От фермы к началу монастыской жизни

Маргарита Школьниксон-Смишко
Здоровье - наивысшее богатство,
Удовлетворённость - чудеснейший клад,
Уверенность -лучший друг,
Ниббана - наивысшее счастье.

Дхаммапада, 204

На нашей ферме был маленький молочный домик под большим деревом, поэтому там было всегда прохладно. Раньше владельцы фермы держали там бидоны с молоком, пока их не забирали. Мы устроили там наш храм - храм всех религий, потому что мы ещё не решили, какой мы хотим следовать.
Из наших путешествий мы привезли сувениры, они нашли там себе место: индийские боги, статуи Будды, религиозные поделки аборигенов. Также там расположились археологические находки и еврейские предметы культа, лампы и подсвечники.
Наша ферма называлась "Шалом" - это было приветствие Израилю и означает "мир". Она должна была действительно быть местом мира. В молочном домике мы каждый день медитировали.
На ферме было ужасно много работы. Я всё время была занята: взрыхляла землю, выдёргивала сорняки, убирала камни.
Часто у меня возникал страх за нашу жизнь.
Самым тяжёлым событием в "Шалом" был лесной пожар, который однажды пришёл к нам из-за холма. Только тот, кому уже приходилось бороться с пожаром без воды, может себе представить страх и изнеможение, охватывающее попавших в беду.
Более ста соседей пришли к нам на помощь, чтобы спасти наш дом, наши деревья и наших зверей. Козы и лошади были заперты в доме, его охраняли добровольные пожарники. Деревья и луга  были спасены соседями с помощью лопат, мешков и богатого крестьянского опыта.
После 6 часов страха, неизвестности, изнеможения, дыма и неимоверной жары самое страшное было позади. Нам нужно было только ещё 2 дня "Стеречь огонь", потому что при австралийской жаре горячее дерево легко воспламеняется.
ПОгода в Австралии очень экстремальная. Если дождь - то это обычно ливень. Каждый дождь переходит в ливень.
Как минимум один раз в год Квинланд посещает тайфун, который бывает такой сильный, что сносит крыши с домов. Наша крыша ни разу не была сорвана, но я наблюдала, как стволы больших деревьев, вырванных с корнем в окрестных горах, плыли через наш сад.
Эти штурмы вначале вызывали у меня панику. Постепенно я привыкла, но в начале я чувствовала себя совершенно беспомощной. Кроме того наша ферма стояла уединённо, ближайшие соседи находились от нас в километре.
И многие ядовитые змеи меня тоже очень беспокоили. Прошло порядочно времени, пока я смогла их акцептировать как часть жизни фермы.
Вспоминая прошлое, могу признаться, что я много раз испытывала страх. Но я всегда считала, что страх можно преодолеть только тогда, когда поступаешь ему вопреки. Иначе никогда не узнаешь своей силы, которая на духовном уровне безгранична.
Я научилась в себе находить чувство надёжности, всё равно, где я находилась.
В "Шаломе" у нас было два павлина, куры, семь коз, два скакуна, кошки, собаки и 25 пони.
Питались мы во всех отношениях здорово, как тогда рекомендовали книги. Не пили кофе и чёрный чай, не пользовались сахаром. Вместо него использовали мёд от наших пчёл. Чай заваривали из наших трав и высушенных листьев.
Молоко и масло получали от наших коз. Фрукты и овощи были из нашего сада, как и зерновые с наших полей.
И не смотря на это, я заработала пернициозную анемию. Сначала я не понимала, что со мной происходит. Чувствовала себя разбитой, усталой, так что сил не было даже подниматься по ступенькам лестницы.
Врач, к которому я в конце концов обратилась, сразу отметил мою бледность и поставил выше названный диагноз.  Он сказал, что болезнь неизличима и мне прийдётся до конца дней моей жизни делать уколы витамина Б12.
Эта перспектива мне не понравился, я не хотела становиться хронической пациенткой. По собственной инициативе я села на 3-ёх месячную виноградную диету. Три месяца много раз в день я пила сок чёрного винограда. (О диете я вычитала из книги.)
Диета подействовала: моя кровь пришла в норму и осталась таковой по сегодняшний день. Только три года тому назад, после раковой операции, на некоторое время анализ ухудшился, но я его вновь привела в порядок. До сих пор я продолжаю жить как можно более естественно и просто, не употребляя мясо, что для меня не представляет труда.
