глюко-реализм олега разумовского на старлэнд

Олег Разумовский
«Глюко-реализм» Олега Разумовского
03.12.2010Артём Кравченко

Олег Разумовский – лауреат международной премии «Серебряная пуля», финалист премии «Нонконформизм 2010», учрежденной «Независимой газетой», яркий представитель современной многогранной литературы, в которой огромное количество стилей и направлений, способных  ввести в состояние шока неподготовленного читателя.

Вы любите давать интервью?

С удовольствием даю тем, кто берёт.

Кем мечтали быть в детстве?

Капитаном корабля. Лет в пять носил капитанскую фуражку с серебристым якорем. Очень красивую. И деревянный кортик.

Как решились  написать что-то впервые?

Я начал сочинять истории в раннем детстве. Первый рукописный роман писал лет в десять. Написал одну главу и бросил. Потом был перерыв лет до семнадцати. С тех пор пишу беспрерывно.

И что же вы написали в 17 лет?

Я писал разного рода рассказы. Подражал Кафке, Беккету, Достоевскому и Джойсу. Интересовался прозой в стиле потока сознания. Я рано начал учить английский, поэтому на меня оказывали большое влияние две литературы – русская и англоязычная.

Вы очень любите творчество Достоевского. За что, если не секрет?

В ней много психопатии. Герои в основном безумные. Мужики – психопаты, женщины – истерички. Это привлекает.



А мистицизм?

Это тоже присутствует в большой степени и мне очень нравится. Я не мистик в традиционном понимании, однако, тема мне очень близка.

Первое произведение, которое было опубликовано, про что оно и где появилось?

Первая подборка рассказов «Вермутский треугольник» была опубликована в рижском самиздате. В середине 80-х выходил в Латвии такой журнальчик «Третья модернизация».

Про что эти рассказы?

Основная тема – дикое пьянство и все вытекающие из него последствия: ссоры, драки, поножовщина, истерики, бред, убийства и самоубийства.

Откуда такой интерес к пьянству? Как Вы относитесь к алкоголю?

Интерес обусловлен нашей жизнью, в которой пьянство играет первостепенную роль. К алкоголю отношусь очень хорошо. Он «карнавализирует» жизнь и расширяет сознание. Кроме того, в запоях люди переживают мистические состояния, которые так нужны в наше материалистическое время.


Вы видите аналогии в любви нашего народа к пьянству и его (народа) исторической роли, судьбе?

Как известно, многие исторические события в России происходили по «пьяной лавочке». В этом есть своя радикальная прелесть и крутизна.

А где вы работали в молодости, чем зарабатывали себе на жизнь?

Я работал учителем в школе-интернате. Это был очень жёсткий опыт, так как мне пришлось иметь дело с психически неуравновешенными подростками. Они могли не только послать вас подальше, но и начать с вами драку.

И долго работали там? Каковы были успехи? Ваша работа в школе-интернате не была похожа на ту, что описана в «Педагогической поэме»?

Не очень долго. Был тогда не совсем устойчив. Бросил всё и уехал в Питер. Там какое-то время скитался, жил на вокзалах. Потом нашёл жильё у одного спившегося юриста. После Питера долгое время работал в деревенской школе под Смоленском. Такая работа мне нравилась, так как наполняемость классов была довольно слабой. Некоторые классы состояли из двух-трёх учеников. Я был классным руководителям в классе из двух учеников, причём один был полный двоечник, который не мог запомнить ни одного английского слова, а второй отличник. Последний, правда, очень плохо кончил. Он играл с приятелем в «Буратино» в коровнике, повис на тесёмках капюшона куртки и случайно повесился. Его товарищ испугался, убежал и никому не сказал о происшествии, так что парнишку нашли только утром мёртвым.


А сейчас чем занимаетесь, кроме писательства?

Я переводчик с английского. Перевёл около тридцати книг американских и британских авторов. Сейчас перевожу книгу о Джоне Ленноне, написанную журналистом Ларри Кэйном.



А как вы оцениваете ваш опыт работы в журналистике?

