Резвоногие и их хозяйка

Роман Асадуллаев
    Цели своего путешествия, деревни Голиково, где находится хозяйство "Старая мельница", я достиг около 12 часов дня. Лошадей я заметил издалека. В лучах полуденного солнца они казались золотыми! Никогда не думал, что игра света может так причудливо изменить обычную рыжую масть. Созерцая эту прекрасную картину, я порадовался сам себе – что не поленился встать рано-рано утром, ехать за 400км, превозмогая сон. А вот мельниц там нет – ни одной не видел. Интересно, чья причудливая фантазия изобрела это название? Наверное, «мельница» - это лихие резвые галопы и скачки, которые здесь устраивают по осени. Кто прошел через такую мельницу, тому уже ничего не страшно – если только такая аллегория.
    Пытаясь соотнести свое местоположение с фотографиями и указаниями сайта, проезжаю мимо пасущихся лошадей к одному из домов. Выхожу из машины. Горячий воздух сразу заключает меня в объятия. «Да, чувствуется, что здесь уже южнее, не средняя полоса России», - приходит мысль. Рядом пасется небольшая лошадка, наверное, жеребенок-годовичок. Так какие они, эти дончаки и буденновцы? Читал в умных книжках, что добронравностью они не отличаются. Осторожно подхожу. Дружелюбно протягиваю руки. Молодой конь любопытно и осторожно обнюхивает мои ладони. Позволяет погладить себя по шее. Рука моментально становится черной – натура, однако.
    Вижу, что от реки, по тропинке движутся всадницы в купальниках. Едут без седел – я застал конец купания лошадей. Впереди – Света, хозяйка усадьбы. Правда, я с ней как-то не познакомился сразу. Тем более, она была в темных очках. Ограничились взаимным приветствием, при этом Света сказала, что мой домик еще не убран, но она все сделает чуть позже, когда закончит с лошадьми. Они проехали дальше – туда, где предстояло привязать лошадей.
    Правда, с одной дамой я поговорил более подробно. Это оказалась Катя, личность в Старой мельнице довольно известная. Она показала, где столовая, где можно искупаться в ожидании размещения, немного сориентировала среди многочисленных домиков, разбросанных на некотором отдалении друг от друга.
    С купания я и решил начать. Взял в машине купальные принадлежности и спустился вниз, к реке. Я бы сказал, к речушке. Она мне не особенно понравилась. Речушка она и есть речушка. Под странноватым для реки названием Быстрая сосна. Я подумал: «Не Волга!». Тем более, в тот день по ней плыл то ли какой-то пух, то ли пепел, то ли останки бабочек-однодневок. Впрочем, я, привычный к любым водоемам, все же искупался. Освежился, конечно. Хотя бы ненадолго.
    Потом меня ждал обед. До столовой я доехал на машине. В Старой мельнице, вообще-то актуален велосипед. И вот, почему. Деревня Голиково выглядит примерно так. Вдоль главной дороги, которая проходит параллельно реке, примерно в 2-х километрах от нее, дома расположены довольно густо. За этим основным местом застройки, ближе к реке, еще улица. Уже не асфальт, а щебенка. Дальше к реке – открытое пространство. Потом сады (или остатки садов) и, не доходя реки метров 200, еще ряд домиков. Эти-то домики в основном и являются гостевыми для тех, кто приезжает в Старую мельницу. В этом же ряду и хозяйский дом. Столовая как раз там, где основная застройка, поэтому, я и поехал туда на машине.
    Столовая понравилась.
    Вообще, хозяева во всех домах пытались максимально сохранить и оригинальные детали конструкции, и мебель. Дома построены из камня. Возможно, еще в XIX веке. Камень – известняк. Он здесь в избытке. А мебель, наверное, послевоенная – ностальгия по бабушкиному буфету. Сам дом, который являлся столовой выходил окнами прямо на улицу, ограничивая тем самым внутреннее дворовое пространство. Во двор вел узкий проход справа от дома. Проход, который не сразу и заметишь. Во дворе потемневший деревянный навес, столы, лавки. На одном из столов, когда я пришел, уже был выставлен обед. Кастрюли, сковородки с едой, блюдо с хлебом, тарелки. Все заботливо накрыто полотенцами. Ну, и часть гостей уже подтянулась к еде.