Однажды нас посетил буддийский монах. Его звали Пхра Кхантипало, и он был англичанином. Потому что Пхра негде было жить, мы его пригласили к себе в дом. Пока Герд с Пхра строили для него деревянный домик в лесу на нашем участке, Пхра жил в нашей комнате для гостей.
Он жил с нами, ел с нами ,и мы многое от него узнали.
Когда Пхра рассказывал об учении Будды, мне было всё понятно. Я чувствовала, что могу это практиковать.  Например, учение о пяти добродетельностях: не убивать живые существа, не воровать, не лгать, не ругаться грязными словами, не насиловать, не принимать наркотики и алкоголь.
Нужно практиковать противоположное: любящую доброту, щедрость, надёжность и верность, внимательность и хорошие речи.
Этим был показан спиритуальный путь, следуя которому , можно было достичь внутренную чистоту.
Я загорелась и стала организовывать курсы на нашей ферме, которые монах проводил для заинтересованных слушателей. Я приглашала к нам и других учителей.
Мы оба с Гердом учились у Пхра. Для меня было счастьем, наконец-то знать, куда я хочу. Это стало моей главной темой. Мне стало ясно, что наша здоровая естественная жизнь была подспорьем, но она не могла принести мне счастья и мира, по которым я тосковала.
Джеффу исполнилось 18 лет и он уехал в столицу - Брисбан, где поступил в университет.
Настал день, я полетела в Америку в Сан Франциско, в центр цен-буддизма.  От туда я перебралась в Тассахара - долину горы Кармель на западном побережье Калифорнии. Чудесное место с горячими источниками и большим горным озером. Там я оставалась 3 месяца, чтобы познакомиться с цен-буддизмом.
Чудесное время! Меня зачислили в сотрудницы, поэтому мне это ничего не стоило. Моя работа заключалась в поддержке чистоты бассейна. Я могла, сколько душе угодно, купаться в горячих источниках. Но учения Пхра Кхантипало мне там не доставало.
Цен-буддизм следует поучениям святых мастеров, которые жили столетия тому назад. Он пришёл в Китай и Японию в седьмом столетии и притерпел развитие, впитавшее в себя культуру этих стран. Тоже можно сказать о буддизме Тибета.
Тхеравана-буддизм, к которому я сегодня отношусь, следует начальному учению Будды, ему 2 500 лет.
Когда я вернулась в Австралию, я не заметила, что Герд был недоволен моим отсутствием. Мы опять были вместе, и у меня было много того, что могла ему рассказать. Герд этим очень интересовался. Я была уверена, что он приветствует мой путь. В то время мне  было неясно, что его интерес к буддизму не был таким глубокими, как мой.
Позже выяснилось, что моё отсутствие и новая самостоятельность воспринялась Гердом как предательство его идеала ведения биологического сельского хозяйства. Но этого я сначала не заметила.
Наша ферма, наш молочный домик и кути в лесу притягивали разных учителей. Они делали доклады, учили разным методам медитации.
Я полетела в Бирму. Тогда я могла там оставаться только 7 дней, дольше не разрешалось, нужно было заказывать новую визу. Я три раза туда летала и медитировала в одном медитативном центре. Руководил семинарами не монах, а финансовый министр Бирмы. В своё министерство он принимал на работу только тех, кто прошёл у него курс медитации. На сколько мне известно, министерство финансов при такой практике очень успешно работало.
Вернувшись из Бирмы, я на ферме долго не осталась. Начала организовывать семинары, сама на них уезжала. Наступил момент, когда мой учитель сказал, что я сама могу попробовать провести курс на нашей ферме. Мы там расширили гараж, в котором было место для многих участников медитации.
Я собиралась провести этот семинар в апреле. Герд написал приглашения и хотел сам в это время проводить с нашими гостями занятия йогой.
За 4 недели до этого я поехала на семинар по медитации на юг Австралии.
Когда я вернулась, на вокзале меня встретил сын. Я спросила:"А где папа?"
Он подал мне письмо.
Я не могла поверить своим глазам. Герд писал, что он решил меня оставить. Он писал, что думает, что я без него на моём новом пути лучше смогу развиваться.

