Две шахматных партии

Николай Катаев
Тётя Дуся очень хорошая хозяйка. Однажды к ней в гости приехал ее слепой родственник, а вот откуда, я даже и не помню. А мне тогда лет семнадцать было. Я тогда очень любил играть в шахматы. Так же любил бегать. Сделаешь один кружок в пять километров и сразу на турник, на "козла". Представляете и имя того родственника забыл. А вот общую их фамилию помню: Тагановы. В каждой семье есть родственники и встречаются весьма разные фамилии. Таганова Евдокия Асоновна, мы ее просто звали тётя Дуся, поставила на стол всякой вкуснятины мы со слепым ее родственником сели за стол. После вкусного обеда, я предложил слепому поиграть со мною в шахматы. А те шахматы, в которые мы собирались играть, а слепой согласился сразу, мне покупал отец. Я ему говорю: "Папа, купи мне шахматы", "А ты хочешь сынок?". "Да, папа" Большие фигуры. Большая, лакированная матовым цветом, доска. Мягкие "тапочки" на каждой фигуре, это были настоящие гроссмейстерские шахматы. Со слепым мы расположились на диване. Диван был стареньким и слегка поскрипывал, но все-таки это было самое удобное место.

Как я проиграл первую партию, я даже и не понял! Перед партией он поставил условие, что я, должен ему, говорить нотационные ходы, как это описано в правилах шахмат, и передвигать его фигуры после того, как он скажет/сделает свой ход. И еще небольшое условие он играть должен белыми фигурами. На счет выбора фигур я был не против. Обыкновенное начало 1. е2 - е4, е7 - е5. И пошла партия. На 22 ходу я сделал ход конем и следующим ходом получил мат! Защиту Филидора в Королевском гамбите, я знал плохо. Вот и поплатился лошадью, и партией. Мой король на шахматной доске трепетал от ярости. Ему хотелось реванша. И он заново собрал все свое войско. Условия были все теже. Я вспомнил Алехина, как он играл с сорока немецкими гроссмейстерами вслепую и всех обыграл. Пришлось собрать всю волю в кулак. Тут же мне вспомнился один случай, как я играл в Доме культуры "Энергетик" на шахматном турнире и после как казалось выигранной уже партии я проиграл, я просто по мальчишески расплакался. Мой тренер по шахматам , Супрунов Павел Николаевич, прошел в угол зала где располагались вешалки для одежды и нашел меня всего в слезах. Конечно же, он меня всячески утешал, но я не слышал, что он мне говорил, я просто рыдал. "Такая выигрышная партия, такая удачная позиция, такая сильная защита короля и на тебе, все в пух и прах". И опять рыдание. Я помню, с кем я тогда играл, это был довольно взрослый мужчина. Солидный. Приятного внешнего вида. В очках. Нос толстый, глаза добрые, взгляд острый. После, как мы вернулись в школу-интернат в класс шахматного кружка "Этюд", мы стали разбирать наши партии. Кто и где допустил промахи и промашки. Валерка Памазан и Абрамов Алексей, тоже разбирали свои партии по косточкам. Честно сказать, я тогда на турнире в период награждения победителей, получил утешительный приз, кистевой эспандер. Мне, организатор турнира сказал: "Вот, Николай, качай шахматную силу". Все хлопали в ладоши и мне это звучало как-то подбадривающе и я успокоился, а так хотелось хоть третье место. Эх, не получилось!

Это воспоминание пролетело в какое-то мгновение и я расставив фигуры стал играть вторую партию со слепым родственником тёти Дуси. Конечно же, и вторую партию я тоже продул. Я не просто слаб, я очень  слабым себя почувствовал, но не заплакал как тогда. У меня уже выработался рефлекс: не плакать после каждой проигрышной партии, а разбирать ее по косточкам. Конечно же, я поблагодарил соперника, пожал ему руку и сказал, "Я вас надолго запомню, самым теплым словом вспоминать буду". Наверное, он рассказывал, как он учился играть в шахматы, только я этого не помню, рассказывал он это или нет. Только сейчас я могу с уверенностью предположить, что их там действительно обучают играть в слепые шахматы. Кто его поводырь был, я тоже не помню. Но самое главное я из этого сделал заключение, быть всегда честным и по отношению к незрячим и во всем им помогать.

П.С.:
Спасибо Павлу Николаевичу Супрунову за своевременную подготовку к серьезным турнирам