Иди в Русь опять, и буди благословленье от Святыя

Виталий Топчий
Киево-Печерской лавре, «патриарху» всех православных обителей Святой Руси, исполнилось 960 лет. Зачинателем её по праву считается Антоний Печерский (983-1073), родоначальник аскетического монашества на Руси. А уже его ученик Феодосий существенно развил и продолжил иноческую традицию, заимствовав для монашеской братии строгий устав греческого Студийского монастыря, положив, таким образом, начало монастырскому общежитию. Когда Антоний и Феодосий скончались, Церковь прославила праведников, причислив в чине преподобных к лику святых.

Святыми святоотеческая традиция чтит людей, добровольно посвятивших всю свою жизнь бескорыстному служению Богу. Они являются укором грешному миру, погрязшему в стяжании, злобе и зависти, указывая, что жизнь человека наполнена высшим смыслом, стоит только приблизиться к Нему и проникнуться Божественным Откровением. Ведь сказал же Христос: «Имеющий уши, да услышит, имеющий очи, да увидит».

«Святость – это состояние, переживаемое верующим. Человек, именуемый «святым», посвящен Богу, несет на себе печать иного мира. В христианском сознании святые – это не просто «добрые», «праведные», «благочестивые» люди, а те, кто были причастны запредельной Реальности. Им во всей полноте присущи черты конкретного человека, вписанного в определенную эпоху. И в то же время они возвышаются над ней, указывая путь в будущее» (А. Мень, из предисловия к книге Г.П. Фёдорова «Святые Древней Руси»).

Антоний Печерский заложил основы русской святости, стал предтечей складывающихся совершенно новых морально-этических норм в государстве, которое к тому времени сравнительно недавно приняло христианство.

Краеугольным камнем новой морали, пришедшей на смену язычеству, стала непогрешимая всепоглощающая любовь к Богу, воплощённому в трёх ипостасях Святой Троицы; почитание власти, ибо любая власть от Бога; полное покорности и смирения служение людям, а значит – своему Отечеству. Собственно, с поправкой на время и политическое устройство России эта теза и сегодня является актуальной. Великая Россия зарождалась в тесном союзе церкви и власти.

Антоний родился в небольшом княжеском городке Любеч, находящемся на Днепре (в настоящее время посёлок городского типа Черниговской области Украины). Считается, что мать великого киевского князя Владимира  Малуша тоже была родом из Любеча. А её родной брат Добрыня Никитич, герой русских былин, был воеводой у князя, крестил «огнём и мечом» киевлян, новгородцев, а также и своих земляков.

О значимости Любеча на Руси говорит неоднократное упоминание его в «Повести временных лет». «В лето 882 выступил в поход Олег с маленьким Игорем, приплыл в место Любеч и посадил там своих мужей». По договору Олега Вещего с Византией, датируемому 907 годом, греки обязывались платить дань Киеву, Чернигову, Любечу… А в 1097 году в крепости на Днепре состоялся знаменитый княжеский съезд, закрепивший феодальную раздробленность Руси: «каждый да держит отчину свою».

Такое пристальное внимание летописца к небольшому местечку на гористом берегу широководного Славутича связано с тем, что оно играло заметную роль в экономической жизни Древнерусского государства: являлось важным дозором на главном торговом пути по Днепру из «варяг в греки».

Когда Антипа (так назвали новорождённого) появился на свет, на Руси ещё поклонялись кумирам. Но вот ему исполнилось пять лет, и в жизни государства произошло судьбоносное событие, в корне изменившее мировоззрение и культуру восточных славян, определившее их судьбу на все последующие столетия. Русь при великом киевском князе Владимире приняла христианство (988). И пусть на Руси кондовой, укрытой непроходимыми лесами, за бесчисленными реками и озёрами христианская мораль тяжело торила свой путь, в лице простого любечского мальчика она нашла своего истинного приверженца. Ведь сказал же Христос притчею своим ученикам, что зерно, упавшее в благодатную почву, принесёт добрый плод. И Слово Божье, посеянное первыми проповедниками христианства в русской земле, услышал мальчик Антипа. Божественная благодать оросила его сердце и проросла хорошими всходами.

