Апрельским днем

Людмила Солма
Представьте себе:

Утро. Апрельски-солнечное. На дворе 1974 год. Обычное целиноградское утро. Как ни как, а второй месяц весны! Оттого и снеготаяние на исходе. Гомон ошалелых, от долгожданного весеннего тепла, воробьев - возле луж и ручейков. По просьбе В.К. - Завкафедрой биохимии ЦГМИ - ехала я куда-то на окраину, в удаленную от городского центра, больницу. Подумаешь, какое дело – отдала пакет с бумагами в приемную главврача и после свободна на целый день "гуляй не хочу". Это ли не счастье?! Ведь только-только, десять дней назад мне исполнилось уже 18-ть. Весна. Любовь. Мечты. Кому это незнакомо… А день обещал быть ярким и радостным. И мысленно уже раздумывалось, куда пойти и с кем встретиться. Ну, кто же такого не помнит… в свои-то безоблачные 18-то лет?!

Секретарь главврача больницы, просмотрев документы, попросила о любезности занести их по прямому назначению – в детское отделение этой же больницы. Ну, детское – так детское. Пару шагов, совсем ведь рядышком, в небольшом деревянном строении. Только подойдя к двери, с удивлением прочла, что это Детское психоневрологическое отделение. Название для меня, в общем-то, ничего не говорящее. Открываю дверь. И сходу отдаю пакет, проходящей мимо женщине-врачу. И уже хватаюсь за дверную ручку, как вдруг та - просит меня, тихим голосом, задержаться.
-У наших детишек сегодня утренник, сами понимаете – день рождения Ленина.

(Ах, да! Сегодня же 22 апреля. Нечаянно забылось, что в школах и детских садах в этот день - обязательные праздничные концерты…)   

-У наших деток тоже должен быть праздник. Только к ним никто не ходит. Ну, что они видят изо дня в день – только белые халаты нянечек да медсестер, да и то - раз два и обчелся. А вы – лицо новое для  них, будут очень рады. Вам же ничего не стоит немногим задержаться. А если что и спросят на месте, так скажите – задержались в отделении, врач был на обходе или конференции, ну и тд. и тп., что обычно говорится в таком случае. И не надевайте, пожалуйста, халата – пусть они видят вас в обычном платье, как есть.

В комнате - два ряда стульев. Медперсонал уже в ожидании. А прямо перед ними – стайка ребятишек, младшего школьного возраста. УО. До этого я думала – это обиходно-бытовое, ругательное, словосочетание. Оказалось диагноз. Меня усадили в первый ряд, как раз посередине. Дети смотрят прямо, серьезно, без особенных эмоций. Но, это еще бы ничего. Как только заиграла аккомпаниаторша - тоже, кстати, в белом халате… они безликими и нестройными голосами, растягивая слова, запели:
-За детство счастливое наше спасибо, родная страна…

И слева и справа – от меня – захлюпало на разные всхлипы.
Дети пели. А у меня на голове, почти что буквально, зашевелились волосы…

Я это ощущение и ныне вспоминаю "кожей", время от времени.
Как подходит эта самая дата.
В день 22 апреля.

Не помню, как и высидела все это. Как ехала домой. Что было вокруг? Наверное, все так же бурно и весело журчали ручьи, таял снег. Все так же сияло апрельски яркое солнышко. И воробьиные стайки, наверное, точно так же перелетая с места на место - базарили вокруг. Но, я помню только те слова и эти нестройные, безликие, голоса маленьких певцов, отделения детской психиатрии. Вряд ли они сами сознавали реальность контрастов их тогдашнего "счастливого детства". Как мне сказали тогда же, многие из них были после курсового лечения аминазином. Иного, в тогдашней советской медицине, щадяще корректирующего психику - возможно, почти не имелось или не практиковалось. Не знаю подробностей "за" и "против" такого метода лечения, но отчего-то эти старые воспоминания о той песне - с её словами "За детство счастливое наше спасибо, родная страна…", всплывающими невольно в моей памяти - по случаю и без, до сих пор не отпускают меня. Возможно, именно с этого-то апрельского дня я и повзрослела окончательно, как и навсегда рассталась с безмятежностью сказочных иллюзий своего счастливого детства - теми самыми, что называют "розовыми очками", когда ничего кроме себя и своих представлений не видишь и не знаешь. Просто приоткрылась дверь в некую, неизвестную мне ранее, житейскую реальность. И я научилась искренности - сострадать...
2004г.

© Copyright: Людмила Солма, 2004-2011





*) ПРИМЕЧАНИЕ в дополнение:
Врачем я так и не стала - хоть мечтала о том всю свою жизнь с детских лет, быть медиком - как мой любимый дед. Да, той весной я была всего лишь абитуриетом и готовилась к поступлению в ЦГМИ, но внезапно умер мой дедушка и мне пришлось уехать из того города - к папе, навсегда. Здесь и живу с тех пор. А на новом месте, как это часто бывает, началась и новая моя жизнь - и стала я плановиком-экономистом, и всю жизнь проработала с цифрами, как когда-то и моя бабушка... но, домашним врачевателем мне частенько приходилось бывать - правда, для моих близких - а кому такого не случается время от времени, по жизни...

А здесь можно прослушать этот песенный шедевр, который был написан в памятно-сталинском 1937г.
И частенько певался и в наши, советские 60-70-е года: http://sovmusic.ru/download.php?fname=school