Экзамен

Владимир Капустин
      Сдача экзамена по дифференциальным уравнениям доценту Круглову была назначена на 9-00. Доцент, добрейшей души человек, двоек не ставил. И поэтому, сдача экзамена не предвещала ничего особенного. Студенты всей группой расположились в аудитории, разложили шпаргалки, шутили и ждали доцента. Круглов к началу экзамена не появился. Мы недоумевали. Минут через сорок в конце коридора замаячила его пошатывающаяся фигура. Когда он приблизился, мы увидели, что доцент весь в грязи, как будто его вываляли в луже, и вдрызг пьян. Зайдя в аудиторию Круглов, обычно кроткий преподаватель, громко рявкнул, чтоб все вышли и заходили по одному. Некоторые слабонервные девочки всплакнули, как, такой интеллигентный человек, мог так напиться.
     Встал вопрос: сдавать или не сдавать экзамен. Я, как староста группы, настоял на сдаче, при условии, что если он начнет ставить двойки, то мы сами прекратим экзамен. Группа была очень сильной и первыми пошли отличники. Взяв билеты, расселись по столам. Доцент хрюкнул и отключился. После подготовки решили первым в бой послать Сашу Гофмана.
     Саша подошел к преподавателю и громко объявил, что он готов. Круглов проснулся, взглянул на него красными глазами и молча, пригласил отвечать. Гофман, как всегда, отчеканил материал и, без дополнительных вопросов, получил пять в зачетку. У народа камень свалился с души.
     Вторым пошел я. Во время моего ответа доцент уснул. Закончив монотонную речь я, громким голосом, разбудил преподавателя. Обведя меня мутным, ничего не понимающим, взглядом доцент вдруг объявил мне, что ставит четыре. Я  не согласился. Круглов удивился моей наглости и задал еще пару вопросов. После ответов он резко сгреб к себе все мои черновики и, хитро прищурившись, сказал, что он со мной еще встретится. Я не понял – это угроза или что…. Он, сделал паузу, и сказал, что не сейчас, а лет через 20-ть. Я вообще ничего не понял. Он продолжил. Когда вы будете защищать докторскую диссертацию, я покажу Ваши листки и скажу, какую ерунду Вы несли на экзамене. Я понял. Он так шутит! Получив отлично, вышел из аудитории.
     Следующей, отвечала отличница - Лена Киселева. Но по коридору уже бежал секретарь парткома Кан со своим заместителем – оба преподаватели мехмата. Видно слух о Круглове докатился до парткома. Увидев, столь уважаемых людей, доцент приободрился. Гости сели рядом и стали слушать ответы студентки. Резко прервав Киселеву, Круглов обратился к Кану с вопросом: «Правильно она говорит?». «Правильно», ответил Кан. «Неправильно!», воскликнул преподаватель и, обратившись к Киселевой, сказал: «Продолжайте!».  Парторг опешил. Через некоторое время все повторилось. Только теперь обращение было к заму. Тот, уже неуверенно, прошептал: «Вроде правильно». «Неправильно!», воскликнул преподаватель и, обратившись к Киселевой, сказал: «Продолжайте!». Кан вскочил: «Погодите! Погодите!».
     Вдвоем они схватили Круглова под руки и потащили по коридору в туалет. Минут через тридцать троица вышла. Доцент, с мокрой головой и слегка почищенный, вернулся на экзамен. Зайдя в аудиторию, он спросил у студентов: «Вы знаете, кто здесь был? … Сам секретарь парткома! … А Вы знаете, что он сказал? … Он предложил прекратить экзамен!». Все понимающе закивали. Доцент с пафосом продолжил: «Из-за явной неподготовленности студентов!».
     Экзамен продолжался. Круглов не был пьян. Он был навеселе.  И двоек, как всегда, не ставил.

1973г.