Каким не должен быть злодей

Аманда Глумская 2
How Not to Create a Villain by Anne Marble - сокращенный перевод с английского

Почему так трудно создавать злодеев?  Хороший злодей не спасёт спотыкающуюся историю. Однако харизматичный злодей может сделать хорошую историю великой: злодейские действия могут  заставить героев преодолевать препятствия, принимать трудные решения и даже расстаться на время. Однако писатель идёт по тонкому льду, создавая злодея в любовном романе:  если ваш злодей слишком скучен и туп, читатели могут утратить интерес к вашей истории, даже если ваши  герой и героиня прекрасны. С другой стороны, если злодей слишком колоритен или участвует в слишком многих эпизодах, он отвлекает читателя от героя и героини, на которых должно быть сфокусировано его основное внимание в любовном романе.

Даже если  ваша история – не романтический триллер,  злодей вам может пригодиться. Попробуйте только представить типичный сюжет без злых родственников, загружающих героиню бессмысленной и тяжелой работой! Конфликт может не быть таким напряженным без кого-то, кто противостоит героине. Властная свекровь или испорченная кузина могут быть не менее злыми, чем Злой Властелин. Я думаю, что большинство драгдиллеров и мафиози струсили бы, повстречай они на узкой дорожке злых родственников из  редженси.

Я собрала некоторые типичные ошибки, которые делают многие писатели, создавая своих злодеев. Если вы избежите этих ошибок, вы можете создать злодеев, которых читателям будет приятно ненавидеть.

ЗАТМЕВАЮЩИЕ ЗЛОДЕИ.  Вы наверняка хотя бы однажды читали роман, в котором злодей вам запомнился больше, чем герой и героиня. Или вам приходилось пропускать страницы с детскими воспоминаниями злодея. С этими историями что-то явно не так. Это не значит, что не нужно наделять злодея яркой индивидуальностью.  Однако если ваш злодей силён и харизматичен, главные герои должны быть ещё сильнее и харизматичнее.

Другая вещь, которая отвлекает  от основной сюжетной линии – пресловутые сексуальные сцены со злодеями. Некоторые писатели используют их, чтобы подчеркнуть злодейскую злобность. Этот приём далеко не всегда срабатывает. Имейте в виду, что многие читатели ненавидят злодейские сексуальные сцены и пропускают их.  Они купили любовный роман не затем, чтобы читать о злодеях, хлещущих и насилующих слуг, они хотят читать  о любви.

ОЧЕВИДНЫЕ ЗЛОДЕИ. Как-то я читала романтический триллер, в котором жертву убили на острове, где из взрослых были только главный герой и его слуга.  По законам жанра главный герой ни при каких условиях не мог этого сделать, поэтому всё напряжение истории пропало. Если  в вашей истории есть преступление,  обеспечьте более одного правдоподобного подозреваемого, и позаботьтесь, чтобы они не были очевидными подсадными утками, отвлекающими внимание от главного злодея.
Если у вас с этим трудности, почитайте романы Агаты Кристи и другие знаменитые детективы, чтобы научиться дурить читателя на протяжении всей истории. Или попробуйте ещё раз перечесть детектив Агаты Кристи, уже зная, кто убийца.  Вы  сможете увидеть тонкие приёмы, с помощью которых нужная информация предстает перед глазами читателя.

КЛИШИРОВАННЫЕ ЗЛОДЕИ. Другая женщина, Злобная свекровь, Испорченная сестра-близнец... Некоторые злодеи используются так часто, что превратились в клише. Их можно использовать в романе, только предварительно освежив.  Скопируйте их характер с реального человека, и не превращайте в плоские ходячие стереотипы. 
Романтические триллеры имеют свой набор клишированных злодеев – Серийный убийца, Наркоторговец, Преследователь, Сумасшедший бывший муж… Если уж вам приспичило кого-то из них использовать, сделайте их другими. Это не значит, что ваш серийный убийца должен убивать людей каким-то немыслимым способом. Дайте ему жизнь помимо убийств.  Почему бы ему, например, не быть хорошим семьянином?

НЕПРАВДОПОДОБНЫЕ ЗЛОДЕИ. Никому не захочется прочесть роман только затем, чтобы узнать, что злодей совершал все эти козни против главного героя на протяжении всего романа только потому, что главный герой 20 лет назад отказался купить у него расчёску.  Если ваш злодей  замышляет, планирует и совершает преступление, он должен иметь на это веские причины. Другими словами, также как герой и героиня, злодей должен иметь правдоподобную мотивацию своих поступков.
Месть может быть возможным мотивом для злодея, но только если для неё есть действительно веский повод. Жадность, гнев, ревность, зависть, жажда власти сами по себе хорошие мотивы, особенно если их комбинировать.  Жадный злодей не обязательно правдоподобен, но жадный злодей, который состоит в тайной любовной связи с героиней – гораздо более интересен и правдоподобен.
 
НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗЛОДЕИ. То, что вы пишeте любовный роман, не означает, что вам обязательно нужен злодей. Яркие характеры главных героев сами по себе могут  создать насыщенный конфликт. Иногда злодей противоречит общей атмосфере романа. Например, если вы пишете сладкий роман о первом романтическом чувстве, вам не нужен колоритный злодей. Вы можете комбинировать комические и напряженные моменты.  Если всё же решились в романтической комедии использовать злодея, не делайте его исчадием ада.  Это правило не распространяется на комических злодеев.

Имейте в виду, что вашу героиню не обязаны ненавидеть все второстепенные персонажи. Если её оскорбляет мать героя или высмеивает светская львица, это более-менее оправдано, но если такую же антипатию к ней испытывает камердинер главного героя, её собственная служанка,  лакей и пудель матери главного героя, у читателя полезут глаза на лоб. Кто-то  кроме главного героя всё-таки должен любить героиню.
 
ЗЛОДЕЙСКИЕ ЗЛОДЕИ.  Некоторые злодеи просто слишком злодейские. Они не только отравляют жизнь главным героям, но и терзают слуг,  бьют собак,  грабят нищих. Это нереалистично и банально. История только пострадает от чрезмерно злых сестёр,  мачех, свекровей и кузин. Не превращайте ваш роман в историю «неугасимой семейной вражды». Не бойтесь делать своих злодеев симпатичными. Иногда сочувствие к злодеям делает главных героев только более привлекательными.

БОЛТЛИВЫЕ ЗЛОДЕИ. Это одно из классических клише.  Злодей схватил главных героев,  но прежде, чем убить их, разражается речью о том, как он велик потому что их всех перехитрил. Это конечно так его увлекает, что герои спокойно могут бежать. Современные читатели знакомы с этим клише по многочисленным фильмам и пародиям. Если вам необходимо сообщить читателям информацию сделайте это как-нибудь по-другому.

НЕУБЕДИТЕЛЬНЫЕ ЗЛОДЕИ. Представьте такую сцену:  вы читаете захватывающий роман и наконец добираетесь до конца. Герой вступает в решающую схватку со злодеем. Вы предвкушаете  час расплаты. Но вместо этого, злодей  оказывается моментально сдавшимся дрожащим слизняком. Скукота. Купите ли вы следующую книгу этого писателя?  Конечно, нет. Злодей должен бросить достойный вызов главному герою.