разные сникерсы, твиксы и напитки (оранжады, лимонады, пиво и т.п.) и развозить их по киоскам в Геленджике и посёлках – на тех же условиях – с оплатой по реализации. Во время курортного сезона иногда мы делали в день два рейса.

  Нашим главным помощником в этом бизнесе был мой красный «Жигуль», купленный в Антверпене в 1983 году за 150 долларов. Внешне он выглядел староватым, но его «железное сердце» было мощным и надёжным. Можно сказать, что он в какой-то степени был подобен знаменитому «Карлу» из «Трёх товарищей» Ремарка. На наших горных перевалах, даже с большим грузом, Серёжа выигрывал на нём гонку у пытавшихся его обогнать пижонов на автомобилях более дорогих марок.

 Со временем сотрудники поста ГАИ на въезде в город приметили наш старенький  автомобиль. Когда мы без груза проезжали мимо поста, направляясь на оптовую базу, они  не обращали на нас никакого внимания. Когда же мы возвращались, проезжая мимо поста с грузом, у гаишников неожиданно (и обязательно) возникало желание проверить исправность некоторых ответственных систем автомобиля.

  Чтобы не терять времени, мы включались в их игру. Остановившему автомобиль сотруднику ГАИ сидевший за рулём (Серёжа или я) тут же говорил: «Да, да, Вы правы – у нас нет одного брызговика (или: «слабовато держит ручной тормоз»; или «сгорела лампочка подфарника» и т.п.)» - и протягивал ему один – два доллара. Купюры стремительно исчезали в кармане постового, а мы ехали дальше.
       
  В летние месяцы 1994 года я написал статью об оптических характеристиках вод восточной части Чёрного моря для сборника, который готовили наши «соседи», сотрудники Геленджикского института Южморгео. (Ответственным за выпуск сборника был бывший сотрудник Океанологии Александр Комаров.) В строках, посвящённых бизнесу, я вспоминаю об этой статье по трём причинам.

 Во-первых, статью мне заказали и обещали гонорар, то есть это была работа для заработка. Кстати, и заплатили мне за неё заметную сумму. Во -вторых, эта статья оказалась последней написанной мной статьёй для научного издания. И, в-третьих, несмотря на то, что статья писалась «для заработка», она получилась, на мой взгляд, вполне приличной. Жаль, что этот сборник был издан очень малым тиражом.
 
  Я - ПАССАЖИРСКИЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА "ВИТЯЗЯ".
  Почти с самого начала 1994 года наш славный «Витязь» стал возить «челноков». Капитаном на нём оставался Ю.С.Ефанов, с которым я плавал в 1986 году на «Рифте» по Средиземному морю и в 1991 году на «Витязе» по Чёрному морю. В обеих экспедициях он был капитаном, а я в одной из них был начальником, в другой – заместителем начальника эспедиции.
 
 В августе 1994 – го с «Витязя» был вынужден уйти пассажирский помощник капитана, ставленник анапской туристической фирмы, взявшей судно в аренду. Ефанов предложил эту должность мне. И в третий раз я согласился стать помощником капитана! Забегая вперёд, скажу, что пассажирским помощником я поплавал недолго – чуть больше двух месяцев, сделав за это время восемь «круизов» Новороссийск – Стамбул – Новороссийск.
 
 Арендовавшая «Витязь» туристическая фирма была организована бывшими комсомольскими работниками города Анапа. Один из них впоследствии стал мэром Анапы.

 Пассажирский помощник капитана является руководителем самой многолюдной на судне службы – в неё входят горничные, уборщицы, официантки и камбузная команда во главе с коком.

 Обязанности пассажирского помощника на «Витязе» были несложны. Они не требовали больших затрат времени в рейсе, за исключением подготовки судовых ролей, для печати которых на судне имелся компьютер с принтером.

 «Витязь» принимал на борт до 130 пассажиров. Учитывая мою, очень низкую в то время, квалификацию пользователя компьютером, подготовка судовой роли на такое количество людей занимала у меня почти всё время перехода от Новороссийска до входа в Босфор. А там уже и до контактов с турецкими властями оставалось полтора – два часа.

