Лучше гор могут быть только горы...

Любовь Залуцкая Бойко 2
  Саяны - колыбель нескольких азиатских народов и моя малая родина. Деревенька моя "прилепилась" к хребту Танну-оола, одному из красивейших хребтов Саян. Здесь все сохранило свою первозданную чистоту и красоту, потому как нет тут туристических троп (слишком высоко и круто подниматься к его озеру и водопаду).
  Но можно ли этим удержать деревенских ребятишек. С раннего утра карабкаемся мы по крутым склонам, обходя завалы валежника, и, останавливаясь, чтобы полакомиться травками или ягодами в зависимости от времени года.
  Первая наша цель - водопад. С грохотом обрушиваются потоки ледяной прозрачной воды по отполированным камням, образуя на ступенях валуны пены, которые мы прозвали сливками водопада. Отдышавшись после крутого подъема, мы начинаем свой "разговор" с водопадом и, стараясь перекричать его шум, ловим открытыми ртами необыкновенно вкусные ледяные брызги.
  Далее - озеро Кара-холь. Пытаясь сравнить его с другими, увиденными позднее озерами понимаю, что красоту, увиденную в детстве, нельзя с чем-то сравнивать. А название "Черная вода"для меня до сих пор загадка. Неподвижно его зеркало, окаймленное хвойными деревьями, а вода кристально прозрачна. 
  Где-то здесь берет свое начало река Дурген, вдоль берега которой раскинулась моя Сосновка.  Вторую сотню лет поит Дурген моих односельчан. Саяны же с ранней весны до поздней осени кормят их. Рано созревает в горах лесной чеснок - черемша. Вкуснейшие салаты и пироги в эти дни можно увидеть на каждом столе. Делают из нее и запасы на зиму, засаливая в деревянных кадушках. Затем подойдут и ягоды. Раньше других поспевают сиреневые бочоночки горьковатой целебной жимолости. Затем идем мы на сбор малины, смородины, кислицы (красной смородины), ирги, черемухи, брусники, голубики. Облепиху мы в пору моего детства не собирали, ее зимой морозным утром "били", наполняя мешки и хранили в ларях в амбарах всю зиму. Грибы же, вареные, жареные, соленые, маринованные -  гвоздь стола круглый год.
  Невозможно описать красоту гор, ее надо видеть. И вместе с тем вспоминаются почти ежегодные, страшные лесные пожары.