Сегодня я знаю, что он был прав. Но тогда, тогда я была возмущена до глубины души.
Он ничего с собой не  взял, ушёл с рюкзаком. А я оказалась одна с огромной фермой: 25  лошадей, много разных машин, со всем нашим добром.
Может быть, жизнь на ферме стала для него слишком монотонной. Мы всё устроили и всё хорошо функционировало. Ничего не нужно было менять или добавлять. Может поэтому он потерял ко всему интерес. У него был и остался до сих пор дух пионера.
Мы прожили на ферме 14 лет.
Уже на вокзале с письмом в руках мне стало ясно, что одна я не смогу вести ферму. И это на деле быстро подтвердилось. Во-первых, мне было трудно обслуживать машины. Например, насос, который качал нам воду из пруда, я не смогла починить.
Я попробовала ферму продать. Но страна в это время переживала кризис, и у людей не было денег.
Сначала я продала лошадей. К счастью, мне это удалось. Но лошадей нужно было увезти, для этого погрузить в транспорт. Это тоже нужно уметь сделать. Теоретически я знала, как их загонять в прицепы, но практически это всегда делал Герд. Ничего удивительного поэтому в том не было, что один конь меня здорово лягнул.
Потом я продала все ценные вещи, продала за бесценок, потому что мне нужно было освободить дом. Что не удалось продать, выбросила.
В конце концов объявились люди, которые хотели жить на природе и готовы были купить ферму в кредит. Чтобы сделка состоялась, я по-договору должна была жить вместе с ними.       
Я уехала в Сидней в буддийский монастырь, где тогда уже жил Пхра Кхантипало. Там был домик для гостей. Каждые две недели я навещала ферму и приводила всё в порядок. Это было необходимо, потому что люди не справлялись с большим садом и огородом. Хотя они хотели жить на природе, но много работать не привыкли и не желали. Постепенно всё пришло в запустение, в том числе и наш чудесный сад роз.
Так продолжалось пол-года. Наконец, удалось ферму продать. Сделку нельзя было назвать выгодной, но люди и я получили немного денег, и у меня больше не было неприятных забот.
Я окончательно переехала в Сидней. Пхра Кхантипало хотел организовать лесной монастырь, а у меня оказались деньги (и от мамы, которая умерла годом раньше). Всё, что у меня было я отдала на монастырь Ват Будда Дхамма. После месяцев поисков мы с Пхра Кхантипало нашли подходящее место в одном национальном парке. 70 гектар леса - почти столько же как было на ферме "Шалом".
Пхра Кхантипало был аббатом, я отвечала за организацию, а курсы мы проводили оба. Постепенно было построено много зданий и замечательный медитационный центр. Для меня построили симпатичную кутис (хижину) на скале. Всё новые люди приходили в монастырь и хотели там познакомиться со спиритуальной жизнью. Возникали всё новые кутис. Средств для постройки было достаточно, мы все вносили свой вклад в строительство. Ват Будда Дхамма существует уже 20 лет.
Учение Будды с этого момента стало определять всю мою жизнь. Следуя ему, надо было подчиняться четырём вещам, коротко формулируя это:

Не допускать нездоровых мыслей.
Незацикливаться на нездоровой мысли, которой удалось тебя посетить.
Здоровой мысли, которая ещё не пришла на ум, поспособствовать, чтобы пришла.
Здоровую мысль, которая пришла в голову, развивать.