 Часть времени стоянки в Стамбуле я был свободен. Зато большая часть времени двухсуточной стоянки в Новороссийске была у меня занята поисками замены для сотрудников и (в основном) сотрудниц моей службы, которые по той или иной причине не могут идти в очередной рейс.
 
 На судне всем членам экипажа обеспечивалось постоянное бесплатное питание, а валюта начислялась только за время рейса. Никакой другой оплаты морякам не предусматривалось. Пассажирскому помощнику за пятидневный рейс причиталось около 50 долларов.
 
 Восемь рейсов с «челноками» на «Витязе» дали мне представление об основных моментах  организации и некоторых проблемах их бизнеса. Эти проблемы сводились к поиску нужного товара, его доставке на судно, оплате провоза, организации хранения на судне (с учётом возможности рэкета), налаживанию взаимоотношений с таможенниками, разгрузке в Новороссийске и доставке по домам.

 В один из рейсов на борту «Витязя» вместе с несколькими оптовиками и уменьшенным (по сравнению с обычным) количеством «челноков», пошла группа известных киноартистов. Эту поездку мэрия Анапы совместно с фирмой – арендатором судна подарила им как участникам  Анапского кинофестиваля.
 
 Утром до начала посадки пассажиров в Новороссийске я подошёл к вахтенному матросу у трапа. И увидел, что снизу от причала по трапу с двумя тяжёлыми сумками в руках поднимается очень пожилая женщина.

 Сделав замечание матросу за то, что он не догадался спуститься по трапу и помочь пожилому человеку, я сам сбежал вниз и взял у неё сумки. И уже на палубе судна, услышав слова благодарности, я внимательней взглянул на усталое лицо женщины. Это была Клара Лучко.

 Чуть позже «знаменитый артист пошёл косяком». Я с готовностью помогал им в решении их мелких бытовых проблем. И, по возможности, контактировал» с ними.

 Сергею Шакурову поменял каюту, так как в той, куда его поселили, он обнаружил тараканов.
 Аде Роговцевой, забывшей дома кипятильник, необходимый для приготовления кофе по утрам, отдал свой собственный. 
 
 Известному литовскому артисту помогал решить проблемы с приобретением билета на самолёт. Имел интересный разговор с Сергеем Никоненко о востребованности (точнее - о невостребованности) артистов в то тяжёлое время.

 Сделал неудачный комплимент Светлане Крючковой, сказав, что мне с детства очень нравился её папа. Оказалось, что с артистом Николаем Крючковым они всего лишь однофамильцы.

 За восемь рейсов в должности пассажирского помощника, а также впоследствии за десяток (может быть - и более) "круизов" на других судах и самолётах я близко видел более тысячи "челноков". Это были самые различные люди - по возрасту, полу, профессии, образованию и т.д. Но большинство из них были одинаковы в одном: постоянно сверхозабоченные, по пути от Новороссийска до Стамбула они "расслаблялись" обычным российским способом. И тут начинались всяческие мелкие чудеса.

 Например, однажды днём через несколько часов после выхода из Новороссийска мне в каюту позвонил старший помощник капитана: "Зайдите, пожалуйста, на мостик, здесь есть дело по Вашей части." "В чём же дело?" - спросил я, поднявшись на мостик. "А вот посмотрите." - сказал старпом, указывая на палубу.

 На палубе, свободно раскинувшись, сладко спала молодая дама с пышными формами в просторном хорошем платье. Она не замечала высоко стоящего жаркого солнца. И более того. Она не замечала, что около неё расползалось пятно жидкости, от которого в сторону борта струился маленький ручеёк (судно шло с лёгким креном на один борт).

 "Видите, как хорошо расслабилась Ваша пассажирка?" - посмеиваясь, продолжил старпом. "Конечно, вижу. Спасибо за спектакль. Только дело всё-таки целиком по Вашей части. Вызывайте боцмана с матросом - пусть помогут бедной девушке дойти до своей каюты, а потом смоют палубу."