    За обедом у бывалых я выяснил, что к моему дому, «Шато» можно подъехать на машине практически, вплотную, что я после обеда и сделал. По пути мне снова предстояло встретиться с лошадьми. Когда я уже подъезжал к домику, путь мне преградила веревка. На конце веревки, как ни странно, лошадь. Вышел из машины, направился к ней. Взрослая кобыла. Недоверчиво косится, но не уходит. Вроде драться-кусаться не собирается. Еще раз убеждаюсь, что буденновцы (не те, что живут в табуне, естественно) вполне дружелюбны. И что это на них наговаривают, будто они не добронравны от природы? Спокойно беру кобылу за ошейник и оттаскиваю так, чтобы веревка не пересекала мой путь.
    Вот, я у дверей. О! На дверях замок! А мне вроде говорили, что не заперто.
    Понемногу засыпая, иду искать кого-нибудь. Кого-нибудь из хозяев. Уже вселиться бы!!!
    Направление я примерно представлял. Ну, и двинулся в сторону хозяйского дома. А на ловца и зверь бежит. Не успел я пройти первый дом, как увидел, что Света едет мне навстречу на велосипеде. На ней легкий сарафан, в руках веревочная швабра и ведро.
    - Здравствуйте еще раз, Света. Хотел, вот, уже попасть в домик, отключиться на пару часиков, но там замок на дверях.
    - Там все равно еще не убрано, - отвечает Света, как мне кажется, с некоторой суровостью, - а вообще, ключ хранится в секретном месте, придем, я покажу.
    Сейчас, когда она не на лошади, не в очках, не мимоходом, я понимаю, что она чертовски привлекательна.
    - Поможете мне?
    - Конечно! Что делать?
    Она положила велосипед, зашла в дом и вернулась со стопкой белья. Дом этот, оказывается, дом ее родителей (узнал потом, еще раз, со знанием дела, изучая карту).
    - Вот, возьмите.
    Для себя, как для велосипедистки, она оставила швабру и пластмассовое ведро. Мы двинулись к домику. Метров через 50 на пути у нас снова нарисовалась лошадь.
    - Прими! – твердо крикнула Света.
    Лошадь, приученная к команде, освободила нам дорогу. Мимоходом отмечаю, что все-таки, лошади не так тупоголовы, как иногда думают люди. А некоторые точно так и думают!!! Я, хоть и лошадник, но – грешен – иногда с горечью сомневался в их умственных способностях, поэтому любое проявление понимания человека и лошади для меня – бальзам на душу.
    - Молодец! – поощряет Света послушную кобылу.
    Когда мы, наконец, оказались около моего предполагаемого жилища, когда Света оставила велосипед, достала из секретного места ключ от двери, я как-то постепенно понимаю, что она не просто чертовски привлекательна. Она поражает меня своей красотой. Все в ней притягивает  - и лицо, и фигура. Между делом она обмолвилась, что лошади для нее – прежде всего, спорт. Не средство передвижения, не объект любования, а именно спорт. Но не похожа она на спортсменок. Тех спортсменок, у которых мышцы, напоминающие веревочные жгуты, скупо накручены на скелет. Приходит на ум что-то грубоватое, но точное. Какая… Ну, ладно, хватит! То, что каждый подумает, но промолчит, будучи человеком интеллигентным. Не спортсменка, но и на русскую «бой-бабу» не похожа. Коня на скаку остановит вряд ли. Да и вообще – неудачно это сказано. Даже несущегося жеребенка мало кто остановит, а то – коня!