Отрок твёрдо уверовал в Единого Бога и, чтобы достичь совершенства в общении с Ним, искал уединения. Для этого выкопал на склоне горы пещеру, где прилежно молился (в Любече и сегодня можно увидеть эту пещеру, а также вырытый им колодец). А когда прослышал о Святой Горе Афон, оставил семью и отправился в далёкое странствие, чтобы в уделе Божьей Матери, отрешившись от мирской суеты, безраздельно служить Вседержителю. На Афоне он прошёл путь от послушника до монаха, принял схиму и стал схимонахом Антонием, давшим строгий обет отшельничества. И святогорские старцы, видя его усердную веру, благословили вернуться на Русь: «Иди в Русь опять, и буди благословленье от Святыя Горы… яко от тебе мнози черньци быти имуть».

Но недолго он проповедовал свет евангельского учения на Руси. Сложные перипетии борьбы за власть, развернувшиеся между сыновьями умершего князя Владимира (+1015), заставили вернуться на Афон. В трагическом противостоянии Святополк Окаянный (свершил «Каинов грех»: преступно умертвил своих братьев Бориса и Глеба, позже канонизированных Церковью и ставших первыми русскими святыми) потерпел поражение и бесславно бежал. Великим киевским князем стал Ярослав Мудрый, при котором Русь достигла расцвета своего могущества, стала «слышамой и знаемой во все концы света». Вот тогда Антоний вторично возвращается с Афона на родину. Именно в этот период его неустанными молитвами и аскезой благодатная лоза монашества пустила глубокие корни в русской земле.

Придя в Киев, он долго искал подходящее место для обитания (монастыри на Руси уже существовали, но не отвечали строгому духу афонского монашества), пока не нашёл пещеру, выкопанную близ княжеского сельца Берестовое священником местной церкви Иларионом, будущим первым русским митрополитом, поставленным на митрополичью кафедру Ярославом Мудрым. Иларион был выдающимся проповедником и литератором, до нашего времени дошло его яркое «Слово о законе и благодати», впервые произнесённое в Софийском соборе.

Прослышав о праведном молитвеннике Антонии, стал стекаться к нему народ, почитая и прославляя монаха-затворника. Некоторые оставались рядом, став его учениками. Так строгими постами и усердными молитвами было положено начало Киево-Печерскому монастырю (Дальним пещерам), сыгравшему исключительную роль в духовной жизни Руси, России и Украины. И только в конце XVI века, претерпев за прошедшие столетия лишения и нужды, не раз приходя в упадок, но неизменно возрождаясь, расстраиваясь, Печерский монастырь стал лаврой.

Одним из первых пришёл к Антонию иерей Никон, и старец, видя в нём своего ревностного последователя, поручил ему постригать в монахи других. Среди обращённых был Феодосий, будущий настоятель Киево-Печерского монастыря. А когда учеников стало двенадцать (невольно напрашивается параллель с двенадцатью учениками Христа), жить в пещере стало тесно. И Антоний, благословив учеников, поставив игуменом молодого боярского отпрыска Варлаама, удалился на соседнюю гору, где ископал для себя новый скит. Но и здесь он недолго оставался в одиночестве  -  так возникли Ближние пещеры Киево-Печерского монастыря. А когда и эта подземная обитель уже не вмещала всех монашествующих, с дозволения князя Изяслава иноки заселили вершину горы (теперь это Верхняя лавра). Антоний же остался в пещере, потому что, по словам Нестора-летописца, привык жить в безмолвном уединении, не терпя шума и беспокойства.

