Па де труа. Полная версия

Алла Бур
"Но они сами сделали себя литературными персонажами. Теперь их права на личную жизнь, как у...Маши и Дубровского!"
(Елена Колина. "Не без вранья".)


----------------------------------
Надпись на памятнике Маяковскому:
"КИСА И ОСЯ ЗДЕСЬ БЫЛИ".
------------------------------

Все мы отдалены от той эпохи в большей или меньшей степени. Но в наше время ничто уже не мешает нам узнать прошлое - документы, книги, воспоминания открыты для всех.
Киса, Ося, Щен - милые, домашние прозвища Лили Брик, Осипа Брика и Владимира Маяковского.
"Поздравление Кисам -
Изысканным и светским -
С праздником советским.
Целую, Щен".
Большой, нежный пёс в тёплой и тесной кошачьей корзинке.

1913 год. Знакомство и начало романа Эльзы Каган (сестры Лили) с Владимиром Маяковским.

А теперь - читайте внимательно:

" - Великие люди! Видите? Чуть повыше облака и несколько ниже орла! Надпись:"Коля и Мика, июль, 1914 год"! Обратите внимание на художественность исполнения! Каждая буква величиною в метр и нарисована масляной краской! Где вы сейчас, Коля и Мика? Киса, - продолжал Остап, - давайте и мы увековечимся. Забьём Мике баки. Ей-богу, полезу сейчас и напишу:"Киса и Ося здесь были".
(И. Ильф, Е. Петров. "Двенадцать стульев".)

Фотография Маяковского. Он выступает из бархатной черноты - цилиндр, костюм, галстук. Резко-белый воротник. Мягкие щёки, тёплые губы. Внизу большими острыми буквами - как на скале! - начертано:
"ФУТУРСТ ВЛАДИМIР МАЯКОВСКIЙ".
И дата - 1914 год.
Классики датами не разбрасываются.

Осенью 1914 года Л.и О. Брики приехали из Средней Азии, где они тогда жили, в Петербург. А в конце июля 1915 года в их жизнь ворвался Маяковский - "Облаком в штанах".

"Я уже вела самостоятельную жизнь, и мы физически с Осей как-то расползлись..., но были в дружбе, может быть, ещё более тесной". (Л.Б.)

Первым влюбился в Маяковского Осип."Влюбился в Володю, стал ходить вразвалку, заговорил басом и написал стихи, которые кончались так:
"...И буду ждать свой гроб заказанный,
Читая "Облако в штанах".(Л.Б.)
Именно - ВЛЮБИЛСЯ в его мужественность. Нет-нет, я не об этом! Осипу так не хватало жизненной энергии, он сразу понял, что  Маяковский сам будет просто отдавать её - радостно, широко улыбаясь, от всей души, он иначе не умеет.
Но - самое главное. Осип нюхом почуял недюжинный талант. У тщедушного Оси была железная хватка литературного дельца. И он бросился издавать Маяковского.
Впоследствии Осип Брик говорил, что Маяковский для него "не человек, а событие".

"Ося был небольшой, складный, внешне незаметный... Я сразу поняла, что Володя гениальный поэт, но мне он не нравился. Я не любила звонких людей - внешне звонких...Невозможно переоценить влияние Оси на Володю." (Л.Б.)

Осип чувствовал, что талант Маяковского необходимо сохранять для Литературы - и для них самих(помимо всего прочего, этот талант приносил доход). Осип знал, что никто не сможет правильно сделать это. Никто - кроме Лили.
"Мы привыкли к тому, что обуты-одеты, живём в тепле. Мы тонем в быту. Мы на дне. Маяковский ничего настоящего уже никогда не напишет". (Л.Б.)
Тяжёлый этот разговор был зимой 1922-1923 года, в Москве. Маяковский поселился в своей комнате на Лубянке  и за два месяца написал поэму "Про это". Вёл дневник, посвящённый Лиле.
Получилось!
И теперь, чтобы побудить Маяковского к творчеству, Лиля доставляла так нужные ему страдания по принципу:"из воды студёной - в воду варёную", из огня - да в полымя, из пламени - в прорубь, из проруби - в горячую ванну...Так закалялся в Маяковском Поэт.
Так было всегда - всю огромную жизнь Маяковского.

Последняя его любовь - самая горячая, самая сильная, самая "громокипящая" любовь - революция - убила его. Но это тема для совсем другого  расссказа.

"Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Эта любовь не мешала моей любви к Володе. Наоборот, если бы не Ося, я любила бы Володю не так сильно".
(Лиля Брик).


НЕОБХОДИМОЕ УТОЧНЕНИЕ:

Па де-де (фр.pas de deux) - одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной коды.

Па де труа(фр.рas de trois) - музыкально-танцевальная форма в балете. Повторяет построение па де-де с вариацией третьего танцовщика.

Как видите, я не имела в виду менаж а труа(фр.menage a trois) - семья, состоящая из двух супругов и любовника (цы) одного из них. Или того хуже - лямур де труа (фр.l*amour de trois )- любовь втроём.

Здесь всё гораздо сложнее.