    Блондинка, но явно не по сути. Глаза светлые, но не водянистые. Волосы, может и крашеные. Редкая русоволосая женщина устоит перед соблазном покраситься в блондинку. Черты, выражение лица… Не крестьянка, не бизнесвумен, не тренер-сухарь, хотя по сути, именно эти три ипостаси в одном лице. Часто нам нравятся наши воспоминания. Но, пожалуй, она мне никого не напоминает. В будущем другие лица, возможно, будут напоминать мне Свету. Именно так, а не наоборот. Но стоп! Я даже стараюсь не смотреть на нее. Чтобы не зацепить жадным взглядом. Прячу поглубже свое мужское начало. Начало, которому безразличен семейный статус. Прячу, поскольку, не собираюсь нарушать законы гостеприимства. И потом, сколько их проходит таких мимо нее – не сосчитать. Гостей надо уважать, но держать на расстоянии, иначе можно нанести делу непоправимый урон.
    Так что, разговор пошел нейтральный. Опять же, о лошадях. Первое ее предположение о том, что я учился верховой езде в походах, я снисходительно отверг. «Нет», - сказал я, -  «сначала я жил в одном хозяйстве, вроде вашего. Там и учился. С манежем не знаком, ездил в полях. Честно скажу, навыки есть, но, наверное, далеки от академических». На вопрос езжу ли я галопом, ответил твердым «да», и это не было преувеличением.
    Света совсем не суровая, как мне показалось при первых ее словах. Нет! Общительная, веселая, женственная. Она охотно и с юмором рассказывает и о своем «пути конника».
    - Ну, и, в конце концов, я пришла к тому, что кобылы лучше всего. С ними проще. Однажды жеребец, на котором я до этого спокойно ездила, и он меня знал хорошо, просто решил, что без меня ему лучше. И вот, он так меня подкинул! Задние ноги – выше головы. Я долго летела. Не знаю… Может быть, какой-нибудь ковбой на родео и удержался бы…
   Параллельно Света прибиралась в домике.
   - Ну вот, можете отдыхать. Где-то после ужина мы седлаем лошадей.
   Отдыхать я ох, как хотел! После того, как домик был предоставлен в мое распоряжение, я завалился спать. Поставил будильник к ужину и просто предался безмятежному сну. Да и оставалось то этой безмятежности каких-то пару часов. Заснул быстро, встал легко.
    Ужин ничем особенным не запомнился.
    Вежливые «добрый вечер», «приятного аппетита». Какие-то разговоры ни о чем…
    Я помнил, то, что сказала Света - лошадей будут седлать как раз около моего домика после ужина и поэтому, не задерживаясь, направился туда.
    Володя был уже там – хлопотал с седлами и уздечками. Я видел его впервые, поэтому мы познакомились, обменялись рукопожатием. Володя – человек дружелюбный. Но на Старой мельнице он как-то в тени. Поэтому со временем для себя я как-то окрестил его «человеком-загадкой».
    Я остался рядом, наблюдать, как он седлает Барсика (Бастарда). Попутно, Володя предупредил, что Барсик может цапнуть, особенно в момент седловки. Поскольку живот намят, и он выместит свое раздражение на первом попавшемся. Еще рассказал, что Барсик, действительно бастард. А я то думал: «Зачем таким именем коня обидели!?» Барсик плод случайной любви – чужой жеребец где-то оторвался, прибежал и покрыл всех старомельницких кобыл. Появился в результате один только Барсик.
    Еще Володя отмечает, что ко всем лошадям можно смело подходить. Ко всем, кроме жеребцов. Жеребцов можно опознать не только по наличию естественных прзнаков, а еще и по тому, что они пристегнуты не к простым нейлоновым тросам, а к цепям. «Они не злобные, просто могут начать играть и собьют. Для общения с жеребцами нужны некоторые специальные навыки». Потом я узнал, что к какой-то даме, гостье, жеребец прыгнул-таки «на ручки». В темноте она его не опознала и подошла погладить. Отделалась синяками.
    Ну, а мне, как новичку, дали Барсика. Дали новичку, потому, что он полукровка (как бы не такой горячий, как остальные), и потому, что мерин. Кстати, он – единственный мерин в хозяйстве.
