Элементарно!

Лариса Бесчастная
                Иронично-познавательная одноактная пьеса
                для школьного театра…

                И не только!
                Автор нахимичил… с улыбкой

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

НЕУЧ – в миру Вова, Вован. То ли рокер, то ли металлист, легкомысленный отрок.
ОТЛИЧНИЦА – имя не важно, современная девочка, любит дикую музыку.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ – знающая себе цену строгая и мудрая дама.

                Химические элементы:

ФТОР    – всклокоченный, агрессивный юноша, любит одежду с блестками.
ХЛОР    – язвительный, угодливый, с криминальными наклонностями.
ЙОД    – серьезный, иногда застенчивый, юноша, мечтает стать врачом.
КИСЛОРОД (Киса)– вальяжный разумный, любит поучать (с седыми усами и крыльями).
ВОДОРОД (Родя) – мудрый немолодой, склонный к критике (седой, с крыльями)
УГЛЕРОД (Граф) – важный, всегда в черном, носит кольцо с крупным алмазом.
ЖЕЛЕЗО (дядюшка Ферри) – суровый «воин», ходит в латах, тяжело и громыхая.
МЕДЬ (Медея)   – довольно «пожилая», скандальная дама, одета претенциозно.
СЕРА    – скромная девица, любит посекретничать.
СУРЬМА    – ехидная, но не злая, модница, мечтающая о карьере имиджмейкера,
                носит с собой зеркало.
ВОДА    – конформистка, соединение Н-О-Н, а потому о трех головах.

            Примечание: возможна массовка их других элементов таблицы, или соединений.


            Интерьер комнаты НЕУЧА.  В комнате беспорядок. На стене книжная полка с 2-3 новенькими (нечитанными) учебниками и рассыпанной кучей  CD-дисков. В углу кресло с пледом (или диван). На заднем плане несколько стульев (некоторые опрокинуты). Экраном к залу бутафорный телевизор (в нем таблички с формулами, накрытые черным экраном; по мере действия, начиная с экрана, таблички в стопке переставляются с начала в конец стопки).
            На полу магнитола, пустые бутылки из-под кока-колы, пепси и т.п.  На стене косо и небрежно висящая таблица или портрет Менделеева.
            В другом углу (или в центре у стены) под книжной полкой стол и стул – место занятий Неуча. На столе небрежно положена большая, бутафорная, книга с надписью «Химия» (стол и книга должны предполагать выход на сцену химических элементов, якобы выпавших по ходу  действия из книги).
            Громкий хлопок входной двери, стук бросаемого рюкзака, который появляется в комнате. Следом влетает подросток, всклокоченный, в бейсболке «задом наперед», с бутылкой кока-колы. С разбегу подлетает к магнитоле, включает музыку и танцует дикий танец, допивая из горлышка кока-колу. Устав и прекратив танец, подходит к столу, бьет кулаком по «Химии».
            

НЕУЧ. Достала эта школа! Уроки эти … (ругательство – свист фонограммы). На кой (свист) мне эти науки? Спорт – это да! (Пробует свои бицепсы) Накачаюсь и буду секьюрити у банкира. Денег куча, а голова ни о чем не болит! Да только надо хоть как-то школу закончить… А завтра контрольная по химии… Какая там тема? (Берет в руки «Химию», брезгливо открывает ее). Галогены… Ух, ты …(свист фонограммы).
(НЕУЧ с силой швыряет учебник на пол) Да пошло оно все в тартарары! (идет и укладывается в кресло или на диван с плейером)

            Затемнение, или какой-нибудь световой или звуковой эффект. Из учебника «выпрыгивают» химические элементы ФТОР, ХЛОР, ЙОД, КИСЛОРОД, ВОДОРОД, ЖЕЛЕЗО, УГЛЕРОД, МЕДЬ, СЕРА, СУРЬМА. Выплывает танцем маленьких лебедей ВОДА – сплетенные неразрывно элементы Н-О-Н. На «артистах» майки с надписями обозначения каждого элемента спереди и сзади. Поначалу элементы бестолково (под музыку) недоуменно толкутся, затем замечают спящего Неуча.


ЖЕЛЕЗО (тяжело ступая, подходит к Неучу, трясет его за плечо). Встань, Неуч! Ты почто нас тряс?

НЕУЧ (испуганно трет глаза). А? Что? Кто вы? Зачем…

ЖЕЛЕЗО (перебивая Неуча). Почто нас тряс и сквернословил ты? Почто так непочтителен ты с королевой Химией?

НЕУЧ. С какой такою королевой? Чего пристал ты, рухлядь ржавая?

МЕДЬ (подбегая к Неучу). Нишкни, ты Неуч! И старшим не груби! Дядюшка Ферри тебя не меньше, чем на 3 тыщи лет старше. А не то сейчас Хлору понюхаешь! Эй, Хлор, поди сюда!

            ХЛОР подходит к Железу и Меди. За ним  Фтор и Йод. Хватают Неуча и выволакивают на середину сцены.
            Все элементы занимают свои места на сцене, рассаживаются на стульях, на полу или стоят.
            Сера и Сурьма – как неразлучные подружки садятся рядом и тихо болтают.
            Углерод, весь в черном, держится на особицу, важно и молчаливо.
            Водород и Кислород (с крылышками) порхают по сцене. 
            Дядюшка Ферри выдвигает кресло к краю сцены, занимает его и начинает дремать.
            «Вода» перетаптывается в бесконечном танце у стены.
            Неуч поставлен посреди сцены.


МЕДЬ (продолжает, держа Неуча за одежду). Химические элементы мы. Нас ты оскорбил своим пренебреженьем. Не стоило тебе как мусор нас кидать. Ну, отрок нерадивый, будешь спрос сейчас держать!

НЕУЧ (освобождаясь). Щас! Вашу… (Свист фонограмы)

ХЛОР. Что знаешь ты о галогенах, Неуч?

НЕУЧ (хмуро, с опаской). Каких таких?! Ни Гал, ни Ген среди моих знакомых нет...

ФТОР. Ох, Неуч, несознательный ты элемент!

КИСЛОРОД (Фтору). Не поминай нас всуе, думай сам, о чем ты  говоришь. Какой он элемент? Так, звон пустоголовый!

НЕУЧ (Кислороду). Ты, газ невзрачный! Улетучься прочь!

КИСЛОРОД. А ты не пожалеешь?

ЙОД (Неучу). Как жить с пустою головою будешь, отрок ты нескладный?

НЕУЧ (с вызовом). Элементарно! Круто и отпадно! Коль сила есть – ума не больно надо. Ученье сильным мира ни к чему.

ВОДОРОД (Кислороду). Да–а-а. В мире нынче не все ладно. Пал сильно рейтинг что-то у науки и ученых, у наученья то ж…

НЕУЧ. Зачем науки мне, зачем мне вы? Папаша мой не беден! Я сильный! Я крутой!

ВОДОРОД. Похоже, парень, ты совсем без головы…

ХЛОР. Как валенок сибирский ты простой. Как можно без ученья жить?

НЕУЧ. Элементарно! Катитесь в свой учебник вы, обратно!

ФТОР. Что цацкаемся с ним мы? Братья Хлор, Бром, Йод! Я предлагаю всем объединяться в компанию Гала&Гены. Все вместе будем силой мы! Подвергнем Неуча абструкции!

СЕРА и СУРЬМА (перестав болтать, одновременно, но недружно). Абструкцию Неучу, абструкцию! (Неуч недоуменно и испуганно смотрит на всех, не понимая это слово)

МЕДЬ. Да он не понимает слов ученых! С ним надо проще объясняться…

СУРЬМА (ехидно). Ну, а бойкот – поймет?

НЕУЧ. Бойкот! Вы –  мне? Да вы! Молекулы!.. Да я вас не боюсь! Проваливайте прочь!

ВОДОРОД. Уверен ты, что проживешь без нас? Ведь если мы бойкот тебе устроим, рассыпешься ты весь и сгинешь сам.

НЕУЧ. Вы элементы несознательные, много мните о себе!

КИСЛОРОД. Давайте, газы, создадим компанию Газпрок и тоже Неучу покажем, кто элемент тут несознательный и что почем.

УГЛЕРОД (снисходительно, не сходя с места). Я сам тут по себе, но если будет надо могу к компании Газпрок примкнуть я углекислым газом, соединившись с Кисой и …еще раз с Кисой. Правда, Киса? (обращается к Кислороду).

КИСЛОРОД. Да. Так. И к нам примкнут еще оксиды  – азота, серы и, конечно, аммиак (показывает на экран телевизора, где появляются химические формулы).

НЕУЧ. А я вас выпущу в трубу – летите! Других сотру в горючий порошок…

ХЛОР (Кислороду). Он в порошок сотрет? А, если смесь гремучую ты по незнанию получишь, и всех взорвешь?! Пора его мочить. Друг, Киса! За Кальцием слетай…

ВОДОРОД. Да, в извести гашеной замочим Неуча… (показывает на экран, где появляется формула извести).

ХЛОР. Иль в кислоте соляной… (показывает на экран, где появляется формула соляной кислоты).

ХЛОР и ВОДОРОД хватают Неуча и пытаются утащить его со сцены.

НЕУЧ (вырываясь из их рук). Спасите, помогите! Это произвол… (сопротивляясь, садится но пол, имитируя обморок. Хлор и Водород выпускают Неуча)

СУРЬМА. Похоже слишком круто вы, ребята, пошутили. Скорее брому ему дайте, брому!

ХЛОР. Да нету Брома здесь!

СЕРА. А где он? Там? (показывает на учебник химии)

ЙОД. В лабораторию Бром с Серебром пошел, заняться фото! Без Брома ведь не будет  фотографий всех победителей олимпиад по химии.

            Слышен звонок в дверь, затем  хлопок двери.

ОТЛИЧНИЦА (с порога). Это я! Пришла музон послушать! Вован, что двери не закрыты у тебя? (Входит. Изумленно взирает на всех, оглядывает. Элементы тоже разглядывают ее. Увидев ее Неуч поднимается со вздохом облегчения) Что происходит? Ну, ты и нахимичил! Вован, ты что, учебник вытряс?

НЕУЧ (мнется). Ну, да… Как будто… Я не знаю… (разводит руками) Они тут ополчились на меня за что-то…

ХЛОР (Отличнице, с возмущением). За что-то? Да он нас оскорбил! И действием и словом непечатным!  Его хотели мы немного потравить…

НЕУЧ (Хлору). Ну, ты и ядовит! От ядов надо избавляться.

ХЛОР. Нет, я не ядовит! Я галоген! Я лишь антисептичен. Обеззараживаю питьевую воду и места скопленья нечистот.

ВОДА (подпрыгивает, все ее три головы возмущаются хором). Зачем меня обеззараживать, травить? И так я хороша!

НЕУЧ (в зал) Заговорил дракоша трехголовый! (Хлору). Вот видишь, ты не нужен никому! И все твое семейство галогенов…

ОТЛИЧНИЦА. Но ты не прав, Вован! Да знаешь ли, что в организме Хлор твоем: и в плазме крови, и в желудке он соками исходит пред обедом!

ЙОД.  А Йод в твоих гормонах щитовидной железы…

ФТОР. Ну, а без Фтора, зубов тебе,  парниша, не сносить. Рассыпятся легко и очень скоро (помахивает кулаком перед зубами Неуча).

ХЛОР, ФТОР и ЙОД (хором). Своим значением для мира мы горды! Свободные мы элементы!

ОТЛИЧНИЦА. Не хвалитесь. Ему (показывает на Неуча) вы это можете сказать. Но я-то знаю, что химически активны, пожалуй, слишком вы. И в связанном лишь виде галогены в природе существуют. И зачастую в виде соли в коре земной…

ХЛОР. Да, да, мы соль земли!…

ЙОД. Ну, да! Мы связаны  всегда … Но связью ковалентной…

ОТЛИЧНИЦА. Уж эти ваши связи! Я бы не хвалилась…

ФТОР. А чем они плохи? И в чем они порочны?

ОТЛИЧНИЦА. Да нет, не в этом дело. Связи ваши не порочны, но непрочны, вот в чем суть.

НЕУЧ  (радостно). Ага! А это значит, развалится компания вся сразу!

ХЛОР, ФТОР и ЙОД (хором). И не мечтай! Вот мы тебе покажем (набрасываются на Неуча).

НЕУЧ (отмахиваясь). Но так нечестно! Вас тут много, а я один! Давайте выбирайте, кто из вас тут главный, и с ним сражусь я!

            Все элементы заволновались, даже дядюшка Ферри проснулся,
            а Углерод оторвался от стены, которую гордо подпирал.

ЖЕЛЕЗО. Я представительствую черные металлы, я главный среди них...

МЕДЬ. А я среди цветных металлов всех важней… И репутация моя из древности известна…

ЖЕЛЕЗО. Да. Репутация твоя с хвостом. Я человечеству известен более трех тысяч лет. Когда-то был я самородком и ценился выше серебра и злата.

НЕУЧ (в зал). Коль хочется вам крепко всех поссорить, поставьте лидерства вопрос ребром, и результат порадует вас тотчас.

ОТЛИЧНИЦА (Неучу). Пойдем, послушаем пока музон, пусть перетрется ссора (идут к магнитоле, включают негромко музыку).

ВОДА (подпрыгивая в танце). Я в океанах, в реках, в водопадах! И организм людей на 60% из воды. Да я во всем! Я и в трудах научных…

ЖЕЛЕЗО. Цыц, сырость! Я важней! Меня в земной коре всех больше из металлов! А чистое железо, говорят, происхождение имеет внеземное…

ВОДОРОД. Космический осколок, чем гордишься! Я номер первый в Менделеевской таблице (показывает на таблицу). Я всюду во Вселенной – на Солнце, звездах, в мировом пространстве! И на Земле!

КИСЛОРОД. Я тоже  есть везде. В земле и в атмосфере, в организмах, в воде, в руде, да мало ль, еще где! Меня в земной коре аж 50%!

УГЛЕРОД. А я, по-вашему, ничтожен? Я в меле школьном, в мраморе, в известняке! Я в  углях, в торфе, в нефти, в газе. И в воздухе, во флоре я и в фауне…

ВОДОРОД. Я газ наилегчайший, наполняли мной шаров воздушных оболочки, зонды, стратостаты. Я воду породил. Я есть всему основа... Я всюду во вселенной, я незаменим! В трех ипостасях я: обычный водород, тяжелый водород – Дейтерий, и сверхтяжелый водород с названьем Тритий.

ЖЕЛЕЗО. Но ты и бомбы водородной  был создатель. Ты с мирного пути сошел… Предатель!

ВОДОРОД. И это ты мне говоришь? Ты много тысяч лет войною тешился в мечах и в пушках, в танковой броне…

ЖЕЛЕЗО. Ты прав. Но то не я, то люди виноваты. Всегда убийство было не по мне. Навоевался я. Устал…

ВОДА (три голоса вразброд). О, бедненький, устал он, иди тебя я пожалею, приласкаю…

ЖЕЛЕЗО. Нет, милочка, Вода, тебя я опасаюсь…(обиженно вскидывает голову, уходит, снова садится в кресло)

УГЛЕРОД. Пускай на вид я черный и невзрачный, пусть я на солнце не прозрачный, я царь природы... Я – граф, я многолик!

ХЛОР (угодливо поддакивая). Да. Углерод дает бесчисленное множество соединений. Числом не менее 2 миллионов. И нефть в числе их. Ему благодаря, имеем мы разнообразие растений и животных.

ЙОД. А я вхожу в состав гормонов, влияющих на рост, питанье, психику, работу сердца, состояние сосудов. И без меня погибнет человек. Иль заболеет кретинизмом. Хотите знать кретины каковы?

МЕДЬ (указывая на Неуча). Да вот он. Посмотрите!

НЕУЧ (Вскакивая и замахиваясь на Медь). Изыдь! Иди туда, откуда вышла!

ЙОД (перехватывая руку Неуча). Нет, нет, Медея, он пока здоров! Кретины ростом меньше метра, с большой, уродской головой, и с узким лбом в морщинах, и цвет лица у них зеленовато-желтый... (показывает плакат)

НЕУЧ (выхватывает у Сурьмы зеркало и с испугом смотрится в него). Нет, нет, я не таков! Я симпатичный, сильный, рослый! Девчонки от меня пищат…

ОТЛИЧНИЦА (с места, иронично). Да, это точно, так пищат от выходок твоих тупых…

ЖЕЛЕЗО. Ты глуп. И пуст твой медный лоб…

МЕДЬ. Не поминай меня! Я с глупостью несовместима! Известна людям я с доисторических времен. Со мною знались фараоны! Я очень уважаемый металл. И я в чести в искусстве. Какая бронза без меня? Да без меня колокола немые! Молчи, а то приедет медный всадник и ты поплатишься за оскорбление немедля.

ЖЕЛЕЗО (отмахивается от меди и крестится). Свят! Свят! Свят…

СУРЬМА. И я металл известный. Еще в античном Вавилоне пять тысяч лет назад сурьму использовали, делая сосуды. Да без меня  книгопечатанья бы не было! Я в типографский сплав вхожу, я в сплавах со свинцом для  дроби, и для шрапнельных пуль. И в спичках я с подружкой моей Серой.

СЕРА. Да, да…

КИСЛОРОД (подходя к Железу). Она металл?! Скажи ей дядя Фэрри, что есть металл…

ЖЕЛЕЗО. Ты, Киса, друг мне, но не подходи – не рвусь в оксиды я. И ржавчина мне как-то не к лицу!

МЕДЬ. Металл здесь самый древний я. Эпоха бронзы была перед железною эпохой! А ты, Сурьма, подобие металла!

СУРЬМА. Молчи, Медея, а не то тебя сожру! Ты знаешь, что химический я хищник  и пожиратель всех металлов… Отстань, чего ко мне пристала?

            Железо, наблюдающий за перепалкой достает сотовый телефон.

ЖЕЛЕЗО (негромко в трубку). Алло! Мне королевские покои!.. Ваше величество! Ситуация выходит из-под контроля! Да, жду…

ОТЛИЧНИЦА (подходит к группе). Не наговаривай ты на себя, Сурьма! Ведь есть такие у тебя соединенья, что лечат многие заразные болезни человека, и животных. От мух цеце, к примеру, и от червей, живущих в лимфе у людей..

СУРЬМА (гордо). Да! Я такая!..

СЕРА (Сурьме). А я, подруга?! Вхожу в состав я серной кислоты! Незаменима в производстве шин и прочих разновидностей резины. В составе инсулина я и в витаминах многих…

ФТОР. Ты думаешь, что если ты в ушах, ты всех нужней? Липучка, прилипала, жвачка!..

СУРЬМА. На Серу  зря набросился ты, Фтор. С глубокой древности она известна человеку.  Употреблялась в жреческих обрядах, лечили ею. Входила Сера в греческий огонь и в войнах помогала побеждать. Она в белках покровных тканей, что на копытах, ногтях, и волосах, и перьях. В сернистом газе Сера – нужен он для полученья целлюлозы. А натрия сульфат, что назван глауберовой солью идет для облегченья живота обжор.

НЕУЧ (Отличнице). Во чешут! Всю злость ко мне щас выпустят, как дым! Ну-у-у, я политик, ну, хитер! Похоже,  у меня к политике талант: стравил всех – и спокойно жди своей минуты.

ОТЛИЧНИЦА. Пока не тянешь ты. Политику нужна харизма, и имидж поприятней.

НЕУЧ (осматривая себя). Ну и чего ж, по-твоему, я не имею?

            Услыхав их, к ним подскакивает СУРЬМА.

СУРЬМА. Я! Я буду имиджмейкером твоим! Прямое отношение к печати имею я и вхожа в типографии. Ну и харизму, если надо, насурмлю…

ЙОД. А я смогу на честность проверять все при подсчете голосов. Я контролером был еще в средневековье: когда нечестные торговцы муку в сметану намешают, меня лишь капни – синим цветом я укажу, что там подмешана мука, и устыжу торговца.

ВОДА (подойдя к Неучу). А мы водички подольем в твою программу. Нальем водички на столы в графины болтунам…

НЕУЧ. Подумаешь, вода! Вот кока-кола это да. Мы поколенье кока-колы, в отпаде мы всегда, и потому мы, пустомели, побеждаем. Без помощи там всяких элементов…

СЕРА. Ах, все-таки без нас намерен обходиться? Не обольщайся, мы тебя достанем!

НЕУЧ. Не выйдет, зря губешки раскатала! Да как посмеете вы сделать этот финт?..

ОТЛИЧНИЦА. Элементарно, Вова, друг дорогой оболтусов всей школы!

УГЛЕРОД. Какой он дорогой? Я б за него не дал и полкопейки…

ОТЛИЧНИЦА (ехидно). Конечно, на копейки ведь не разменять алмаз, то бишь тебя. Ты меркантилен, друг Карбоний, или жаден?

УГЛЕРОД.  О, нет, ничуть! Коль знаешь слово это, то меркантильна ты, не я! Ведь я не виноват, что у меня сто лиц! И, если так случилось, что в  нефти я, ты нефтедолларом захочешь вдруг назвать меня?

НЕУЧ. Во клево, нефтедоллар! Но он (показывая на Углерод), какой он, нефтедоллар? Он невзрачный уголь!

УГЛЕРОД.  А как быть с тем, что под давленьем я могу быть и алмазом, в чистом виде, без помощи других?

НЕУЧ. Тогда тебя звать буду Брюлик недожатый! И не шлифованный к тому же. В общем, недоделанный ты Брюлик…

УГЛЕРОД (Отличнице, отвернувшись с презрением от Неуча). Сегодня я графит. Таким я Неучу пока необходим, чтоб формулы химические он писал, и уравнения реакций... А коли дорастет он до вершин познанья Химии, возможно, встретится ему вполне заслуженно алмаз, иль нефть найдет он...

СЕРА. А если будет он пренебрегать ученьем – то сажей стань и Неуча всего намажь, чтоб был приметен он издалека...

НЕУЧ. А лучше стань углем, и я тебя сожгу! (В зал) Вы думали, что я совсем тупой? А вот про углерод я что-то как-то знал.

ОТЛИЧНИЦА. Знать кое-что и кое-как – удел незнаек.

НЕУЧ. Смотря что знать, а что не знать.  Я знаю точно, коль буду я силен и с капиталом, найму я знаек для работы днем и ночью...

ОТЛИЧНИЦА (в зал). Зря размечтался… Другие нынче времена! И толстосумы уже знают, что знанья пополняют кошелек. (Неучу) Как будешь ты повелевать, не зная, что кому велеть?

НЕУЧ. Элементарно!

СУРЬМА и СЕРА. Эй, элементы! Опять он нас не к делу помянул с намеком, что просты мы и ничтожны! Пора его уже нам проучить! (элементы возмущенно набрасываются на Неуча, отталкивая от него Отличницу. Шум, крик, визг…)

            Явление КОРОЛЕВЫ (под вспышку света или звуковой эффект): в комнату, таким же путем, как появлялись элементы, входит КОРОЛЕВА ХИМИЯ.
            На ее голове корона из слова «химия», на плечах мантия, с нанесенными на нее знаками химических элементов.
            Все элементы почтительно и виновато, в поклоне, замирают.
            Железо берет потрепанного Неуча за плечи и поворачивает к королеве лицом.


ЖЕЛЕЗО (силой склоняя голову Неуча). Кланяйся, Неуч, Ее Величеству Королеве Химии…

КОРОЛЕВА (обращаясь к Углероду). Вы, граф, мне доложите обстановку.

УГЛЕРОД (выступив из толпы элементов и почтительно склонив голову). Сей Неуч сквернословил, тряс учебник, и возмутил покой всех элементов. Их с мест сорвав, к бахвальству искусил их, смутил покой и ссоры спровоцировал. Незнанием своим и верхоглядством, унизил Ваше он Величество и нас.

КОРОЛЕВА. Понятно все мне. Видно он забыл, что в мире все сложилось из веществ, из элементов химии. И он! А посему, я властью королевскою велю, его (указывая на Неуча), как брак природы, на элементы разобрать, исправить все неправильные связи и вновь сложить!

НЕУЧ (в ужасе). Нет!!! Да что ж вы на меня так ополчились? Исправлюсь я! Уж понял я, что с вами шутки плохи! Что завернул я от ученья круто!

ЖЕЛЕЗО (в зал). Еще как круто! Неуч просто влип…

НЕУЧ. Я понял все! И я прошу прощенья у элементов всех… (поворачивается к толпе элементов, кланяется). Простите, шуточки мои, издевки! Простите невнимание мое! Простите лень и самомненье!..

ОТЛИЧНИЦА (закрывает собой Неуча). Ваше Величество! Я обещаю взять Вована на поруки! Я помогу ему в учебе преуспеть. И он поймет, что нет ничтожных элементов, что нужно все, что нам дано природой. Что знание не роскошь, не забава, и что ученье – не причуда взрослых …

КОРОЛЕВА (Неучу). Подружка твоя?

НЕУЧ. Да, подружка. Мы одноклассники и любим музыку одну…

КОРОЛЕВА. Ну, что же. Дружба в этот раз тебя спасла! Я поверю. Надеюсь, ты изменишься, и впредь к наукам относиться будешь с должным пониманьем. А химия – о превращениях  веществ наука. Важна она, особенно сейчас. Когда такие ж неучи, как ты, себя хозяевами мира возомнив, и реки, и моря, и атмосферу изгадили! И травят человечество, зверье. Поганят землю, о вас, своих потомках, не заботясь! Ну, понял ты хоть что-то?

НЕУЧ. Я понял многое сегодня. Всем спасибо.

КОРОЛЕВА. Ну, то-то же. (К элементам) Все по местам! Пошли работать. Всех ждут свои  дела, заботы…

            Элементы под бодрую, оптимистическую музыку вереницей уходят.
            Королева, идя последней, оборачивается к Неучу и к залу.

КОРОЛЕВА. Дам напоследок вам совет, запомнить – без труда успехов нет! Учитесь всем наукам честно, учитесь время не терять, интересуйтесь неизвестным, но замечайте и простое – оно основа сложному. И истина, коль есть она, всегда проста! Элементарна! Потому видна немногим…

            Королева уходит, Неуч и Отличница машут ей рукой. Отличница начинает (пританцовывая под музыку) прибирать в комнате.
            Неуч бережно, уважительно берет в руки учебник химии…

                ЗАНАВЕС







Иллюстрация: коллаж автора из картинок, найденных в Интернете
*пьеса опубликована в одном из педагогических сборников