Служили два брата в Таманской...

Нина Романова
РОМАНОВА НИНА ИВАНОВНА
СЛУЖИЛИ  ДВА  БРАТА  В  ТАМАНСКОЙ…
Алексей и Дмитрий Молодцовы
          Быль-интервью

МОЛОДЦОВ  ДМИТРИЙ  ВЛАДИМИРОВИЧ
Родился 11 января 1987 года в Калуге
Курс молодого бойца  прошел в Бекасово, потом был переведен в Москву в отдельный батальон охранного обеспечения № 37653. Отслужил два месяца  в ремонтном взводе, затем  в мотострелковых войсках, разводящим в карауле.
  - Вспоминаются 120 караулов в штабе Московского округа, когда я служил у Бакина Владимира  Владимировича,  вот это человек, мы охраняли штаб.
    Я заметила, что  бойцы всегда помнят имя, отчество, фамилию тех командиров, кого уважали в свою бытность в армии, а о потерявших честь бросят небрежно в разговоре фамилию, но чаще – кличку…
-В этом штабе застрелили Берию, даже пуля осталась в стене бункера, нам показывали, где он сидел.
   -Значит, историю страны в армии не скрывают?
   - А как ее скроешь, она в каждом камне нашей земли.
-Как же ты из Москвы попал в Таманскую?
- А  вы читали работу «Природа власти»?
-Слышать слышала, а читать не довелось.
-Есть понятие «доминантный обидчик».
-Перевести на язык дедовщины – человек , имеющий власть.
-Ну да, по аналогии с обезьяньим сообществом, у людей частенько, как у животных. Стою на карауле, молодой, не так стою, подходит лейтенант и  тащит в «майдодырку», где  раковины,умываемся там. Его кто-то наверху накачал, он на меня накат сделал.
Там  «опускает» мне почку без свидетелей, а я ломаю ему нос.
- Переадресованная агрессия называется. А еще есть «группинг» - желание подлизаться.
У обезьян – это вычесывание шерсти, поднесение бананов доминантному обидчику, а  в армии –«кто на новенького ?», короче, дедовщина. Но не все с ней согласны…
-А говорите не читали.
  -А ты думаешь ,я в школе это на себе не испытала? Скажешь директору детдома, что нечего ребят-детдомовцев за границу сплавлять, что они своей родине нужны, той же армии, значит «ату ее». Я это не читала, я это жизнью своей проходила.
В Таманскую  перевели в 1896 году, в часть, где брат служил, мой ротный  тоже у нас оказался. С продовольствием было плохо.  Из Москвы ничего не привозили. Мне дают бумаги, «Урал» и посылают в Кантемировскую. Левая дивизия – Таманская, правая – Кантемировская, сухпаек привезешь.
 Я приезжаю. А там - Анатолий Седой, что хоронил своих ребят в Чечне на танке,  что с моим братом Алексеем в Чечне воевал, говорит: Без продуктов не останетесь, я твоего брата помню и уважаю, привез я все и даже более.
   А  Первый полк Таманской дивизии всегда славился, из  нашей дивизии много солдат погибло, есть и музей погибших.
-Ну, раз в Таманской «группинг» не в почете, одно место лизать не привыкли, значит, в бою не сдадут  товарищей и Россию. Я вижу, у вас по деду-полковнику воинская закваска по материнской линии, Молодцову Виктору.
-Да, двадцать ранений у него, два раза  блокада сердца, вот тебе и  горец- мусульманин…
- Не от национальности зависит, от души.
- Запомнились мне учения в Мулино под Нижним Новгородом, нас отправили  колонной из Алабино (Подмосковье), учения были на болотах, я был командиром отделения.
И вот мы стоим. Цель  - взять два холма на полигоне 50 на 50 км. Масштабные учения всех войск. И вот въезжаем мы в болото, БМП-2 заглох, перепрыгиваем  на  Т-80, 18 человек. После болота  -противотанковый ров непроходимый, угол откоса такой, что ствол утыкается в грунт. Мы с перебежками, с перестрелками поражали мишени, стреляли с  РПГ 5, противотанковая оборонительная граната, когда  вертолеты пошли, мы взяли почти  холм, все стреляют, гул стоит.  Мы – на вертолет, висим на крыльях, мотает нас над землей, взяли вторыми вершину, а ВДВ все же – первыми…
Наш командир роты сказал: У меня никогда не было таких ребят, нас было трое.
