Просто сказка

Владислав Кузнецов
Дом наш стоит в небольшом ущелье за городской чертой. Кто построил за городом добротный двухэтажный дом с химерами по углам не хуже, чем на соборе Парижской богоматери, неизвестно. Да, впрочем, никто этим и не интересуется - в доме осталось совсем немного людей. Умерли, переехали,  - вот и получилось, что я живу один на всём этаже. На втором этаже в квартире №5. В квартире №4 ещё кто-то копошится по ночам, а вот №6 совсем развалилась. Там даже пауки не живут – ужасные сквозняки.
Надо сказать, что в нашем ущелье всегда дует ветер. Он свистит в разбитых окнах брошенных квартир, и от этого бывает немного тоскливо, особенно поздней осенью и ранней весной. Тем более, что дорог вокруг нет, и люди к нам не заходят, боятся что ли? Ущелье наше, в самом деле, немного мрачноватое, но, скорее, не пугающее, а странное. Один склон весь порос дубами и лещиной, а вот другой, тот, что перед моими окнами, абсолютно голый. Не то чтобы сплошные камни, а так, вперемешку: скалы, земля.  И здесь ничего не растёт, а если и пробьётся что-нибудь, почему-то всегда чёрное и только осенью.
Но то осень, а сейчас весна. Ранняя весна. Поэтому голо и серо со всех сторон. Но я не скучаю. Ко мне часто приходят гости, так что тосковать и грустить некогда. Только вот приходят они не раньше шести вечера, да и то шторы задёргиваю, чтобы потемнее было. Ничего не поделаешь, - у всех свои привычки.
А днём я один. Живут на первом этаже человека два, но они так долго выспрашивают через дверь, кто да зачем, что надоедает. Да и собеседники они скучные: всё о ценах, да о засорах говорят. Впрочем, полдня я сплю и вижу иногда интересные сны.
Но сейчас уже полшестого, скоро придут мои друзья, и мы будем болтать всю долгую, ненастную ночь. Я растоплю камин. Те, кто совсем уж не выносит света, рассядутся в креслах по тёмным углам, а остальные разместятся, где удобно: на диване, на шкафу, под столом. Сам я сяду вполоборота к огню и буду слушать. Мне, собственно, рассказывать нечего: у меня жизнь однообразная. Не то что у моих друзей. Прошу прощения, кажется, пришёл первый гость.
Позвольте представить: Батарейный гном. Живёт в батареях отопления. Ходит по трубам, стучит гаечным ключом – жильцов пугает. Честно говоря, не самый лучший и долгожданный мой гость. Немного угрюм и не слишком хорошо воспитан, но всё же лучше, чем ничего. Он, обычно, приходит через кран. Я специально сделал его побольше и подставил лестницу.
Извините.. Да, я не ошибся, появился второй гость. Знаете, бывает иногда довольно трудно не обидеть моих друзей. У некоторых весьма своеобразная манера стучаться, зачастую не приспособленная к человеческим ушам. А без стука они входить не могут: кроме Батарейного гнома, который заявляется, когда вздумается, не предупреждая, все мои друзья чрезвычайно благовоспитанные личности.
Знакомьтесь: Призрак дедушки Пихто. Очень добродушный, но это нелегко заметить. Призрак страдает множеством комплексов. Свою прямую задачу – пугание – он не может выполнять из-за доброго сердца и расшатанных нервов и мучается, изводит себя, называет тунеядцем. Но, вообще-то, чудесный друг, поэт, большой знаток в области литературы.
Ох, извините, опять гости. Тут уж нельзя ошибиться. Замковое Привидение никак не может избавиться от привычки зловеще, с расстановкой стучать в двери три раза и звенеть аккуратно начищенными кандалами. Даже, когда идёт в гости.
Шорох в углу, значит пора открывать потайную дверцу и церемонно приглашать Домового зайти в дом. Он всегда очень долго отказывается, но потом всё-таки заходит и со своей сандаловой трубкой просиживает в персональном кресле-качалке до рассвета. Специалист по всем обрядам, обычаям и правилам хорошего тона. Когда на Домового находит тоска, он начинает злоупотреблять своими знаниями и может изрядно подпортить вечер, в остальное же время это чрезвычайно милый старикашка, не лишённый чувства юмора.
