Духом окрепнем в борьбе

Алексей Тихонов
В отличие от произведений в других разделах, это – чистая быль. Ну, может и не совсем чистая – 12 лет прошло… Многое забыться успело. Да, и как не приукрасить рассказывая – не каждому довелось побывать политическим заключённым.  Пусть,  всего на сорок минут, но всё-таки!
Начну, помолясь.
Случилось это в далёком ныне 2000-м году, в самом его начале. Я тогда был студентом. Не то, чтобы сильно голодным, но материально, всё же, озабоченным. Денежку старался срубить любыми доступными способами – от написания курсовых и коллоквиумов на заказ,  до вялого шкрябания лопатой по промёрзшей наледи. А лёгкой денежке так и вовсе рад был. Например – кровь сдать! Два часа – и ты счастливый (и сытый!) обладатель 420-ти рублей. А уж, например, наблюдателем на выборы затесаться – вообще удовольствие. Эту тропинку я протаптывал через соседа на два этажа выше – человека прямого, бескомпромиссного, политически грамотного. Посидишь, бывало, в тепле и уюте возле работающей избирательной комиссии, газетку почитаешь, поглядывая, чтоб никто безобразия не нарушал – а на завтра тебя уже заветные сто рублей дожидаются (а то и сто пятьдесят!). Да ещё с благодарностью! Целых полтора кило масла сливочного приобрести можно! Жаль, выборы редко…
Поэтому, когда в феврале месяце сосед поймал меня за рукав в подъезде, я был несказанно счастлив! А уж когда сумму озвучил – 1800 рублей (три стипендии!!!) – так и вовсе у меня помешательство наступило. Наверное, я тогда на Скруджа Макдака из мультика похож был, у которого доллары в глазах мелькали. Поэтому, объяснения, что от меня требуется, слушал вполуха. Единственное, что понял – что надо явиться в штаб в районе Павелецкой и там всё расскажут.
Явился как штык, даже раньше времени. Поискал политически грамотного соседа. Не обнаружив, сильно не расстроился – разберёмся как-нибудь! Спустя полчаса от назначенного времени, вышел к нам мужичёк лет пятидесяти, предложил рассесться на заранее приготовленные стулья, а кому не хватило у стеночки встать. Мне хватило – зря я, что ли, раньше приехал?! Речь мужичка была в меру пламенной и сводилась к тому, что если мы не проявим, согласно нашим убеждениям, политическую активность и не разъясним сомневающимся за кого надо проголосовать, выбрать могут какого-нибудь коммуняку краснорожего, а то и вовсе клоуна адназначного. А это недопустимо, когда есть толковый, грамотный и опытный политик, способный обустроить Россию и вывести из «мёртвой петли».  Я в ответ только плечами пожал – типа не против я, но сюда пришёл вовсе не за этим. Видимо, как и большинство присутствующих (судя по их разговорам во время ожидания оратора). Надо сказать, что в тот момент я к кандидату какого-то выраженного отношения не имел. Безусловно, на фоне вечно «синего» Ельцина смотрелся он молодцом, но каких-то положительных деяний я вспомнить не мог. Впрочем, мне, как человеку интересующемуся политикой чуть-чуть меньше, чем барышнями, пивом, автомобилями (я как раз стал счастливым обладателем 10-летней «шахи»), учёбой, непосредственно деньгами и ещё множеством занятных явлений, это было простительно. Можно сказать, что в этом отношении я был «чистым листом».
Практическая же суть вопроса заключалась в том, что нас разобьют на тройки и мы будем дежурить возле станций метро, разъясняя неразумным гражданам азбучные истины. Восемь дней по три часа. И за всё это удовольствие каждый получит по 1800 целковых (В-А-У!). А кто подойдёт прямо сейчас, тот сможет показать пальцем, возле какой станции желает стоять и будет ему дадено. А кто не успеет – поедет стоять возле Выхино! Тут возле его столика возникла маленькая заварушка,  но порядок был быстро наведён, выстроена очередь, в которой я оказался третьим. Выбрал я, конечно же Юго-Западную, ближайшую к дому. До конца записи попросили не расходиться, чтобы познакомиться с соратниками, с которыми предстояло дежурить и получить таблички. У меня в соратниках (вот блин!) оказались две сильно преклонного возраста дамы. Поэтому, табличку решено было выдать мне. Нет, поначалу, я воспринял это философски. Но, когда суровый дядька предупредил, что за порчу или утрату пластмассовой таблички на палке со светлым ликом и ФИО с меня удержат 450 рублей, мне как-то всё сразу разонравилось. Не то, чтобы я собирался её выкинуть – вовсе нет, однако, кто его знает, как там на баррикадах? Сломает мне её идиот какой-нибудь, а удержат с меня! Впрочем, впарить её, вместе с ответственностью, какой-нибудь из моих бабок не вышло. Ну да ладно! Будем беречь!
Первые два дня дежурства пролетели как один миг! Мы добросовестно собирались к 17-ти часам и стояли как три тополя, изредка удостаиваясь равнодушных взглядов спешащих по своим делам прохожих. Интересовались нами только наши «кураторы», вылезавшие к восьми вечера из метро, фотографировавшие нас и уползавшие обратно. На третий же день всё пошло гораздо хуже. Нам должны были выдать книжки.