Избегать, преодолевать, получать и развивать - этто доступ к спиритуальной жизни.
Это значит, следить за собой, распознавать содержание своих мыслей. Если мысли отрицательные, что-то отклоняющие, наполненные ненавистью, недовольством, нежеланием, знаешь, что они тебе вредят и делают несчастн-ой (-ым). Посредством медитации учишься их замещать на противоположные мысли, тоесть на положительные, полные любви, помогающие мысли.
Конечно, невсегда возможно таким образом поменять мысли. Это непросто, этому нужно учиться. При этом важно делать маленькие промежуточные шаги. Отрицательное, которое уже проникло, нужно на столько отпустить, чтобы можно было думать о чём-нибудь приятном. Например, о поле с цветами или о любимой музыке. Или о человеке, которого любишь. Мысли тем самым концентрируются на то, что дух и чувства радует.
Когда это произойдёт, можно вернуться к первоначальным мыслям и попробовать их заменить. Например, мы кем-то были рассержаны. Теперь можно в этом человеке найти и что-то хорошее.
Мне было понятно, что это свойство необходимо, чтобы найти подход к учению Будды, чтобы спиритуально расти.  И тогда, когда я не знала учения, я чувствовала это интуитивно. Я понимала, что это ненормально, самой делать себя несчастной, чему мы слишком легко поддаёмся.
Тогда в Шанхае, после окончания войны, я всем сердцем старалась не думать о Германии со злобой, примириться с прошлым. Я чувствовала, что злобные мысли способны только отравить мою жизнь.
Многие люди сегодня думают:"Я  не долж-на (-ен) ничего в себе подавлять. Я всё долж-на (-ен) выпускать наружу, не сдерживаться. Эта идея сегодня в моде. Но дело не в подавлении, дело в избегании. Мы не должны всё в себя впускать. В нас есть хорошее и плохое. Только если мы разовьём хорошее, плохое однажды исчезнет.
Другая большая тема в буддизме - свойство умения отпустить.
Путь туда ведёт через пять ежедневных наблюдений:

Я подверже-на (-н) распаду, я не могу его избежать.
Я подверже-на (-н) болезням, я не могу их избежать.
Я подвласт-на (-ен) смерти, я не избегу смерти.
Всё, что моё и мне дорого, должно измениться и исчезнуть.
Я владелиц (-а) моей кармы, наследн-ик (-ца) моей кармы; делаю ли я плохую или хорошую карму, она мне достанется в наследство.

"Всё, что моё и мне принадлежит, должно измениться" - это особенно подходит в отношениях к нашим детям и партнёрам.
Мы хотим не только детей и партнёров удержать, но они и должны быть такими, как нам этого хочется. И ничего из этого не выходит.
Если мы хотим свободно жить и любить, нам нужно научиться отпускать. "Даже тело мне не принадлежит," - говорил Будда," как же другие люди могут быть моими?" Каждый делает свою карму.
Выше я хотела объяснить маленькую часть учения Будды, которая важна для меня и, как я знаю из моей деятельности, для очень многих людей.
Чистая любовь - это любовь, которая не удерживает и не сдерживает, а просто дарит. Ся с годами я этому всё больше училась.
В 1979 году я решила стать монахиней.
До этого я многое перепробовала и поняла, что внешний мир нельзя сделать счастливым. Во время наших путешетвий мне стало ясно, что покой и мир не имеют ничего общего с красотой места на земле или интересными переживаниями. Их можно найти только в собственном сердце.
Теперь я была готова посвятить себя высшему идеалу.