Монастырь молчальников

Таисья
Монастырь Молчальников.

***

Уйду в Монастырь -
Не решила - в какой,
Надо бы - в женский,
Но лучше - в мужской!!!

(Шутка).

***

    Моё утро началось со встречи с друзьями и замечательного путешествия в одно очень интересное историческое место...

    По дороге из Тель-Авива в Иерусалим на горизонте появился архитектурный комплекс оригинальных строений и на дорожных указателях мы увидели название: Латрун. Это то самое место, где находится монастырь «молчальников».

    Аббатство Трапп было основано во Франции в 1140 г. Долгое время оно славилось выдающимися добродетелями своих настоятелей и монахов, но потом его постигла обычная судьба многих обителей, в которых монахи, отойдя от добродетели Отцов, перестают соблюдать свой Устав.

    Аббатство многократно подвергалось разграблению во время войн, раздиравших Францию. Монахи, лишённые средств к существованию, были вынуждены разбрестись кто куда и вернулись в свою обитель, когда времена смуты миновали.

    Испорченность нравов, беспорядочность образа жизни в аббатстве настолько возросла, что монахи стали позором своего края, жили врозь, где придётся, и собирались вместе лишь для охоты и развлечений.

    Так обстояли дела к тому времени, когда Арман-Жан Ле Бутиллье де Рансе (1626 - 1700 г.г.), бывший в ту пору настоятелем цистерианского монастыря La Trappe, задумал реформировать орден, восстановить монастырскую дисциплину и вернуться к полному соблюдению старого бенедиктинского Устава и обычаев цистерианцев.

    Орден (его полным названием стало - ordo cisterciensium strictioris observantiae) медленно шёл к расцвету, пришедшемуся на XIX век.

    Монастырь в Латруне или Латрунское аббатство Богоматери всех скорбящих основан в 1890 году монахами, прибывшими из аббатства Сет-Фон (французская епархия Мулен). Он почти ничем не отличается от других монастырей траппистов, разбросанных по миру. Распорядок дня в них не менялся со времени основания Ордена:

- Подъём и облачение в белые ризы - 02:00 (по праздничным дням в 01:30).
- Первая служба - 02:05.
- Служение обедни - 04:00.
- Свободное время - 04:30.
- Общий сбор и получение указаний от отца - настоятеля - 05:30.
- Уборка спального места и личное время - 06:00.
- Служение обедни - 08:00.
- Завтрак (мясное под запретом) - 08:30
- Работа - 09:00.
- Обед (суп, молоко, овощи, фрукты, вино или пиво) - 11:30
- Свободное время - 12:15.
- Работа - 13:15.
- Служение вечерни - 16:30.
- Ужин (хлеб и фрукты, в зимнее время - сыр и овощи) - 17:15.
- Свободное время - 17:45.
- Повечерие - 18:30.
- Отход ко сну - 19:00.

    Трапписты много работают, их хозяйство находится в образцовом порядке. Но они обрабатывают лишь столько земли, сколько способны возделать сами.

    В начале XIX века, вместе с кампанией Наполеона в Святую землю была привезена виноградная лоза. Её посадили на территории Латрунского монастыря, и по сей день обитель славится отличными винами, которые изготовляются из винограда, выращиваемого на принадлежащих монастырю виноградниках.

    Образцовые фермы быстро обогатили бы траппистские монастыри, и, если бы трапписты не следили тщательно за ограничением своих доходов, - налаженность их работы, простота жизни и их терпение обеспечили бы им такие преимущества в любой конкуренции, которые привели бы их к господству над целыми областями.

    В Латруне об этом говорит безусловное качество тех продуктов, которые выставлены на продажу в магазине при входе в монастырь: оливковое масло, вина, бренди, ликёр, соусы, мёд и пр.

    Монастырских монахов называют «молчальниками». Принятие монашества требует трех предпосылок: влечения, способности и призвания. Монахи-трапписты принимают обет молчания, не полного, ибо это было бы наказанием, но всё же достаточно сурового с точки зрения обывателя. Молчание у них - абсолютный закон.

    Код знаков позволяет им объясняться «телеграфно». Например, соединив треугольником большие и указательные пальцы, говорят «хлеб», быстро коснувшись губ тыльной стороной руки - «понятно», проведя пальцем вокруг лба линию воображаемой вуали или диадемы - «женщина», а приставив указательный палец к носу, обозначают вино.

    Молчание для монахов не лишение, а благо, с которым они расстаются, по-видимому, неохотно. В Орден непросто вступить, нужно пройти трёхгодичный испытательный срок и получить соответствующие рекомендации.

    Монахов нечасто можно встретить на территории, посещаемой туристами. Но если это случается, мы сталкиваемся с доброжелательностью и улыбкой, которая является траппистской институцией, заменяющей обычные банальности.

    Пройдя через массивные ворота, в которых справа находится дверь, ведущая в магазин, мы оказываемся в уютном, ухоженном дворе, утопающем в растительности. Далее мы входим в минипарк с археологическими находками разных периодов. А пройдя по аллее с цветущими бугенвиллиями, мы подходим к комплексу монастырских строений, в котором для туристов доступно только посещение церкви, освящённой в честь Богородицы, Девы Марии.

    Базилика латрунской церкви - «ручная» работа хорошего архитектора и декораторов. Всё находится на своих местах: продуманно и рационально. Монахи, служители, посетители - заняты каждый своим делом и для каждого есть место в пространстве, никто друг другу не мешает.

    Высота стен - ровно такая, какая необходима для свободного дыхания. В этом зале - заслуживающая самых высоких похвал акустика. Здесь проходят самые разнообразные концерты: от сольных классических и бардовских, до ансамблевых и камерных фестивалей.

    Мы погуляли по по тенистым аллеям, посетили изумительную ярмарку украшений, зашли в магазинчик, заполненный туристами со всего мира. Изобилие бутылок с винами и оливковым маслом, произведённое руками монахов-молчальников, не оставляли ни одного посетителя равнодушным. Мы с удовольствием купили и одно, и второе, и третье.

    Перекусили за столиками под кроной столетних елей, попили кофе с домашними пирожками, закусили фруктами, привезёнными из дому, и продолжили прогулку уже на автомобиле. А за окном хвойный ландшафт уже плавно перетекал в заросли цветущей бугенвиллии. Но я не прощаюсь с этим райским уголком, я говорю ему: "До свиданья!"

***

05 декабря 2011 г.