То, что надо приехать на своих двоих за этими фолиантами (причём, заблаговременно! И опять я! А бабки мне с бабками (хорошо вышло!) одинаковые полагались!) было ещё полбеды. Беда началась, когда я книжицы в двух «челночных» сумках, наконец, до Юго-Западной допер! Тут, надо подробней рассказать о моих соратницах. Первая была абсолютно среднестатистической бабулькой. Сфера интересов – соленья-варенья, «во Пугачёва даёт» и, конечно, внуки. Неопасна, в общении проста и понятна. Мотивация нашего бдения - сходная с моей. А вот со второй бабкой всё было гораздо сложнее. Была она истинно пламенной. Может быть, из-за отсутствия семьи, может по другой какой причине… Но, то что мы стоим за деньги, оскорбляло её до глубины души, поскольку о кумире своем она могла говорить часами. Всего не упомню, но «добрый, голубоглазый» и «настоящий мужчина, вон как на истребителе летал! Вы же смотрели передачу?!!!» почему-то в память врезались.
Так вот, когда я привёз эти злосчастные книжки, покой был утрачен. Полностью! И всё из-за того, что подход к раздаче книг у второй бабки, являвшейся нашим самоназначенным командиром, был специфический. Мягко говоря… Происходило это так. Подошедшего гражданина, желающего получить книгу, бабка спрашивала, пристально заглядывая в глаза: «А вы за кого голосовать собираетесь?». Если подошедший гражданин твёрдо говорил – «Так за него-ж!», показывая на мою табличку, то получал заветную книжку и уходил счастливый. Если честно говорил «Пока не решил, сомневаюсь», получал предложение подумать и прийти позже, после принятия решения (мне-то, с моей примитивной логикой, казалось, что именно он и должен книжку получить, ан нет!). На законный вопрос "Почему?", ответ давался нетривиальный: "Вы вот сомневаетесь - так и я в вас сомневаюсь! Вдруг вы к Его фотографии на обложке усы, рога и бороду подрисуете, а потом книгу в помойку выбросите?!". Солидные дядьки, при галстуках и портфелях, получив такой ответ уходили от нас в состоянии глубокой задумчивости. Женщины - те попроще, "всего лишь" крутили пальцем у виска. И, наконец, если визави твердо заявлял «За коммунистов!», в ответ раздавалась конкретная брань. После первого такого инцидента, когда брыжжущий слюной старик чуть не отоварил нашей Кларе Цеткин костылём по башке, я понял, почему сумма так велика. И, похоже, мы её сполна отработаем. Главное – табличку сберечь! Временами, мне начинало казаться, что эта бабка - конкретный левацкий наймит-провокатор. Здравый смысл, однако, эту гепотизу отвергал - уж больно искренна была в своем негодовании! Если предположить, что притворяется - так, при таких способностях, давно бы штук десять "Оскаров" имела и находилась сейчас на своей вилле, где-нибудь в Беверли-Хиллс, потягивая у бассейна экзотический сине-зелёный коктейль, а не месила вместе с нами склизкую московскую кашу, облаивая несчастных библиофилов.
Примерно в таком же режиме прошло ещё два дня. Я, правда, нашёл выход – заправлялся стаканчиком беленькой (чтобы сберечь рассудок), отходил чуть в сторонку, «типа, я не с ними» (чтобы сберечь табличку) и думал о своем. О том, как подгоню матери к 8 марта настоящий букет из цветов, барышне своей – флакончик парфюма, да ещё и за курсы английского на пару месяцев вперёд заплачу… И на новый глушак для шахи хватит! Благодать!
К середине пятого дня дежурства, благодать, однако, была грубо нарушена. Хотя, нет, зря я это! Нарушена вполне корректно и вежливо подъехавшим экипажем ППС. Мне то казалось, что у нас всё ОК, но Роза Люксембург никаких бумаг предъявить не смогла. Упс!!! Нас дружно погрузили в жигуль и повезли в отделение. Там, однако, в немножко знакомый мне обезъянник сажать не стали, отвели в ленинскую комнату (или что-то такое- фиг его знает, как это у них называется…). Пламенная рванула к телефону. Я же блаженно расслабился. Кто бы мог подумать, что доставка в милицию в качестве нарушителя общественного порядка может приносить удовольствие?! Тем не менее, тут было гораздо комфортнее, чем возле метро под мокрым снегом и градом проклятий со стороны политических оппонентов. Тем более – «солдат спит – служба идёт». К сожалению, лафа кончилась удивительно быстро – уже через полчаса тот же жигуль доставил нас обратно и отправился восвояси.
Но, счастье было близко! На следующий день книжки кончились. А ещё через пару дней закончились и сами бдения. Табличку я сберёг, денюжку получил (правда, с приключениями – оказывается, можно было подъехать сразу по завершению пикета в последний день, но наша Индира Ганди принялась кормить нас «завтраками», постепенно приучая к мысли, что мы тоже стояли «за идею»). К чести организаторов – выплатили как положено, даже с премией в целых 100 рублей. Что, к сожалению, не помогло им привлечь меня в свои ряды. Сомневаться я перестал. Просто пошёл и проголосовал за красных.