Танк

Иван Фактолюбов
    Я много читал о войне, встречались серьезные произведения и чепуха, рассказы о героях и предателях, художественные вымыслы и документы, многое из прочитанного не оставило равнодушным, многое произвело неизгладимое впечатление, что-то запомнилось, что-то забылось, что-то оставило в душе ощущение присущее именно этому произведению. Крепко засел в душе один маленький эпизод, описанный в книге Исаева А.В. «Иной 1941. От границы до Ленинграда». Это не вымысел, и данное событие нашло отображение в немецких документах.
    24.06.1941г. Прибалтика, Расейняй. Советский танк КВ вышел  на  линию  снабжения  группы  Рауса и остался стоять посреди дороги, нарушив тем самым передвижение по ней.  Справа  и  слева  от  дороги  были заболоченные  участки, и советский  танк было  не обойти. Танк не мог двигаться из-за поломки двигателя, но немцы об этом еще не знали. Заказав поддержку авиации в 19-00, немцы приступили к ликвидации помехи снабжения своими силами. Подтащив незаметно к танку две 50-мм  пушки ПАК-З8, на дистанцию всего 200м, они начали обстрел танка. Эта попытка оказалась безрезультатной, т.к. ни один из  снарядов, попавших  в танк, не смог пробить его броню. Советские танкисты ответным огнем согнали обе противотанковые пушки с их позиций, убив двух и  ранив одного  члена расчета. КВ все время находился под обстрелом артиллерии, но попадания в танк не давали результата. В 20-00 приходит отказ в авиационной поддержке. В это же время в 6-ю танковую дивизию прибывает батарея 88-мм зениток, которую было решено отпра­вить для стабилизации положения группы Рауса. “Одно  из  прибывших  орудий  начали  осторожно подтаскивать  к одиноко стоящему  советскому танку с юга. Дым  от горящих на дороге грузовиков  мешал  танкистам  целиться.  Он  был  в какой-то мере при­крытием,  давая  зенитке  возможность  приблизиться  незамеченной. 5-тонное орудие  осторожно катили на руках.  Наконец, была выбрана позиция на  опушке  леса, примерно  в 500 м  от  танка. Артиллеристы  начали  лихорадочно  готовить  ее к  выстрелу. Когда  казалось, что  подготовка  орудия  завершена,  танк  резко  повернул  башню  и  выстрелил  первым. Зенитка  свалилась  в канаву, несколько  солдат  оказалось  убито, другие  были  вынуждены  отступить. Возобновление  наступления  боевой группы  Рауса  на следующий день оказывается под вопросом. Образовалась длинная колонна санитарных машин с  ранеными, горючее и боеприпасы тоже невозможно было  доставить. Все это требовало немедленного устранения препятствия.”- Исаев А.В.
    C наступлением темноты была отправлена группа подрывников взорвать танк. Однако и эта дерзкая  операция  не  увенчалась  успехом. 25.06.1941 была возобновлена попытка уничтожения  одиночного КВ,  перекрывавшего  дорогу. Для  отвлечения  внимания  советских  танкистов  была  предпринята  демонстративная атака на него 35(t) (танки чешского производства)  танкового полка.  Одновременно  с другого направления  были подтащены  зенитки. В этот раз танк вместе с экипажем был уничтожен, героизм советских танкистов поразил даже немцев, которые похоронили экипаж КВ со всеми воинскими  почестями.
    Советские танкисты сутки вели бой с превосходящими силами противника. Какие чувства испытывали эти люди, что они пережили, какие физические и психологические нагрузки они выдержали? - я могу только предполагать, т.к. в ситуациях даже отдаленно напоминающих ту в которой они оказались, я не был. Они могли бы сдаться на милость врагу, но они сделали сознательный выбор в пользу борьбы и неминуемой и скорой смерти. Они знали за что они воюют и что защищают, они приняли единственно правильное на их взгляд решение. Эти люди – настоящие герои, герои которые дорого продали свои жизни и с честью выполнили свой долг перед Родиной. Мне неизвестно сколько их было, неизвестны ни их фамилии, ни возраст, ни семейное положение, неизвестно ничего. Не внеси они сумятицу и не создай серьезную помеху немецким захватчикам – не узнал бы никто из нас об их подвиге, как не знаем мы о подвиге тысяч других неизвестных героев. Я часто ставлю себя на их место и думаю, а смог бы я поступить также как герои-танкисты? Смог бы пойти на верную смерть и пройти этот путь до конца, зная к тому же, что никто и никогда не узнает ни о моем подвиге, ни даже о месте моей смерти?  Смог бы?
    Я уважаю людей, поступающих таким образом, людей сильных духом, я завидую их железной воле и силе убеждений. Я даже завидую их смерти - смерти ради будущего своей страны и будущих поколений. Их жизнь прошла не зря, а во имя. Умереть в праведном бою не каждому суждено, особенно в наше время – время главенства пораженческих настроений и действий, время попрания ценностей предыдущих поколений, время сдачи врагу своей страны и ее интересов, предательства всего того, за что отдали свои жизни советские танкисты. Сейчас жизнь изменилась и в основном из жизни уходят неосознанно, вполне обыденными стали смерти  по пьяной лавочке на морозе под забором, или от ножа, полученного в живот от собутыльника, или более массовые смерти – от последствий связанных с употреблением алкоголя и табака. Глядя на все это, я продолжаю спрашивать себя – А смог бы я?