На каждый товар свой купец

Валентина Комина
     Весенний день выдался теплым, но хлопотным. Александра Никитична, а попросту – баба Шура, сидела на крыльце, отдыхая после посадки картофеля. Дети жили далеко, и на их помощь она не рассчитывала.  Годы давали о себе знать, но привычка работать на земле была сильнее старости. Облокотясь на перила, женщина наблюдала, как плавно катится к закату ярко-красный диск солнца. Легкий теплый ветерок доносил запах черемухи, где-то в зарослях заливался соловей.
   Покой нарушил громкий крик. Ссорились соседи.
 "Глупые люди, - вздохнула Никитична, - вокруг такая красота, а они все воюют".
   Соседи у старушки были необычной парой. Вера – красивая, полная женщина. О таких говорят: кровь с молоком. А вышла почему-то замуж за неказистого низкорослого горбуна…
  К ссоре присоединились детские голоса – шестеро ребятишек плакали в один голос, напуганные взрослыми разборками.
   Старушка поспешила за калитку. Навстречу ей, прикрывая голову руками, выбежал Николай, а за ним, размахивая какой-то тряпкой, гналась разъяренная жена.
- Что ж вы снова не поделили? – поинтересовалась Никитична и взяла на руки крепкого мальчугана, ревевшего громче всех. – Вон как детей напугали.
- Да ну его, - злилась молодка. – Опять с получки деньги на выпивку заначил… Домой лучше не приходи! – пригрозила вслед убегающему мужу.
- Ох, Вера, смотри, без мужика останешься. Он у тебя работящий. Уйдет, что без хозяина делать будешь? – увещевала бабка.
- Да кому он нужен со своим горбом?! – кичилась женщина.
- Ну, не скажи… На каждый товар свой купец найдется. Тебе то он приглянулся…
  Как в воду смотрела баба Шура. Однажды после очередной ссоры Николай домой не вернулся. Жена не придала этому значения, рассудив так: придет, куда ему деваться? Но муж не вернулся и на второй день, и на третий, и на четвертый… И Вера забеспокоилась: оббегала всю родню, подняла на ноги знакомых, соседей. На работе Николай тоже не появлялся.
   Только на пятый день домой к Вере пришел бригадир. Немного помявшись у двери, он прокашлялся и смущенно сообщил:
- Вера, твой сегодня объявился. Заявление на расчет подал. Он того… "подженился", значит…
  Женщина ахнула. А бригадир поведал ей, что в соседнем селе сиротка живет, девушка лет восемнадцати. Николай к ней иногда наведывался, помогал по хозяйству. Вот и пришелся ко двору.
  В слезах прибежала Вера к бабе Шуре совета просить.
- Не реви! Чего уж теперь голосить? Сама виновата, - корила ее старушка.
- Ты вот что, собирай детей и поезжайте к нему. Всем миром просите домой вернуться. Он детишек любит, глядишь, образумится. Да смотри, не скандаль, держи себя в руках. Не то сама с детьми останешься…
  В тот же день Вера стояла возле дома, где теперь проживал ее муж. На стук выглянула "сиротка". Увидев непрошенных гостей, тут же юркнула назад в дом.
  Через время вышел Николай. Он хмуро посмотрел на жену и молча направился во двор. Ребятня ринулась вслед за отцом. Они обступили его, теребили, спрашивая наперебой, когда он домой вернется.
  Не устоял Николай, подхватил меньшего сынишку на руки и зашагал по дороге домой.
  С тех пор супруги стали жить дружно. Вера старалась во всем мужу угодить, не ссорилась с ним.
- Вот так бы сразу, - улыбалась баба Шура. – Говорила же я тебе!  Кто бы слушал? Я – старая и в жизни много чего повидала… Если бы мой родимый вернулся с войны, я бы горы для него свернула…
  Женщина горестно вздыхала, поглядывая на портрет мужа, погибшего в сорок пятом…