Матрац

Георгий Мельник
       Мелочь.Сломалось реле водоподогревателя в 6-м...Поскольку ни физики, ни лирики сейчас не в моде то для менеджеров и дизайнеров объясняю- это штучка такая же как в электрочайнике которая выключает его после закипания. Ежели эта фиговина не работает то подогреватель нужно выключить вручную -иначе, если закрыть кран и прекратить циркуляцию воды то нагревательные элементы  раскалятся до красна , а затем перегорят и тогда посуду и лики подводницкие придётся омывать исключительно холодной водой- до ремонта устройства.
       Подводная лодка готовилась к выходу в море. Экипаж пообедал. Объявили тревогу "Корабль к бою и походу приготовить!" Жизнь в железном муравейнике
закипела! Не будем мучить читателя перечислением скучных для него технических и организационных действий.Коснёмся лишь того, что необходимо для понимания ситуации. Уже выполнили проверку прочного корпуса на герметичность. После которой все входные люки ( два из трёх) на ПЛ задраены! Открывается только рубочный люк для выхода на мостик командира, швартовной команды и тех кому это положено по корабельным расписаниям. Остальные входы внутрь открывать СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!
      Бакытбек Аманбаев на лодку попал две недели назад из учебного отряда. После родных, пахнущих полынью и анашой, горных долин учебный отряд показался  суровой зоной в другом ханстве поскольку разговаривали там на непонятном языке! Постепенно за пол-года "учебки" освоился, даже говорить на русском немного научился. Но первые дни на АПЛ вызывали ощущение, что его похитили инопланетяне! Ужас охватывал от понимания, что 2,5 года нужно жить в " летающей", точнее в "ныряющей тарелке"! Страшно не страшно, а многое Бакытбек или Боря, как для облегчения произношения звали его в экипаже, уже освоил. Деваться некуда на подводной лодке-нужно сдавать на самоуправ иначе и начальники и "годки" житья не дадут. Но поскольку он ещё не приобрёл статус настоящего моряка-подводника, а его обязанности выполнял прикомандированный с другого корабля матрос, то Аманбаеву доверили интеллектуальную работу по мытью посуды после пообедавшего личного состава в 6-м отсеке.
        Как известно, негативные факторы имеют свойство совпадать в нужное время в нужном месте для возникновения ЧП. Таковыми стали:1)Неисправное реле,2)м-с Аманбаев,3)Ватный матрац.
  На лодках всегда много железяк и мало места для людей. Кают и кубриков на всех членов экипажа и прикомандированных не хватает. Оборудуются спальные места там где это позволяют механизмы. В 6-м... одна из таких ниш оказалась над водоподогревателем. Минимум необходимого для крепкого флотского сна- ватный матрац, одеяло и подушка размещены сверху упомянутого устройства.
       Кто-то из воинов по опытней включил подогреватель и поставил юного джигита мыть тарелки и кружки. Но как выключать нагреватель Бакытбеку никто не объяснил! Естественно матрос, помыв посуду, закрыл кран- водоподогреватель раскалился и "поджарил" матрац. Вата начала тлеть выделяя едкий густой дым! Запахло аварийной ситуацией и срывом боевого похода!
       Командир отсека кап. л-т Серёга быстро учуял запах гари, быстро нашёл его источник и быстро  понял алгоритм произошедшего- опыт не пропьёшь. Так же быстро он сообразил, что тлеющую вату потушить очень сложно и, что при обходе корабля любым из начальников, а при отходе от пирса это неизбежно, сурового наказания не избежать. В расстроенных чувствах дал подзатыльник Аманбаеву и выдал роковую фразу:
        -Сам поджёг сам и туши, сучёнок! Сгною в трюме, если не устранишь источник дыма!
После чего Серёгу увлекли  текущие обязанности по тревоге!
        Трюмному Аманбаеву в трюм не хотелось- там холодно и сыро. Мозг, как ему показалось, нашёл единственно верное решение! ЗА БОРТ! Уже десятки раз выбрасывал  Боря  через люк 5-го отсека  пищевые отходы. Так почему нельзя выбросить матрац? Море всё спишет и всё потушит! Что такое "проверка на герметичность" он ещё представлял смутно, тем более режим использования входных люков. Быстренько свернул матрац в тугой рулон, тлеющей стороной внутрь, прошмыгнул в 5-й отсек, поднялся к люку. Зачёты по устройству шлюзовой камеры он сдавал буквально несколько дней назад.Незамеченный озабоченным л\с осека отдраил нижнюю крышку, подхватил матрац, поднялся к верхней... зажав рулон между ног и немного повозившись открыл верхнюю крышку. Увидел перед собой чистое зеркало бухты и вытолкнул в него злосчастный тлеющий кокон. Ура- проблема решена!
         Картинка с пирса. Торжественный момент! Атомная подводная лодка отходит в море. Чалки отданы. Швартовная команда построена в носовой части лодки. Корабль кормой медленно движется к середине бухты. На пирсе всё командование дивизии во главе с контр-адмиралом!
Гордо реет флаг ВМФ!На мостике командир со свитой! Ритуал, красота! Всё будет хорошо, поход будет успешным и безаварийным!
         Пафос момента портит металлический стук в корме... Взгляды устремляются туда? Открывается люк. На лицах присутствующих изумление и недоумение?! Люк откидывается от кормы внос, поэтому отдраившего  его не видно, как и ему не видна картина на пирсе и рубке лодки. От крышки по пологому корпусу в море скатывается какой-то рулон, начинает медленно разматываться на воде. Апогей! Все видят, что это матросский матрац и что дымит он как горящая киргизская степь! А крышка мгновенно захлопнулась. Идеалистическая картина образцового выхода испачкана жирным мазком дёгтя или чего похуже!
         Лодку конечно не вернули. О чём говорили командир  и адмирал по радио история умалчивает. Серёге не удалось избежать вызова в ЦП с "разбором полётов" и "втыком" длинной с линию вала! Аманбаев долго "пахал" в трюме. Тем не менее, поход был успешным и безаварийным!


 Задраить-закрыть
ПЛ-подводная лодка
АПЛ-атомная ПЛ
ВМФ-Военно-морской флот
Кап. л-т-капитан-лейтенант(в/з соответствующее армейскому капитану)
ЦП-центральный пост ПЛ
Киргизия, Киргизская ССР-бывшая республика СССР.
л\с-личный состав