-У тебя же 1 разряд по спортивной подготовке.
-Пригодился. В штабе Московского округа на улице Садовнической  искали на учениях мину-куклу.  Мы ее нашли.
-Не жалеешь, что в Москве не остался?
-Кутузов сказал: Москва – это еще не вся Россия.   Жалею, что не остался контрактником в армии, видно, дедовская офицерская кость дает о себе знать.
-Я другое знаю, братья Молодцовы, Алексей и Дмитрий,  не посрамили честь и Калугу. Спасибо.





МОЛОДЦОВ  АЛЕКСЕЙ  ВЛАДИМИРОВИЧ
Родился 29 ноября 1980 года
Присягу принял 27 декабря1980 года. В учебке был во Владимирской области, город Ковров. Механик-водитель БМП-2. Там же,  в Коврове,  перекинули в  танковые войска – танкистом, выучился на командира танка -3 класс.
   В апреле нас направили в Гороховец Нижегородской области, получил 1 место по стрельбе из танка, за технику безопасности. Построили нас на полигоне на стрельбище. Я – командир наводчиков. Дают дымовую завесу и приказ стрелять по мишеням. Я знаю закон наводчиков: Не вижу – не стреляю. Я и не стреляю.
-Короче, командиры поняли, что боец ты смекалистый.
-Наверно. Вернулись со стрельбищ в Федулово  Ковровского района, а в мае приехали из Таманской дивизии «покупатели» и забрали в дивизию. Там я и служил в танковом батальоне.
   1999 год- 2 Чеченская кампания. Я был в 8 мотострелковой роте, потом направили в  разведроту. Формируют эшелоны в Чечню, я уехал 7 последним эшелоном, даже батюшка нас освящал, почему-то вспомнился  фильм  «Белорусский вокзал».
   -Ситуация та же. Там – на Отечественную, здесь -тоже на войну.
   - Друг  Борис говорит: Поехали на войну – снег пошел, домой живыми вернемся, примета верная…
- Едем. В Воронеже дозаправка эшелона. Бабки все крестят нас, плачут, аж жуть. Куда вас, ребята, везут? Нам обещали, что будем стоять в третьем кольце, живого боя из нас не видел никто. Эшелон  тронулся. Моздок. Приехали. Разгружаться. Сутки передохнули, построили в колонну и на БТР. 24 декабря 1999 года вошли в Чечню.
   Встали  на холме Октябрьское у Алхан-Юрт, там  был 15 полк Таманской дивизии. А в Ханкале началось. Я никогда не видел столько народу, техники, БТР вместе. Все тряслось: земля, техника , у меня все внутри - от перенапряжения.
- Мы там, где не надо,- подумалось мне… Мы окружали Грозный . 14 января – штурм  Грозного. Я лично участвовал 17 января. Грозный взяли 6 февраля.  Площадь «Минутка»  брали трое суток - это во 2 кампании, напротив нас стоял 245 ( по легенде ) «пьяный» полк: в 1 Чеченскую кампанию они взяли коньячный завод. Есть у меня хороший друг из этого полка  - Сергей Лисянский.
-Помню эпизод, когда нас обложили на стадионе Центральный в Грозном. Разведка донесла: все спокойно, заманили, как кутят. И мочили всех насмерть, я лежал под горой трупов, головы не поднять – ливень огня. Спецназ нас потом вытащил, живых – единицы.  131 день принимал я участие в боях.
- Адом показалось?
- Война – не сахар.
-Награды  есть?
