Капитализм и социализм-2

Сергей Корягин
Спасибо, Владимир, за обстоятельный ответ. Он стимулировал мою мысль. Ваша информированность производит приятное впечатление. Но когда Вы говорите о народе, то, думаю, не следует все «валить в одну кучу». Народ одинаков лишь в том, что каждый человек – дитя одной матери,  природы. А дальше начинаются различия по физическим, интеллектуальным и прочим данным. По здоровью, задаткам, по заряду энергии, по силе духа, по направленности этой силы, по профессиям идет медленное, но неуклонное разделение людей. Потом происходит деление по жизненной удаче или неудаче,  по сложившимся обстоятельствам – великую роль здесь играет случай. Повезло или не повезло – из жизни не выбросишь.  В результате складываются группы, сословия, классы, касты и пр.

 Значительнейшую часть любого народа составляет т.н. трудящаяся масса, прежде всего – сферы материального производства, но не только. (Иногда говорят, что это – демос, низы.) Особенностью этой массы является то, что она работает по найму. А по найму – это, следовательно, «от» и «до», не на себя, а на «дядю» – на частного собственника или на государство. Работает без личного интереса, без инициативы, а по экономической нужде, с минимальным применением т.н. творческого огонька. Ты мне платишь – я работаю или делаю вид, что работаю. (Следует заметить, что сдельная работа не обходится без инициативы и творчества.) Этой массе – что капитализм, что социализм, была бы приличная зарплата, за которую, впрочем, приходится постоянно бороться. Политика у нее на десятом месте, наука – на сотом, а из искусства она предпочитает попсу. Любит футбол и похожие зрелища, обожает путешествия, разного вида развлечения. Я уважаю эту часть общества, не идеализирую ее и констатирую то, что есть. Во время Великой войны именно она своим количеством, своей жертвенностью,  спасла страну от гитлеровского нашествия. Маркс выделил из этой массы пролетариат и назначил его мессией, спасителем человечества от эксплуатации.  И написал нужную теорию. Русские большевики воплотили его теорию в жизнь, пролили реки крови и обанкротились. 

К среднему классу в капиталистическом обществе относятся граждане, которые по доходам, по зажиточности составляют середину. Это предприниматели «невысокого полета»; служащие государства и частных компаний – управленцы, торговцы, всякого рода счетчики. Это политики, ученые, изобретатели, испытатели, работающие на государство и на частные компании. Высококвалифицированные работники в сфере медицины, образования, юриспруденции, налоговой службы и пр. Писатели, журналисты, композиторы. Генералитет и офицерство. Высшим классом по доходам является буржуазия. Предприниматели, работодатели, акционеры. Буржуазия активна во всех областях, где можно получить прибыль – в производстве, в финансах, в духовной сфере.

Но можно разделить общество на классы не только по доходам, а по мере, по глубине заинтересованности в труде. Я не раз встречал такое понятие – «креативный класс». Я думаю, его можно использовать и обозначить им ту часть граждан в государстве, которая не просто работает, а творит, работает с интересом, с огоньком, не отбывает время в цеху, в конторе, в лаборатории, но видит в труде смысл своей жизни. Рискует, жертвует, кладет жизнь. Не следует требовать от всех высшего накала творчества, есть профессии заведомо неприятные, трудные, грязные, опасные. Ассенизатор, подметала, сторож, сантехник, электрик… Токарь, пекарь, слесарь, кочегар… Но есть профессии, где творчество составляет главный элемент. Наука, политика, искусство…

Бизнес, предпринимательство. Каждая творческая профессия специфична, и бизнес – добывание прибыли – очень специфическое занятие. Если у человека нет поэтического таланта, то учи его, не учи – талантливые стихи он не напишет. Если у человека нет предпринимательского таланта – никакие университеты ему не помогут. Почему я и считаю, что никогда государственный чиновник не заменит частного предпринимателя, никогда социализм, тем более – коммунизм, по эффективности производства (во всех сферах) не догонит капитализма. Подчеркиваю: по эффективности производства. История по этому вопросу, как бы нарочно, поставила эксперимент. Она заставила соревноваться ФРГ и ГДР, Южную Корею и Северную Корею, Китай Ден Сяопина и Китай Мао Цзедуна, – чтобы показать, как неэффективно работает в государстве (не только на отдельном предприятии) обобществленная собственность в сравнении с собственностью частной. Предпринимателей в обществе немного – десять, двадцать процентов от общего населения страны, но в экономике они способны выполнять функцию «паровоза», подать пример, стать стимулом развития (государственные предприятия тянутся за частными) – не только материального, но и духовного. Продвинутость стран Скандинавии, Западной Европы, Северной Америки, Японии, Сингапура свидетельствуют об этом. Конечно, перекосы и даже кризисы здесь возможны и реально, поэтому политикам, политическим «лекарям», работа всегда найдется.

Вы называете капитализм обществом потребления, как если бы это было бедой, болезнью. Но на потреблении выросла цивилизация и стоит на нем. Даже наши коммунисты в своей программе записали, что целью коммунизма является максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан. Они, правда, не понимали, что способ производства, насильственно навязанный ими стране, может привести только к карточкам, талонам, к длинным очередям в магазинах. Вы заявляете, что общество потребления не производит духовных ценностей. Думаю, что это штамп советской пропаганды, от которого у Вас не хватило сил избавиться. В продвинутых капиталистических странах культура – на высоте. Культура Западной Европы всегда была образцом и для России, и всего мира. Доказывать это – ломиться в открытую дверь.

Вы в восторге от уровня жизни в СССР в 70-е годы. Но где Вы жили в это время? Я жил в провинции. За продуктами и ширпотребом мы (и я, школьный учитель, в том числе) ездили в Москву, в наших магазинах было, как говорится, «шаром покати». Что касается статистики ООН, то сведения она получала из рук КГБ. Не случайно шутили, что есть статистика, а есть советская статистика. Да, валовой продукт у нас был приличный. Но что это за продукт? Это – вооружение, которого наша промышленность производила столько, что можно было до зубов вооружить все армии мира. Пушки, танки, автоматы, самолеты, ракеты, подводные лодки, атомные и обычные бомбы, химическое оружие. Когда стоимость этого вооружения разделили на число граждан в стране, то получалась сумма, которая позволила СССР  войти в мировую десятку по уровню жизни народа. (И в ООН сидит немало тупых чиновников.) До сих пор по всей территории государства взрываются склады со снарядами. Ведь готовились к последней войне, атомной, истребительной, после которой должен воссиять коммунизм на планете Земля! Воскресенье, 25 декабря 2011 г.