И грянул гром

Александр Ручко
     «Пока гром не грянет….», никому до бешенства и дела не было.  И вот гром грянул – и оказалось, что Киев к этому был не готов! В столице Украины – вспышка опаснейшего смертельного заболевания… БЕШЕНСТВО! Объявлен карантин в Подольском районе столицы…. А вакцин нет.
     Долгое затишье со случаями бешенства среди животных в Киевском регионе было прервано в этом году серией «покусов» и даже смертью покусанного милиционера, умершего от этого страшного и неизлечимого заболевания.
     Самые свежие два эпизода выявления бешенных животных в столичном регионе случились буквально в этом декабре!  В первом случае киевлянку покусала дворовая собака на улице Жашковской в Подольском районе (Мостицкий микрорайон). Благо женщина уже на следующий день обратилась в ветеринарную службу, которая и диагностировала у бездомного животного бешенство, а больной назначили лечение. Во втором случае бешенное животное напало на человека в пригороде – в начале декабря, в столичную больницу №4, где находится рабиологический центр, поступил мужчина, у которого выявили вирус бешенства. Оказалось, молодой человек в селе под Киевом приютил бездомного ротвейлера, который потом его и укусил. Пострадавший пристрелил собаку, а ее тело отвез в ветлечебницу, где врачи и выявили вирус, после чего молодой человек начал проходить курс лечения – а это серия уколов специальным препаратом.  Так вот, запасов этого препарата в Киеве, как оказалось, врачи не создавали, ибо считали это нецелесообразным в связи с долгим периодом «затишья», за который этот смертельный недуг не проявлял себя в Киевской области. И как только «грянул гром», он быстро закончился. Кроме того, у врачей заканчивается и антирабический иммуноглобулин (используют для профилактики бешенства ). Самоуспокоенность столичного медперсонала после более чем 7 лет без бешенства дала о себе знать – бешенство вернулось и застало Киев «врасплох». Правда, «неожиданностью» этот факт назвать тяжело – случаи выявления зараженных собак на окраинах Киева были, но это почему-то не насторожило ни местную СЭС , ни украинское МОЗ.
     Собственно, самоуспокоенные были не только медики и чиновники от медицины, но и обычные граждане. Еще с советских времен, каждый гражданин СССР со школьной скамьи знал неписанную истину – «покусала бездомная собака, иди к врачу и делай прививки». Да – все боялись делать 30 уколов в живот (сейчас их всего три и не в живот), но шли, ибо жизнь была дороже, и все знали, чем это может кончиться.  Именно самоуспокоенностью и неосведомленностью можно объяснить факт первой в этом тысячелетии смерти украинского гражданина от бешенства, да еще в столице! 
     Напомню – в сентябре 2011 года в оболонском районе столицы скончался от бешенства 27-летний милиционер, которого укусил больной питбуль. Мужчину в тяжелом состоянии привезли в городскую клиническую больницу № 8. Медики обнаружили у молодого человека симптомы, напоминающие бешенство: сильное возбуждение, галлюцинации, страх воды, света и слюнотечение.
     Тогда, несмотря на все усилия врачей, через две недели после поступления, мужчина скончался. По словам медиков, он слишком поздно обратился за помощью – хотя после того как покусавшая его собака сдохла, он должен был заподозрить неладное…  У него было время, чтобы успеть сделать прививку  или хотя бы поинтересоваться причиной смерти собаки. Трагедия произошла из-за неосведомленности.
     Буквально за три месяца до описанных выше событий  автору этой статьи лично пришлось пройти через весь процесс  диагностирования наличия бешенства, и то, что я увидел, тогда меня шокировало той безответственностью, с которой относятся к возможному заражению не только врачи, но и обычные граждане. А началось все с того, что мой родственник решил в парке снять с дерева сидящего на верхушке и кричащего не первые сутки кота. Таких, как он, «гринписов» собралось человек пять, а так как у нас нет служб, занимающихся съемом котов с деревьев, полезли озабоченные судьбой животных граждане. Понятное дело, что «благодарный котик», покусав и исцарапав своих спасителей, вопя не своим голосом, забежал на другое дерево, откуда его благополучно таки сняли и занесли в частную ветеринарную клинику, расположенную в районе «детской железной дороги» . Но вот незадача, сразу по приходу к врачам котик «приказал долго жить». И что сделали частные ветеринары? Выставили визитеров с дохлым котом за дверь и закрылись изнутри. Причем мало того, что отказались осматривать сдохшее животное, так еще и не предупредили «озабоченных граждан» о возможных последствиях  смерти уличного животного, которое до этого вело себя очень странно – залезло на самое высокое дерево в соседнем парке и оглашало округу жалобным воплем.  И что сделали граждане? Просто зарыли котика в том же парке, и разошлись по домам.
     Представляете мой ужас, когда я узнал что бродячий кот с подозрительной смертью, подравший моего родственника сдох, а он делает вид, что ничего не случилось!