- За воинскую доблесть медаль 2 степени, 2 нагрудных Креста 2000 и 2002 годов. А Ванька Борода получил  Орден Мужества,- похвастался Алексей сослуживцами,- Арен Маратыч, комендант Урус –Мартановского района , получил Красный Крест, а Дмитрий Мадырин из комендантского взвода был мне ,как брат, из Владимирской области он, город Покров, созваниваемся, общаемся . А видеть давненько не приходилось.
  Но горечь пережитого не отступает, и  Алексей снова возвращается к дням боев:
-А Хатаба,сволочь,  выпустили, было три кольца, открыли ему коридор, ушел в Аргунское ущелье, сколько  потом еще  людей положил.  Ушли мы, потом Гекаловский, подтягивались к Аргунскому ущелью. Вертушки садились, пополнение давали,  в горы отправляли, там бились. Десантников они положили на соседних сопках больше 74 человек, живыми осталось несколько человек. ВДВ штурмовали, ДЩБ. Шатой, Бамут, Помятой,  разве это забудешь. Того же Салмана Радуева взяли еще в Грозном…
Нам приказ: держите высоту. С вертолета с 9-этажной высоты спускались на горы, облака ниже нас, чувствовал себя, как Бог.
-Недаром у тебя «погоняло» Красивый,- подумалось мне.
-Они и свои разные были. Трошев говорил:
У тебя их в полку, как собак нерезаных  (о солдатах ) я рядом стоял, слышал,- кто призывался до 1 декабря, те домой, остальные остаются.
- Да ты охренел, я своих не отдам, в аду побывали,- как отрезал ему  зам. комдива Таманской дивизии Александр Александрович Дворников – мой второй родной отец и отправил нас домой, я был в его сопровождении.  А Трошев тоже там погиб, у Грозного, земля ему пухом.
Приехали в часть 7 мая 2000 года. Грязные, кажется, замерзшие навсегда, ребятам молодым говорим: Снимайте бушлаты, дайте погреться.  Все нормально, снег пошел, вернемся,- так друг мой говорил…
- А что-нибудь  комичное было, ребята-то молодые?
- Было, стоят артиллеристы, покушать хочется, вдруг взрыв в частных домах. А мы с Илюхой сидим на заборе, покуриваем – между ног осколки, стена перед нами в решето. Молодцы птурщики, Бог в помощь, как дали управляемой ракетой на 3 километра прямой наводкой - взяли район. Они сразу: Мы мирные жители. А у каждой двери – растяжка.
   Захожу в дом, мне дуло автомата в спину, я извернулся, мы с чеченцем -  махаться, он меня с третьего этажа -  в окно. Очнулся -  никого, рядом его автомат. Травма позвоночника…
   Боевики некоторые были и на нашей стороне. На их стороне боевики – больше половины – арабы, из Грузии, все мусульмане – за чеченцев, подвязаны были и ингуши  и дагестанцы, и все, кому не лень, и об этом никто не скажет, даже из Москвы, Брянска, та же Ольга – снайпер, взяли в плен, две дочери,  не замужем, работы нет.
   Много предательства. Везли раз гуманитарный груз, так нас всю дорогу  10 модель пасла, 0,5 регион – Дагестан. Рафик заглох на перевале, все повели себя по-разному:
Нас  нагреют,- занервничали те, кто в бою не был.
-Хотели бы – давно бы нагрели,- отвечаем.
- А что-нибудь памятное  было?- любопытствую я, чтоб скрасить гнетущее впечатление не слишком откровенного рассказа.
-Когда я дрался в  разведроте  за  оливковый берет, боксировал. Берет мне остался, но неделю в госпитале провалялся.
-Берет разведчику – святое.
-Еще контузия в Гудермесе была, наступаем, все вперед, свои выстрелили из РПГ и по нас, не подрассчитали. У меня кровь из носа, из правого уха, подняли – весь в грязи, 3 суток в госпитале, удрал оттуда, а состояние -  как пьяный. Думаю:
-Никогда не оставлю своих – вернулся. Семь человек нас было в БТР №222 из 80 разведчиков, кто подчинялся командиру части. Жалею теперь, что контрактником не остался, на гражданке у меня жена, сын ,теперь поднимать надо.  Но таких друзей, как там ,уже никогда не встретишь…