Глава 11. Начало девяностых

Владилен Николаев
 
 МНЕ СТАЛИ ВЕЛИКИ МОИ БРЮКИ.
 Большинство боёв на ринге я провёл в первом среднем весе (до 71 кг).  В 26 – 27 лет  регулярные занятия боксом прекратил. В результате мой вес стал расти, чему сильно способствовали ограниченная подвижность и слишком правильный режим труда, сна и питания в длительных морских экспедициях, в которых я часто участвовал. И, сколько ни старался, заметно уменьшить вес не смог. Условно говоря, я перешёл в тяжёлый вес (больше 81 кг, порой – существенно больше).
 
  Но в 1992 или 1993 году вдруг заметил, что теперь мне нужны брюки на два – три размера меньше тех, которые длительное время вполне устраивали. Оказывается, без каких-либо стараний я вернулся в свой «боевой вес»! Но похудел не только я.

  И такое открытие меня совсем не обрадовало: семье не хватало зарабатываемых денег на полноценное питание, хотя при троих работавших и одной пенсионерке в семье имелся всего один четырёхлетний «иждивенец», мой внук Артём. Такое наступило время. 
 
 Правда, денег стало не хватать несколько раньше. В 1988 – 1992 годах, когда сын Сергей учился в техникуме в Новочеркасске, я, вместо денег, посылал ему купленные за рубежом легко реализуемые товары. Для тех же целей отдал ему давно купленный довольно редкий отечественный панорамный фотоаппарат,
 
  БЕРЁМСЯ ЗА ЛЮБУЮ РАБОТУ!
 Пришлось искать дополнительный заработок. Ещё в рейсе на «Витязе» в 1991 году Богдан Возняк спросил меня, не  может ли моя группа сделать прибор для регистрации спектрального состава излучения, выходящего из моря. Он имел в своём институте (в Польше) деньги на приобретенье такого прибора. Я взялся за эту работу.
 
 Главную деталь прибора, диффракционную решётку, мне подарил Ося Левин. Стальной нержавеющий корпус для нашего устройства я взял от старого списанного прибора. Все остальные мелкие детали нашлись среди наших запасов. Оптико-механическую часть прибора собирал Анатолий Жильцов, электронную – Володя Овчаренко. Необходимые механические детали сделали (по моему частному заказу) работники мастерской ЮО.

 Большая проблема заключалась в том, как оформить продажу «товара» иностранному заказчику. Сделать это через Институт океанологии было невозможно по ряду причин. Я обратился к услугам некой посреднической фирмы. И эта фирма продала полякам прибор, который мы сделали якобы по её заказу.
 
 Предварительно, разумеется, был составлен договор – заказ между мной и этой фирмой на изготовление прибора. Договор был кабальный. Нам (на троих) досталось меньше 25% от суммы, уплаченной за прибор поляками. Таков был мой первый (и единственный) опыт «международного сотрудничества в области высоких технологий».

 Видя моё бедственное финансовое положение, брат Коля познакомил меня с руководителями московского коммерческого предприятия, продававшего установки для обеззараживания водопроводной воды ультрафиолетовым излучением. В районе города – курорта Геленджик имеется большое количество здравниц с автономными системами водоснабжения, которым могли бы быть нужны такие устройства. И мне удалось продать несколько комплектов этих устройств – за не слишком большое вознаграждение.

 Продавал я и телефонные аппараты с автоматическим определителем номера абонента, бывшие тогда большой редкостью. Уже не помню, от кого их получал. Помню, что заработал на этой деятельности совсем немного.

 На рубеже восьмидесятых и девяностых годов в крупные коммерсанты вышел мой давний знакомый по яхт-клубу Анатолий Фуркаленко. Он стал владельцем нескольких больших судов, хозяином строительной компании и кирпичного завода, а также хозяином ещё и ещё чего-то.
 
 Я попросил Фуркаленко дать мне работу в его разнообразном хозяйстве. Он определил меня в свой судовой отдел снабжения. Но мои обязанности и мои полномочия в этом отделе не были чётко определены. Я работал «на подхвате» - по отдельным указаниям лиц начальствующего состава фирмы. А главный бухгалтер фирмы, чрезмерно самоуверенная дама,  вообще видела во мне просто личного водителя.
 
 Платили неплохо, но меня такое положение не устраивало. И, как только нашёл что – то, как мне показалось, лучшее, пришёл к Фуркаленко, поблагодарил его за помощь в трудную минуту и попросил уволить меня.