Окно задребезжало. Сегодня особенно скандально. Значит, на улице очень уж промозглая погода, и Ворон совсем окоченел. Поэтому где-то до полуночи он будет сидеть, нахохлившись, в углу и дуться на весь белый свет. Но, в конце концов,  чай и камин победят, и тогда можно будет слушать его до утра. Всем известно, что вороны – умные птицы, но такого эрудита ещё поискать.
Тихий скрежет внизу двери означает, что нас соблаговолил посетить Чёрный Кот. Вообще-то, этой чести я удостаиваюсь каждый вечер, но, глядя на него, нельзя сказать иначе. Он держится особняком, сидит на шкафу и слушает. Но иногда Кот размякает, устраивается перед камином и зеленоглазо щурится на мечущееся пламя. Как только он появляется, мгновенно исчезают увязавшиеся за Домовым любопытные мыши.
Водяной, обленившийся, и потому живущий в старой, замшелой бочке недалеко от дома, приходит со звучным шлепком по двери. Вот, кстати, и он. Стоик, меланхолик и непререкаемый авторитет в океанологии. Не любит суши и сидит всю ночь в специальной ванне, выставленной на середину комнаты.
Ну, кажется, все в сборе. Можно ставить чайник. Чайник у меня огромный, с небольшое ведро. Мне его Домовой принёс. Откопал где-то на чердаке и притащил. В мою квартиру, вообще, все друзья тащат, что вздумается. Даже Замковое Привидение хранит в кладовке запасные кандалы. Пока я справлялся с чайником, Ворон разжёг камин. Он, похоже, сегодня в настроении, несмотря на погоду, и это хорошо – не придётся его развлекать. С камином у меня тоже целая история. Он был забит, и когда я совершенно случайно обнаружил нишу, там оказался Призрак дедушки Пихто. У него очень общительный характер, но дедушка всегда слишком стесняется, чтобы с кем-нибудь познакомиться. А так всё получилось наилучшим образом, и у меня появился ещё один друг и прекрасный гость…
Итак, все устроились на любимых местах. Можно начинать.
- Ну, если все в сборе, позвольте вечер семнадцатого марта считать открытым! – просто и величественно сказал Домовой.
- Тебе бы, Домушка, церемониймейстером работать.
- Вам бы, Лев Прокофьевич, ещё такое говорить! Вы же сами сколько лет в церемониймейстерах королевских состояли!
-  Да, да, - поглаживая призрачную бороду, начал вспоминать дедушка Пихто, только и ждавший этой фразы, - какие парады, какие балы…
- Это уже было,.. – проконстатировал со шкафа Чёрный Кот.
Дедушка немного обиделся и замолчал. Я дипломатично кашлянул и взялся за примирение моих разношёрстных гостей.
- Знаете, - задумчиво произнёс я, и падкий на свежие новости Батарейный гном навострил уши,  - тут вот на днях попалась мне одна газета… А в ней статья. А в статье, знаете ли, обстоятельно доказывается, что бестелесные формы существования, проще говоря, привидения, не могут носить ни кандалы, ни пушечные ядра, т.к. они бестелесны.
Шутки подобного рода считались в нашем кругу остроумными. Гости развеселились.
- Помню как-то раз, - начало вспоминать Замковое Привидение, - один чудак, лорд Честерфилд, кажется, пытался поймать меня за эти самые кандалы магнитом. Шутник был, ничего не скажешь. Ну, я посмеялось, разумеется, да и рассказало приятелям, так, в качестве забавного эпизода. А они вздумали на изобретателя этого взглянуть. Лорд бедный света не взвидел, как они к нему ночью все четырнадцать пришли. Ко мне-то он уже более менее попривык, а тут… Потом, как помер, не поленился, отыскал меня, познакомился.
- М-да, великие были имена, а сейчас… а, тьфу его в болото, - уныло заключил Водяной.
- Да Вы, Вольдемар Окуневич, когда в последний раз болото видели?!
- Не так уж и давно, между прочим! Каких-то лет сто назад!
- Не клеится что-то у нас разговор сегодня. Рассказать чего-нибудь, а?
- Расскажи, Домушка, расскажи.