Отношения Антония Печерского с «сильными мира сего» были довольно сложными. Это видно на примере великого киевского князя Изяслава Ярославича, прогневавшегося на старца при известии, что его приближённые Варлаам и Ефрем стали монахами. Но ещё большую ярость князя навлёк Антоний, когда поддержал освобождённого восставшими киевлянами из поруба (тюрьмы) полоцкого князя Всеслава. Изяславу пришлось бежать к родственникам своей жены Гертруды в Польшу, но через семь месяцев он вернулся в Киев с наёмниками и стал жестоко расправляться со своими недругами. И Антоний при содействии черниговского князя Святослава, брата Изяслава, тайно, ночью, ушёл в Чернигов.

И вот здесь открывается ещё одна яркая страница жизни находящегося уже на склоне своих лет старца. Привыкший к аскетическому образу жизни, он отказался от кельи в черниговском Елецком монастыре, облюбовав крутую Болдину гору на берегу Десны. И поселился в древней пещере, возле которой в языческие времена находилось капище, посвящённое Перуну. Киевская история повторилась, опять к знаменитому своей благочестивой жизнью старцу стал стекаться народ и селиться возле него. Так, благодаря неустанному молитвенному труду Антония и покровительству князя Святослава, был основан подземный Богородичный монастырь в Чернигове (1069).

Собственно, в этой истории можно усмотреть дух соперничества, существующий между двумя наиболее значимыми городами Руси. В «матери городов русских» неустанными заботами Антония и его сподвижников встал Печерский монастырь. Необходимо было создать пещерную обитель и в Чернигове, втором по значимости русском городе. Свой честолюбивый замысел князь Святослав Черниговский осуществил. А через четыре года, изгнав князя Изяслава, стал великим киевским князем (1073). И преподобный Антоний возвращается в Киев, успевает незадолго до своей кончины выбрать место и благословить постройку собора Успения Пресвятой Богородицы. Средства на его строительства выделил князь Святослав Черниговский.

Возводили «Великую церковь» греческие мастера, разметив размеры собора золотым поясом. Этот пояс подарил Антонию варяг Шимон в благодарность за предсказание, что чудесно избежит смерти во время разгромной для русичей битвы с половцами на реке Альте (1068). Умельцы из Царьграда заложили в основание собора привезённые с собой частицы мощей святых мучеников за веру Христову (Акакия, Арефы, Артемия, Иакова, Леонтия, Полиевкта, Феодора).

Собор строился пятнадцать лет и предстал во всём своём великолепии: с золотым крестом на позолоченном куполе; интерьер украшали в дорогих окладах иконы, разноцветная мозаика и красочный пол. Освящённый в 1089 году, он стал усыпальницей киевских князей, но первым похоронили в нём варяга Шимона. За долгие века Великая церковь, ставшая главной в красочном ожерелье храмов Киево-Печерского монастыря, неоднократно разрушалась. В годы Великой Отечественной войны собор взорвали фашисты, и многие годы стоял он в развалинах. Но уже в суверенной Украине его восстановили в более поздних средневековых формах.

К сожалению, житие Антония, написанное после его смерти, время не пощадило. Сведения о его жизни и подвижничестве можно почерпнуть из рассказа Нестора-летописца в «Повести временных лет», отрывочные, часто легендарные пересказы сохранились в составе более поздних летописей. В этом нет ничего удивительного, жизнь великих людей всегда обрастает легендами после их ухода из жизни. Так сталось и с преподобным Антонием Печерским. Одна из легенд повествует, что после его смерти своды пещеры обрушились и скрыли тело, которое так и не смогли найти. По другому пересказу мощи Антония покоились в Ближних пещерах до монголо-татарского нашествия и были доступны для поклонения. Неизвестна теперь и дата канонизации Антония. Привередливая история окутала её тайной.

Но днями его прославления стали 10/23 июля, 2/15 сентября (вместе с преподобным Феодосием Печерским) и 28 сентября (11 октября) – в день Собора преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах.