Автограф Флора

Леонид Ветштейн
   C  Саломоном Михайловичем Флором мне довелось оказаться однажды в экстравагантных обстоятельствах.
Это было в 1974 году в узбекском городе Навои, куда знаменитый гроссмейстер приехал, чтобы дать сеанс одновременной игры. Я был в числе участников этого сеанса, где против маэстро играло 30 местных любителей шахмат. Сало Флор сделал в этом противоборстве две ничьи, а в остальных партиях взял верх. Одним из тех, кому удалось убежать от поражения, был я.
  А перед сеансом Саломон Михайлович рассказал будущим соперникам о положении в шахматном мире. Хорошо помню, как поразила меня удивительная добросовестность знаменитого гроссмейстера и выдающегося шахматного журналиста. Ему ничего не стоило отвести на вступительное слово минут пятнадцать, ну от силы двадцать, ответить на пару-тройку вопросов и затем приступить к сеансу. Однако Флор рассказывал нам о перипетиях борьбы за мировое первенство не менее часа, несмотря на то, что ему предстояло в тот же день провести такого же формата встречу в Бухаре.
   Получилось так, что доставить гроссмейстера в Бухару взялись местные шахматисты Владимир Шляхтин и  Александр Хрипунов, у которых были свои машины. Мне довелось оказаться в компании сопровождавших гроссмейстера. И надо же было такому случиться, что на обратном пути, ночью, одна из этих машин перевернулась. Слава Богу, что это был не тот автомобиль, где сидел Саломон Михайлович. Обошлось, опять же слава Ему, без жертв и даже без увечий, чему гость наш был очень рад.
   …Через небольшой после этого случая промежуток времени в Москве был матч претендентов на мировое первенство между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Саломон Флор был главным арбитром на этом соперничестве. Мне довелось получить командировку на несколько партий этого матча, быть в пресс-центре рядом с знаменитыми гроссмейстерами из многих стран мира.
   И – случился момент, когда, очень торопясь, мимо меня стремился  на своё рабочее место (то бишь на сцену Колонного зала Дома Союзов) Саломон Михайлович. Я даже не попытался с ним поздороваться, полагая, что он меня просто-напросто не вспомнит: у него ж такого рода поездок по городам и весям СССР было великое множество.
 Ан нет! Флор узнал меня, на ходу воскликнув: «Навои, Бухара! Перевернулась машина! Передайте привет!» И заспешил ещё шибче.
   Это было, конечно, приятно и удивительно.
   На снимке: тот самый сеанс в Навои, после которого мы поехали в Бухару…