- Ладно, - скромно сказал Домовой и качнулся в кресле,  - То, что едят вилкой и ножом, надеюсь, вы знаете, - он с укором посмотрел на слушателей, - а вот, не так давно случилось мне побывывать в Тридевятом Королевстве. И королём там Вася Кукушкин. Так вот, там едят руками! Но не просто пальцами. Перед едой на каждый палец надевают вилку, нож, ложку, ну, что нужно. А они махонькие такие, и зажимы на них специальные. И проводят там раз в год конкурс. – Домовой хихикнул. – Едят они. Как на пианине, пальцами так и шныряют…
- М-да, - сказал кто-то через минуту, когда стало понятно, что рассказ окончен.
Чайник закипел и вскоре по комнате поплыл лёгкий и вкусный аромат чая. Его мне приносил Призрак дедушки Пихто. Он говорил, что сберёг баночку со старых времён.
- Как интересно, - тихо сказало из угла Замковое Привидение, - Когда я смотрю на огонь, всё время вспоминаю Англию.
- По шабашам тоскуешь? – добродушно пошутил Домовой.
- Да нет, - всё так же задумчиво и будто бы даже печально ответило Замковое Привидение, - Что мне на старости лет о шабашах жалеть? Повеселилось и я в своё время. В среднем роде о себе говорить надоело…
 - Чего это ты? – робко спросил Домовой.
 - Да так, давние времена вспомнились…
- Это ничего, бывает. Карлуш, расскажи ты что ли чего-нибудь. Весёленькое.
- Кар-р? Весёленькое, говорите? Да стоит посмотреть на нашу компанию, и можно сразу начинать веселиться!
- Ну всё равно, хоть что-нибудь расскажи, а…
- Хорошо, - сказал Ворон, помолчав, - сегодня я вам расскажу сказку, прекрасную сказку…
Все удивлённо притихли, даже Водяной не плескался в своей ванне: никогда ещё Ворон так не разговаривал.
- Жило-было привидение. Жило оно в замке, в старом-престаром замке, где каждый камень – знакомый и друг, где время остановилось. Как море, бьётся оно в серые стены, но недвижно и угрюмо стоят стены, и время бессильно перед ними. Жил в замке ещё старый лорд, может быть, такой же старый, как и сам замок. Странный он был: разговаривал с камнями, любил мышей и попугаев. И ещё – он дружил с привидением. Вместе они частенько просиживали ненастные, тоскливые ночи у неяркого камина. Они часто разговаривали. О чём? Неведомо. Но и привидение, и лорд очень любили такие ночи и совсем не любили день.
Но лорд умер. Он умер, а привидение затосковало. Оно, вообще, было странным привидением. Иногда ему даже казалось, что у него бьётся сердце…
В замок приехали новые люди – наследники старого лорда. Они стали валить деревья, громко разговаривали, заложили камин. Привидение забилось в тайник и плакало. Да-да, оно умело плакать.
А потом оно увидело детей. И очень удивилось, ведь уже давно привидение не встречало таких маленьких человечков. И случилось чудо: привидение вышло из тайника и всю ночь бродило по замку, распевая романтические и лирические песни. А потом узнало, что дети очень боялись и не могли уснуть. Тогда оно стало прятаться и петь вполголоса. Так проходили недели. Привидению было стыдно. Ведь оно не могло печалиться о смерти лорда. Но скоро случилось новое чудо: привидение разучилось проходить сквозь стены… И ему иногда хотелось есть! И однажды привидение вошло в детскую. Дети испугались. «Дети, не надо, - беспомощно говорило привидение, - не надо плакать. Я доброе! Я вас люблю!» И дети успокоились. А потом начали смеяться над привидением. А оно-то так гордилось собой!
Но однажды тёмной дождливой ночью к привидению пришёл призрак старого лорда. «Ты счастлив?», - спросил он у привидения. «Да», - ответило оно. «Ты меня предал, и я не желаю, чтобы ты видел моих правнуков. Я изгоняю тебя из МОЕГО дома!» Призраки часто бывают завистливы…
Привидение исчезло в ту же ночь. И только в заложенном камине, никем не видимая, распустилась прекрасная роза, её аромат пробился через кладку и сладко волновал всех обитателей замка. Им снились прекрасные сны и проснулись они с улыбкой и никогда больше не вспомнили о привидении...
- Ох, страсти-то до чего доводят, - поохал Батарейный гном.
- А и пусть! – вдруг сказало Замковое Привидение. – Пусть доводят! Хуже не будет.
