Пропасть

Вера Демиденко
Человек шел к пропасти. Иногда уверенными твердыми шагами, иногда с неожиданным испугом останавливаясь и оглядываясь назад. Порой человеку было любопытно заглянуть туда, … где обрывалась жизненная дорога. Сколько фантастических историй он слышал о том месте, куда попадают, сделав всего один шаг в пропасть! Там было вечное блаженство, но там были и вечные муки. И если сейчас он еще мог пойти по другой тропе, то оттуда обратного пути уже не было. Никто не возвращался, чтобы рассказать, что там. И человек терзался сомнениями, но все-таки шел.
Иногда ему казалось, что он слышит чей-то голос, и, задумавшись, спотыкался о мелкие камешки под ногами. Даже эти твердые комочки не хотели, чтобы он шел к пропасти. С каждым шагом голос становился все громче и четче. И, когда, наконец, человек остановился и прислушался, легко различил вопрос:
– Зачем ты туда идешь?
Человек задумался. Действительно, зачем? Внезапно он осознал, что поступает глупо, бросая все, что осталось позади ради неизвестности. Но признаться вслух, что был не прав, не смог. Собственное «Я» и еще наверное трусость помешали ему. И, быстро отбросив сомненья, человек уверенно ответил голосу:
– Потому что там, позади, меня уже ничего не держит.
– Разве? - словно упрекнув, сказал голос.
Человек оглянулся. Дороги почти не было видно. Туман медленно обволакивал все вокруг. Еще немного и вернуться назад будет уже невозможно. Внезапно человеку стало страшно. Он почувствовал себя маленьким беззащитным ребенком. Хотелось заплакать. Казалось, вот-вот он не выдержит и побежит назад. Но человеческое упрямство снова победило. И смахнув непрошеные слезы, человек еще увереннее пошел вперед. Голос не отставал от него, мучая своими вопросами. В конце концов, не выдержав, человек крикнул в пустоту невидимому собеседнику:
– Зачем ты терзаешь мою душу сомнениями?
Крик разнесся эхом. Тишина остудила негодование человека, и он остановился.
– Ты не первый, кто идет этой тропой – спокойно отвечал голос. – Многие искали на краю пропасти то, что оставили позади себя.
– У меня ничего нет, – возразил человек.
– Разве? – насмешливо повторился голос.
Человек молчал.
– Ты трус! - не унимался голос. – Такой же, как и все.
– Неправда! – взыграло человеческое самолюбие.
Но голос не отступал.
– Ты сказал, что у тебя ничего нет, и солгал. Миллионы людей, стоя на краю пропасти, говорили тоже самое, чтобы заглушить свою совесть, свой страх. У многих из них осталась семья. Не всегда дружная и понимающая, но все-таки семья. Мать или отец, родители, которые жили счастьем своего ребенка. Брат или сестра, которым нужна была твоя поддержка. Дети, чья судьба была в твоих руках. Хотя бы несколько друзей, частью жизни которых ты был. Но даже те, у кого не было ни того, ни другого, имели еще кое-что важное. У них было будущее. Вся их жизнь зависела только от них, хотя сами они этого не осознавали. Они могли бы изменить мир, сделать его лучше, спасти однажды чью-то жизнь, сделав свои мечты реальностью, стать счастливым. Но они испугались. Прыгнуть в пропасть оказалось легче. Именно поэтому я называю их трусами.
– Но там была боль, - возразил человек, указав куда-то позади себя.
– Боль есть всегда, - ответил ему голос.
Человек молчал. Он не мог решиться идти дальше к пропасти, но и повернуть, но и повернуть назад тоже.
– Большинство так и не поняли, как много потеряли. Ты еще можешь вернуться, - уговаривал голос.
– Все эти люди, о которых ты говоришь сейчас, добровольно шли к неизвестности. Но ведь были другие, не по собственной воле бросавшиеся в пропасть. В конце концов, мы все оказываемся здесь.
Человек посмотрел на то место, от которого его отделяло только несколько шагов.
– Какая разница, когда это произойдет?
– Тебе незачем спрашивать меня об этом. Ты сам знаешь ответ, - спокойно отвечал голос.
Немного пройдя, человек остановился. Вот она, пропасть. Всего один шаг отделяет его от нее. Человек закрыл глаза, пытаясь успокоиться. Легкое дуновенье освежило его лицо. Вдох полной грудью. Затем выдох, с которым, казалось, вышли все его сомненья. Открыв глаза, человек смело посмотрел вниз. Пустота. Что могло его привлечь к ней? Человек улыбнулся и, повернувшись, пошел назад.
2004г.