Видеть второе солнце

Лешков Александр
Видеть второе солнце

Селение Русский Сарс - это маленький Лос-Анжелес в Пермской области растянувшийся не по берегу моря, а вдоль реки Сарс, перепрыгивая с берега на берег, образуя своеобразные микрокварталы - слившиеся деревни и села. Это и село Русский Сарс, и деревня с таким названием по ту сторону реки которая, в конце, снова прыгает на этот берег и становится селением Куйбышево; следующие прыжки ведут в деревни Емельяновка, Уссаварово.  Русским оно названо не случайно, ибо вокруг множество и татарских, и марийских селений; а вниз по реке начинается Башкирия.
Лос-Анжелес надо полагать - море и пляжи; здесь же - горы, река, сказочная красота природы и люди. Вот уж поистине люди там добрые, трудолюбивые, простые. Да и может ли быть иначе в таком интернационале, в столь дивном крае, удаленном от большой цивилизации к самой границе с Башкирией, начинающейся с таких же удаленных селений. Да и какая граница - условности, прописка - не более.  Школа и интернат были предоставлены всем -глушь!
Речка понятие тоже растяжимое. Конечно, Волгу речкой не назовешь, но и эту не везде перекинешь камнем. А если учесть то, что вода в ней чисто родниковая, на перекатах незамерзающая даже зимой, ее скорость, сшибающую на перекатах с ног - это река! Река чистейшей родниковой воды. Недаром ее облюбовали и рак, и голавль, и харюзье порой не дает отрваться взгляду своими прыжками из воды, ловя бабочек, мушек и просто резвясь. Мне довелось наблюдать и выдру - этакую кошечку с  маленькой головой,  почему то с отливающим голубизной мехом -  охотилась в прибрежной яме за рыбой.  Берега реки местами так заросли и переплелись хмелем с ивой, ольхой, черемухой, что зайцы и другая дичь попав на летние рыбачьи тропы не сразу могут вырваться из этого плена - утаптывая их вподобие человеческой тропы в снегу - вечно рвушемуся на восток и встречающего  преграду -Уральские горы. Тут - во множестве, находит он себе и место, и прописку; а тропы до весны отдыхают и от рыбаков, и от сплавщиков леса отталкивающих прибитые и застрявшие стволы.
Или возраст был такой впечатлительный с пятого по восьмой класс, или еще что, но и сейчас хочется вырваться хоть на недельку и уехать туда, где небыл более тридцати лет, где впервые увидел илимы и клены, сказочные горы и туманы, бурундуков и гадюк. Разве можно забыть рыбацкие приключения, лесные пожары или рыжики, растущие сплошным месивом, которое приходится делить, чтобы уложить в ведро.
Я ухожу от впечатлений о школе и учителях; на них мне везло,где бы мы не жили и что присуще народу  Урала.
Вот в этом селе и довелось мне увидеть второе Солнце. А дело было так. С приближением грозы мы были дома и с нетерпением ждали, когда она кончится - очень хотели на речку -  с утра было некогда - хозяйство - а это труд всех   от мала до велика. Гроза была сильной, но не затяжной - что свойственно грозам. Только дождь стих, нам разрешили ненадолго отлучится. Ненадолго- значит ненадолго - отец был очень строгий, ослушаться было нельзя. Помнится, что я был старшим по годам, что нас было трое - два брата и друг из соседского дома.
Выбежали из ограды, прошли мимо старенькой баньки -стоящей отдельно и приближались к роднику мимо которого шла тропка, пересекая трясину. Кто то спросил - а время то не посмотрели - как будто у нас были часы и мы могли ориентироваться в этом ненадолго,что нам выделили.
Час должно быть - сказал я, глядя в небо.
Как ты знаешь?- последовал вопрос чуть ли не в один голос, с иронией и недоумением во взглядах.
Солнышко то вон где - и я протянул руку к Солнцу.
Ты куда показываешь - вон же где оно - и они оба протянули руки правее градусов на шестьдесят, семдесят.
Я хотел выругаться на их слепоту или невоспринимаемую мной шутку,но взор опередил и я увидел там тоже Солнце, но уже настоящее, как потом оказалось; а пока я смотрел то на то, то на это Солнце и не мог их отличить.
Сколько так длилось - не помню.Они смотрели на мое Солнце, я на их, в душе понимая их правоту.Вдруг один из их сказал - оно приближается. Я перевел взгляд. Вроде на месте...Нет, точно приближается... ускоряет приближение, еще ускоряет. Что бы случилось - не знаю, если бы не мое решение, как старшего.
Стойте, не шевелитесь, не делайте разряжения воздуха, неговорите - это шаровая молния, так надо.
Стали как вкопанные, молчим или пытаемся.Одумалось и Солнце, на что я очень надеялся и просил о том, ведь мы еще дети. Приближаясь, Солнце оставалось таким же ярким, как и натуральное, может даже чуть ярче.  Но вот тепла солнечного в выраженной форме - не ощущалось; скорее наоборот, при этом оно как бы разглядывало нас, что то обдумывало, кажется хотело сказать - я вас оставляю, но смотрите у меня,я вездесущее.На глазах сбросило скорость приближения, зависло в одной точке с суровостью во взгляде,как бы давая разглядеть себя.Затем медленно, как бы нехотя, с уклоном в равнодушие, стало отклоняться вслед уходящим тучам и на высоте около полкилометра было с волейбольный мяч.В размерах почти не изменилось, а вот яркость становилась мягче. Были ли волнения размеров - некого подобия мыльных пузырей - не запомнилось. Запомнилось другое - заметил звезды сквозь его яркий блик величаво набирающий скорость уходящих за гору туч. Не шума, не грома- как мы ожидали - небыло; видимо оно не взорвалось, мягко обогнуло гору на постоянной от поверхности высоте и ушло туда, где были ушедшие тучи.
Долго думал, что это шаровая молния, ибо в те годы явление это было нередкое.Сам наблюдал, как молнии с треском вонзаются в громоотвод на столбе, стоящем перед окнами.Видел и маленькие шаровые молнии под крышей дома, что стоял напротив - наискосок, судя по тому, что улица делала здесь угол в девяносто градусов, а дома были угловыми по разным сторонам улицы.Видел как из шарика побольше может получится несколько маленьких, как мыльные пузыри; но все они отыскивали место и уходили на чердак, не причиняя вреда.Один раз было разрушение трубы, но я этого не видел и не могу судить какая это была молния. Узнал, когда был гостем моих ровесников в этой комнате.Не успели еще хозяева восстановить это небольшое разрушение.
В книгах о временах Чингиз-хана наталкиваюсь на подобное у некоторых народов востока, где очень схоже описывается виденное. Эти народы считали, что редкое явление - видеть второе Солнце, что это бог проходит над Землей и он всегда в виде шара; а тем, кому посчастливилось видеть бога - дела и мысли их будут находится под покровительством бога.
Слышал и о нырковых спутниках, но судя по времени и описаниям присущего оружию массового поражения, сие больше походит на испытание ядерного оружия под прикрытием грозы. Вобщем загадка по сей день.
Было это, точно не скажу, году  в пятьдесят седьмом - девятом прошлого века. Гагарина народ еще не знал.