Пленительный образ Лопухиной

Галина Магницкая
ПОРТРЕТ

При упоминании имени В.Л.Боровиковского перед моим внутренним взором непременно возникает запечатленный его волшебной кистью портрет М.И.Лопухиной. Убеждена, что это один из самых пленительных женских образов, созданных в XVIII веке. Не перестаю им любоваться и удивляться одновременно. Вначале поражает ощущение простоты и доступности восприятия сюжета картины. На полотне нет ничего лишнего, отвлекающего своей замысловатостью. Перед нами молодая девушка, далеко не во всем отвечающая классическим канонам красоты, изображенная на фоне пейзажа. Однако насколько поражают пронзительная искренность и неуловимое обаяние восемнадцатилетней Марии.

Предоставим слово искусствоведу. Так, Т.В. Алексеева считает, что «Портрет чарует гармонией линий и форм взаимосвязанностью всех элементов художественности, внутренней подчиненностью каждой детали общему замыслу. Поворот головы и сомкнутая рука образуют линию, находящую себе продолжение в линии нависающих сверху ветвей дерева. Наклону торса вторят стволы берез на заднем плане. Освещенное лицо и фигура перекликаются своей мягкой белизной с воздушными светлыми тонами неба, а пушистые волосы и лиловатая шаль с их приглушенными оттенками сопоставлены с теплой тональностью зелени и, поглощаемые полутенью, незаметно сливаются с фоном».

Текст написан лаконично и профессионально, но не чувствуется в нем присущей полотну нежности и некой чарующей таинственности. Всмотритесь в выражение лица Лопухиной. На нем соседствуют улыбка и задумчивость. Взгляд ее из полуопущенных век поражает мечтательностью и печалью. Можно сказать – лицо контрастов. Очевидно, роскошь завитков ее волос вполне естественна и  является родовой чертой Толстых. Именно с таким типом шевелюры  изображался на портретах и брат Лопухиной Федор Иванович. Одета Мария в соответствие со своим временем: просторное белое платье с прямыми складками прихваченное голубым поясом. На плечи небрежно наброшена кашемировая шаль. Из украшений – золотой браслет, змейкой обвивающий запястье. Изображена она на фоне пейзажа, во многом еще условного и декоративного. Однако приглядитесь, присутствуют в нем уже типичные приметы русской природы  в виде колосьев  ржи  с вклинившимися яркими головками васильков и белых стволов березок на заднем плане. Все взаимосвязано. Васильки по цветовой гамме перекликаются с поясом, а узор браслета напоминает колосья ржи. Стоит Мария Ивановна в непринужденной позе, опираясь на консоль. Следовательно, портрет мог писаться в парке. Почему же сразу за ее спиной колосится рожь? Аллегория… Понять ее зачастую сложно, если сам художник или близкие к нему современники не оставили должного объяснения. Перед нами часть истинно русского пейзажа. Что хотел подчеркнуть этой деталью автор? Русскую душу Лопухиной? А лежащие подле розы? Так и хочется сказать, что роза есть сама Мария Ивановна, как прекрасный садовый  цветок, выросшая на лоне русской природы. Но это лишь мое предположение.


СУДЬБА

По происхождению Мария Ивановна принадлежала к древнему графскому роду. Отец, Иван Андреевич Толстой служил по военному ведомству. Одно время был предводителем Кологривского дворянства. Мать, Анна Федоровна происходила из рода Майковых. Семья была большая. Кроме Марии еще четыре дочери – Вера, Анна, Александра, Екатерина и два сына - Федор и Петр. Две сестры – Вера и Екатерина окончили Смольный институт. Самым же знаменитым стал Федор Иванович Толстой, получивший  прозвище «Американец». Известен он своими дуэлями и приключениями. Интереснейшая личность. Достаточно сказать, что А.С.Грибоедов увековечил его образ в комедии «Горе от ума» следующими словами:

Но голова у нас, какой в России нету,
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был,
Вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.

Жизнь Лопухиной оказалась слишком короткой. Судьба отпустила ей  всего чуть более двадцати лет. Установлено, что Мария Ивановна в возрасте 18 лет (по другим источникам в 22 года)  вышла замуж за егермейстера и действительного камергера при дворе Павла I - Степана Авраамовича Лопухина. Именно в это время по заказу мужа, в связи со свадьбой и был написан ее знаменитый портрет. По немногим дошедшим до наших дней воспоминаниям современников бытует мнение, что она  не обрела счастья в браке, который, скорее всего, был заключен по воле родителей. Муж оказался старше Марии всего на десять лет, но никакими примечательными чертами характера и талантами не обладал. Через три года молодая жена скончалась от чахотки. Детей в семье не было. Чахотка. Коварное заболевание. Обычно начинается исподволь, когда заболевший человек и не подозревает о своем недуге. Насторожил меня легких румянец на щеках юной Марии. Обратили ли Вы на него внимание? Невольно возникла мысль – возможно к моменту замужества уже было известно о ее заболевании? Почему вину за неудавшийся брак переложили на мужа, определив его как заурядного человека? Думается, что причиной безрадостной жизни вполне могла быть болезнь юной Марии.

В Википедии по поводу судьбы и портрета Лопухиной приводятся следующие сведения, скорее салонные пересуды: «Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье...».

Супруг похоронил молодую жену в родовой усыпальнице Лопухиных в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Через несколько лет умер сам, обретя вечный покой  рядом с супругой.

Вновь вернемся к портрету. Им восхищались не только современники художника. С годами притягательность образа Лопухиной не истаяла, а наоборот продолжала пленять сердца зрителей последующих поколений.
Портрет долгое время был частной собственностью родственников и считался семейной реликвией. Хранился он в доме племянницы Марии Ивановны, ставшей женой московского губернатора Перфильева. Почти через сто лет, в 1885 году именно там его увидел поэт Яков Петрович Полонский. Сам он был неплохим рисовальщиком, любил живопись, а главное понимал ее. Покоренный поэтическим и одновременно живописным очарованием юной девушки, написал довольно широко известное ныне стихотворение:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать

Несколько позднее, уже в конце 1880-х годов портрет Лопухиной в том же  доме В.Ф.Перфильевой произвел большое впечатление на Павла Михайловича Третьякова, благодаря чему картина попала в собрание Третьяковской галереи. Там она обретает и ныне.


Иллюстрация. В.Л. Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797. Холст, масло. ГТГ.