- Почему не будет? – растерялся Призрак дедушки Пихто, - Нам разве плохо вместе? Ведь, хорошо, а?
- Да, хорошо, - задумчиво сказало Замковое Привидение, - А когда ты последний раз солнце видел, а? Забыл? А когда ты живой был, а?! Ходишь в подполе, рухлядь ворошишь, с мышами разговариваешь! А я человеком было! Ясно?!
- Молчите! – подал голос из своего угла Ворон, - Нечисти не дело роптать. Не без вины виноватые. А ты, Сказочник, торопись!
- Куда? – я немного растерялся.
- Жить! Грань всегда ближе, чем дальше её сам отодвигаешь. Жизнь – это слишком мало, чтобы оправдаться! Помни! Будет хуже?.. Будет лучше?.. ТАМ… Не знаю. Жизнь одна. Помни! Отдавай долги, не будет шанса оправдаться. Знай! Жизнь – вспышка, счастливый случай, которого могло и не быть! Живя, помни, что живёшь, что есть те, кто уже не живёт, и те, кто не родился, чтобы родился ты. Помни! Я жалею, я страшно жалею, что не знал этого… А ты знай! И помни!
Замковое Привидение осело в кресле и замолчало.
- Слушайте! – вдруг сказал Чёрный Кот, - А давайте посадим сад. Там! – он махнул лапой в сторону голого склона.
- А что! Давайте! Только яблоневый! – неожиданно возразило Замковое Привидение.
- Почему это яблоневый?
- Они… цветут красиво, только я давно их не видело…
- Нет, вишнёвый!
- Яблоневый!
- Тихо! – негромко и авторитетно пресёк споры Водяной, - какая у кого душа, то из него и вырастет… Пойдём.
- Сказочник, у тебя есть лопата?
- Пошли…
Все высыпали в коридор. Только Ворон остался в пустой комнате.
- Подождите, - вдруг хмуро бросил Домовой и сильно постучал в дверь квартиры №4.
- Чего надо? – гнусаво отозвались оттуда.
- Выходи!
- Не!
- Выходи, свинья очкастая!
Дверь чуть помедлила и… открылась, потянув за собой многолетний кокон паутины. На порог вышел мрачный и облезлый чёрт в очках.
- Чего надо? – спросил он негромко.
- Сад садить! – выпалил Батарейный гном из-за плеча Домового.
- Без меня обойдётесь! – буркнул чёрт и повернулся к нам спиной, собираясь уходить.
-  Стой! – взревел Водяной, хватая чёрта за хвост, - Пошли!
Как чёрт не упирался, его вытащили из квартиры  и приволокли на первый этаж. Тут он зацепился за дверной косяк и заверещал, как резанный. Из квартиры №1 сунулся было чей-то негодующий нос, но тут же дверь захлопнулась с такой силой, что чёрт от неожиданности ослабил хватку, и его выпихнули на улицу. Шёл мокрый снег, и дул ветер. Чёрт вырвался и уверенным шагом пошёл на склон.
Я работал до утра. И когда взошло солнце, прислушался к тишине пробуждающегося мира. Да, тишине, ведь ветер утих.

Эпилог
Я вот уже два года, как переехал. Теперь живу в многоэтажном доме на девятом этаже. Место хорошее, красивый вид, только всё время дует ветер, прямо свистит, и потому ничего, кроме него, не слышно. А жаль…
Наш старый дом совсем развалился. Сначала обвалились химеры на углах, а потом уже стены. Оба склона ущелья теперь зелёные. Такой сад нужно ещё поискать. Жаль никто не видит – люди всё так же побаиваются ходить в ущелье. А сад всё так же расцветает калейдоскопом красок в ночь с семнадцатого на восемнадцатое марта. Весь расцветает. И вишня, и яблоня, и персик. И что странно: одновременно появляются и плоды. Восемнадцатого сентября. А девятнадцатого уже ни одного нет. Только суеверные бабки рассказывают, что ночью в ущелье раздаются голоса и добродушный смех…
Ворон прилетал ко мне, пока я жил в старом доме. Но он стал совсем дряхлым, ничего не рассказывал и только тихо вздыхал в своём углу. А потом он исчез совсем. Последний раз я его видел в саду, на яблоне. Ну вот и всё. Да! Ещё я забыл сказать, что в саду выросла роза. Снежно-белая роза. Прямо под яблоней.

1995 г.