Очень продуктивный период. Работая спецкором, я имел возможность встречаться и беседовать с разными интересными людьми, что обогатило мой жизненный и литературный опыт.

В каких изданиях вы работали, в какие годы?

В самом начале 21 века я работал в смоленской газете «Рабочий путь» и написал там много статей о маргинальной жизни города. Недавно я обобщил этот материал и издал книгу «Другой город» в американском издательстве «Франтеррёр» или «Вольный стрелок». В конце двухтысячных годов я работал спецкором в московской газете «Московский корреспондент». Её редактор Григорий Нехорошев собрал в редакцию самых необычных людей из разных уголков России. Они выдавали очень неплохую продукцию.

Как вы назовёте направление, в котором вы пишите в последние годы?

Я бы сказал что это «глюко-реализм», то есть, описание реальных событий с элементами алкогольного бреда. К счастью или несчастью такова наша жизнь, в которой я и черпаю своё вдохновение.


Типичные герои ваших рассказов – кто они?

Они, конечно же, конченые алкоголики. Главный герой у меня зовется Алик, что на жаргоне значит «алкаш».

Разве алкоголь ведёт Россию в счастливое будущее?

Алкоголь никуда не ведёт. Он был, есть и будет как эквивалент счастливого настоящего.

А как вы относитесь к 1991 году?

Я не все годы помню чётко, некоторые начисто стёрлись из памяти. Но, кажется, с алкоголем тогда не всё было в порядке, что и привело к некоторым волнениям масс.

А кто была ваша первая любовь?

Это была Лиля Бухарова. Она училась в десятом классе, а я в восьмом. Судьба у неё впоследствии не сложилась. Девушка вышла за участкового Дударя, а потом запила. Её убили по пьянке.

А какое ваше любимое литературное произведение?

Вы думаете что это «Москва-Петушки»? Произведение конечно неплохое и даст фору многим, но в данный момент мой любимый автор Андрей Бычков с его романом «Нано и порно».

Как относитесь к современной российской литературе?

Литература в целом очень плохая, но есть несколько хороших авторов.

Каких, например?

Кроме Бычкова мне нравится прозаик Игорь Яркевич, а из поэтов – Евгений Лесин и Андрей Родионов. Да ещё питерская поэтесса Наташа Романова.

Над чем сейчас работаете?

Сейчас как раз пишу вторую часть трилогии про алкашей. Роман называется «Алик».

Каким видите будущее России?

Прозрачным, как слеза младенца.

А вы суеверный человек?

Абсолютно не суеверный.

Кто из исторических личностей вам более других симпатичен?

Я не испытываю особых симпатий ни к кому из них. С другой стороны некоторые психопаты вроде Гитлера или Сталина представляют для меня некоторый интерес.

А у вас большая семья?

У меня нет семьи. В разные годы я жил с разными женщинами. У некоторых из них были дети, которым я в какой-то мере помогал стать на ноги. Как раз с завтрашнего дня я начинаю жить с новой женщиной по имени Таня. По странному стечению обстоятельств её фамилия совпадает полностью с фамилией моей предыдущей боевой подруги Наташи.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Олег Разумовский. Служил в Морфлоте. Закончил смоленский пединститут,  факультет иностранных языков. Работал учителем. Переводил для издательств «Русич» и «АСТ». Сочинять рассказы начал с пяти лет. Первая публикация в 1987 году в рижском самиздатском журнале «Третья модернизация». Дальнейшие публикации в журналах «Черновик» (Нью-Йорк), «Митин журнал» (Питер), «Лимонка» (Москва), «Факел» (Болгария).

Первая книга «Razumbunt» вышла в Смоленске самиздатом. С 2008 сотрудничает с издательством «Франтирёр» (США).

Всего вышло десять книг. «RAZUMBUNT», «Тропа Хошимина», «Весёлые картинки» и другие. Разумовский является  лауреатом международной премии «Серебряная пуля». В мае 2010 года стал финалистом премии «Независимой газеты» – «Нонконформизм 2010».