Блаженный Лелик, или кому на Руси жить светлО?

Дмитрий Стешин
Умные люди говорят, что в наше время любой нормальный человек ненормален тем, что нормален. Что, в целом, подтверждает выводы британских ученых. Шкала человечьих ценностей сдвинулась, душевное здоровье, в общественном бессознательном, перестало быть нормой. И я, лично, затрудняюсь определить, хорошо это или плохо. Но, то, что жить рядом с такими людьми светлее, это точно.
Лелика, басиста одной известной питерской фолк-панк группы, я знал с самого начала 90-х годов. И в первые годы знакомства, как говорится, ничто не предвещало. Возможно, на моего приятеля так подействовала череда черепно-мозговых травм, а может быть так причудливо сработала атмосфера нищей свободы и адского угара, которыми славились те годы. В середине 90-х годов, старинный купеческий гипермаркет Апраксин двор, как и все подобные заведения, превратился в лютую помойку с элементами восточно-славянского базара. В «Апрахе», как ее называли в народе, закупалось пол-города, и я не был исключением. Присутствие Лелика на рынке чувствовалось уже за десять метров от главного входа. Серые люди с печатью недоедания на лицах, ломились целенаправленно в конец центральных рядов, где взвизгивала губная гармошка, периодически вскипал дикий хохот, и, кажется, кто-то кому-то аплодировал и вызывал на бис. Это Лелик торговал турецкими шоколадками «Тигр», сникерсами и джин-тоником «Синебрюхов». Иногда он приходил на работу с баяном, иногда с губной гармошкой - в зависимости от настроения. К Лелику стояла натуральная очередь, а конкуренты, с таким же убогим набором товаров, скучали с кислыми лицами.
- Блин,Лелик, самый веселый продавец в «Апрахе» - бросил мне малый в кожанке, у которого я купил блок сигарет. Бросил, и скривился от завистливой тоски. Лелика давно бы уже побили, но он был здоров как слон, имел целый пул верных почитателей и славился на весь рынок своим умением разнимать межнациональные драки всего одной фразой:
- Как сказать слово «чайка» на твоем языке?
Сейчас, опытные в психиатрии люди, назвали бы это «разрывом шаблона». И прошаренные в терках братки, чисто инстинктивно на такие разводки отвечают ударом в глаз. Но Лелик не собирался ни кем манипулировать - он был абсолютно искренен в своем вопросе. Это чувствовалось на ментальном уровне. Понятно, что драка прекращалась в зародыше, и палки вываливались из разжавшихся ладоней прямо в слякоть. Озверелые секунду назад люди, теперь не знали куда деть кирпич или арматурину, и почему-то начинали страшно стесняться этих предметов. Вертели их в руках,прятали под куртки,запихивали под контейнеры. Лелик, как все истинные блаженные не любил драки и не имел страха.
Он объяснял собравшимся угрюмым людям, что собирает слово «чайка» на всех языках мира. Зачем? Чтобы создать свой язык - 120 слов вполне хватит, тем более некоторые полинезийские племена, вообще обходятся 50-60 словами. И ничего, живут счастливо! Народ слушал развесив уши.
-Вот, например, прихожу я домой, - толковал уже слегка очеловечившейся толпе, «самый веселый продавец Апрахи» .
- Звоню в дверь. Из-за двери, меня конечно спрашивают: -Кто там? А я отвечаю:
- Я, мама! «Ямама», кто не в курсе, это слово чайка по-арабски. Я собрал слово чайка на 82 языках.
Лелик доставал из кармана затрепанную записную книжку.
- Ну, кто поможет создать новый язык?
Со всех сторон Лелику начинали кричать:
- А по-мордовски есть чайка? А по-даргински? А как чайка по-монгольски?В Монголии нет чаек, там пустыня!
Лелик знал, как зовется монгольская чайка. Чайки живут во всех уголках планеты. Мой приятель, выпускник ПТУ, был лингвистом от бога, и на моих глазах, например, смело вступал в разговор с прохожим индусом. Начинал по-английски, постепенно добираясь до самых языковых глубин полуострова Индостан. Еще Лелик опытным путем установил, что бегать задом наперед получается быстрее. У него, по крайней мере. У Лелика была специальная кепка с двумя зеркалами заднего вида на козырьке - чтобы не натыкаться на осветительные столбы, урны и прохожих. Впрочем, прохожие, как правило были в шоке от такого зрелища, и здоровенному человеку, бегущему задом наперед старались не мешать.
Апофеозом этой бурной деятельности, стала покупка Леликом дорогущей гитары «Стратакастер». Быстро подсчитав деньги, мой приятель установил, что если будет питаться месяц одноразовой китайской лапшой, из расчета три пакета в сутки, уже через четыре недели он сможет подключить личный «Стратакастер» к своей домашней студии. Дело было на грани гнилой питерской зимы, и не менее гнилой весны, поэтому ровно через две недели усмирения плоти китайской лапшой, Лелика забросало чирьями, прыщами и пупырухами с кулак величиной. Дедушка-терапевт в районной поликлинике, был скандализирован жалким видом Лелика:
- Больной, у вас скорбут. Цинга. Зубы шатаются?
- Фатаются - прошепелявил Лелик.
- А чем вы питаетесь, расскажите?
- Понимаете, доктор, я решил купить себе электрогитару. Половина суммы у меня была накоплена, и продавец согласился подождать ровно месяц, не больше... Я купил 100 пакетов китайской лапши. Десять лишних - это для праздничных полдников в выходные...
Доктор от этого рассказа пришел в такое неистовство, что вызванная скорая психиатрическая помощь чуть не забрала их обоих,оптом - и Лелика, и час назад интеллигентного пожилого питерского доктора.
Лелика выпустили к майским праздникам, и он сразу же уехал в один из древних монастырей на Онежском озере. Мать Лелика рассказывала, что настоятель даже не стал с ним ни о чем разговаривать. Просто заглянул ему в глаза, и распахнул перед Леликом низенькую и по-видимому очень тяжелую дубовую дверь, часто окованную железными полосами.