     Естественно, в одной из частных ветклиник шевченковского района Киева, в которую носили кота, мне пояснить ничего не захотели – они даже скрыли факт того, что им приносили подозрительное животное, которое у них сдохло, и вообще не занесли это событие в журнал. В травмапункте, где осматривали раны, нанесенные котом, вяло поинтересовались, что с животным, и сделав укол от столбняка, заявили, что больше ничего не нужно – дескать, в Киеве давно бешенства не было (это за несколько месяцев до первого смертельного случая!), да и вакцин нет, так что всем «до свидания».  Пришлось мне проявлять личную инициативу, искать место захоронения котика, доставать его из-под земли и везти его тело в столичный  Центр борьбы с бешенством.  К слову, к моим подозрениям в этой организации отнеслись с пониманием, забрали тело кота и провели все надлежащие анализы, подтвердив через неделю, что животное умерло не от бешенства,  после чего мой личный телефон долго обрывало местная СЭС, изображая озабоченность случившимся.  Оказывается, из травмопукта им таки позвонили и сообщили о подозрительном «покусе» и о журналисте, который выпытывал об уровне профилактики этого заболевания в районе, но это, видимо, исключительно ради проформы и на случай чего снять с себя ответственность.
     Да… тогда мою семью, можно так сказать, «пронесло» и то исключительно благодаря  личной инициативе, но ведь буквально через несколько месяцев таки гром грянул, и погиб человек!  Другими словами, я тогда убедился воочию  – «спасение утопающих дело рук самих утопающих», государству все равно, как и частным ветклиникам, хотя по большому счету, как мне прокомментировали специалисты  на кафедре ветеринарии столичной Аграрной академии, куда я обратился за комментариями относительно случившегося  – это очень серьезное нарушение со стороны частных ветеринаров. Им просто не хотелось этим заниматься, и они поспешили дистанцироваться от подозрительно сдохшего животного  – а ведь реально кот мог оказаться бешенным.
      И если вас укусило или поцарапало бродячее животное, ваша жизнь в ваших руках, если вы махнули на это рукой, это ваши проблемы – государство вам не будет помогать выяснять, больное ли было животное или здоровое. И если вы не позаботитесь об этом сами, вы это узнаете лишь тогда, когда попадете в больницу со смертельным диагнозом.
     Причем при таком уровне профилактики бешенства в Киеве шанс получить смертельный укус очень высокий, что подтверждают последние события в подольском районе столицы, где в спешном порядке организовали карантин и пытаются заставить граждан прививать своих домашних животных от бешенства.
     Понадобилось два подтвержденных случая подряд, что бы в СЭС подняли тревогу и с целью ликвидации очага заболевания бешенством Главным государственным инспектором ветеринарной медицины м. Киева было таки выдано Распоряжение «О введении карантинных ограничений по бешенству в Подольском районе г. Киева».
      Сегодня территория, прилегающая к подольскому району - шевченковского, оболонского и святошинского районов признана угрожающей зоной, где также будут проводиться противоэпизоотические мероприятия. Так что не удивляйтесь – но бродячих собак таки будут отлавливать.
     Напоминаю, животное, у которого возможно подозрение на заболевание бешенством, выделяется неадекватным поведением. Бешенство сопровождается мозговой интоксикацией, которое приводит к неспособности животного адекватно реагировать на привычные раздражители.
     Наиболее яркими признаками болезни могут быть такие проявления, как агрессия, обильное слюноотделение (на фоне паралича жевательных мышц). Или же наоборот – животное может казаться очень спокойным, вместе с тем у него появляется панический страх воды. Еще один признак заболевания бешенством: животное начинает ловить несуществующих мух.
     Больное бешенством животное, не останавливаясь, может пробежать сотню километров, поскольку его мозг не работает и не подает сигнал об усталости. Так животное бежит, пока не упадет и на месте погибает от истощения. Таким способом бешенство быстро может распространяться на большие территории.
     Диагностировать бешенство у живого животного можно только по отмеченным признакам.  Так что после укуса у вас есть 11 дней, чтобы найти то животное и убедиться, что оно живое, и если не дай бог, оно сдохло, вы обязательно должны прививаться.  Другая диагностика является посмертной, процесс я описал выше.
     Так что, если вас покусала собака, необходимо сразу обратиться в ближайший травм-пункт.  При этом желательно (до травм пункта ведь еще добежать нужно) обработать рану сразу после укуса и дать возможность выступающей наружной  крови стечь. Место укуса следует тщательно промыть водой с хозяйственным мылом. Рану можно обработать трехпроцентным раствором перекиси водорода и наложить стерильную повязку с антисептиком. Чем быстрее вы обработаете рану, тем лучше, но в травмпункт все равно идти нужно, ибо кроме бешенства в рану может попасть все что угодно, поэтому, если у вас нет прививки от столбняка, ее нужно обязательно сделать.
     Ну и не забываете прививать своих домашних питомцев – ибо погибшего в Киеве милиционера укусил его собственный щенок питбуля, а не какая-то бродячая «шавка».
     Берегите себя.