Человеческий разум и законность в Шариате

Иван Муткогло
Человеческий разум и законность в Шариате

Всепослушание перед Богом не преуменьшает роль человеческого мышления. Напротив, человеческий разум играет важную и основополагающую роль в Шариате. Эта роль заключается в следующем:

– понимание и толкование духовных наставлений в новых или изменившихся ситуациях;
– применение духовных наставлений в реальной человеческой жизни;
– разработка правил, норм и решений для реализации принципов и основных указаний;
– составление законодательства для тех обширных зон, в которых не было достигнуто согласия с помощью оригинальных исламских источников.

Поведение сподвижников Пророка (мир ему и благословения Аллаха) и его последователей, а также различия во мнениях, возникшие ещё при жизни Пророка, во времена первых и последующих поколений мусульман, во всех сферах Шариата красноречиво свидетельствует о роли человеческого разума в Шариате.

Роль человеческого разума в Шариате, пропущенная через понимание и интерпретацию иджтихада, обеспечивает собственный механизм для влияния на все человеческие ситуации. Сложность жизни и новизна ситуаций, с которыми столкнулись мусульмане в течение трудных пятидесяти лет после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не имели аналогов в жизни Медины.

Однако Шариат успешно справился с каждой ситуацией не только в тот период, но и на протяжении более чем тысячелетия после, когда мусульмане попали под господство Запада. Это само по себе является наглядным свидетельством неисчерпаемого внутреннего потенциала и жизнеспособности в преодолении любых испытаний.

Требует понимания главное: ничто из того, что стабильно и постоянно в Шариате, не нуждается в изменении. Там, где необходимы были изменения в связи с вновь возникшими обстоятельствами, Шариат установил лишь общие принципы и оставил приверженцам доработать детали.

Однако там, где необходимо быть точным, на самом деле нет надобности ни в каких изменениях. Только для меняющихся жизненных ситуаций Шариат предусматривает это, но не для изменения первостепенных и важнейших ценностей и стандартов, божественных и окончательных.