    На нем я и отправился на плац. Для проверки моих элементарных знаний. Тут еще подошла девочка лет 17-ти из гостей. Она и показала мне дорогу на плац. Как и положено, мы с Барсиком стали прохаживаться по кругу. Жизнь на плацу постепенно оживлялась. Подходили занимающиеся, кто-то подводил лошадей, подошла и Света, и Володя уже был тут. Света сначала занялась мной, как неофитом Старой мельницы. Критически оглядела мою посадку, сделала какие-то мелкие замечания, более подробно остановилась на способе управления их лошадьми. Способ немного для меня необычный, но очень и очень удобный – лошадь поворачивают, накладывая противоположный от поворота повод на шею. Очень удобно управлять одной рукой. Не обошлось и без замечания моему хвату – повод в кулаке. Я послушался, пропустил повод над мизинцем, а сам подумал несколько неуважительно: «Ладно, посмотрим… Будем в смене, возьму повод по обстоятельствам».
Володя тоже участвует в обучении. Запомнилась его фраза: «Руки вместе. Над холкой. Потом они у вас немного разойдутся, это и будет правильное положение». Мне, конечно, немного сложно. Я все-таки уже имею некоторые устоявшиеся понятия. Тем более, человек, который учил меня основам, не спортивный тренер, а крестьянин, волею случая ставший объездчиком. В свое время «руки над холкой» привели меня к падению, но я «крутого» не изображаю – делаю все, как говорят.
    И тут Барсику надоело чинно идти по кругу. Хоть по большому, хоть по малому кругу плаца. Он уверенно повернул в середину. Попытка просто вернуть его на траекторию оказалась безуспешной. Ах так! Не проблема. Я просто доворачиваю его в направлении, которое он выбрал на 360 градусов, и мы снова на круге. Правда, в нештатной ситуации (пусть и мелконештатной) я разбрасываю локти. Володя сразу обращает на это внимание. Эх, Володя, ведь ты тоже слукавил – где же управление двумя пальчиками? Ладно, в конце концов, Володя прав – повод не для того, чтобы тянуть голову в сторону, а для того, чтобы через трензель воздействовать на рот лошади. Зато ноги, вроде на месте. Светлана сказала интересную вещь – когда носки стремятся вовнутрь, то и колени встают на место. Черт! Никогда об этом не думал. А ведь это важно. Ведь за лошадь-то держится нижняя часть тела. Впрочем! Внимание к мелочам – залог успеха!
    Чуть позже Барсика у меня забирают. Я передаю коня другому занимающемуся.
Сам я присоединяюсь к компании родителей и еще каких-то людей, видимо постоянных здешних жителей, которые балуются виски. Мне гостеприимно наливают стопку. Не отказываюсь. Я считаю, что сегодня день прошел на славу.
    - За знакомство!
    Уже в слегка расслабленном состоянии наблюдаю за ученицами, дефилирующими по плацу. Две девочки в одинаковых шлемах «Фуганза» явно из «Декатлона» рысят по кругу. Бриджи, краги, перчатки, которые не нужны… Почти одинаковые белые кофточки. Все это, тем не менее, выглядит очень трогательно. Я не знаю, кого из них прочат в большой спорт, а кто просто без ума от лошадей. На мой взгляд, они как-то зажаты. Особенно одна. Выпрямленные руки должны здорово уставать. Поясница не выглядит расслабленной. Скорее деревянной. Все равно красиво! Усмехаюсь в усы и одновременно одергиваю себя. Давно ли я на рыси пропускал удары через один. Давно ли я клонился вперед как дерево под снегом. Клонился, и до сих пор не знаю, почему. Седло??? Стремена???
   Один мужичок говорит: «Вот, Володе бы рюмочку налить, можно и на рубку лозы развести». Снова про себя отмечаю: «Володя – человек-загадка».
    Виски быстро заканчивается, продолжения банкета не намечается, я потихоньку линяю в сторону своего домика. Линяю со светлой мыслью, что уж завтра-то мы «зажжем не по-детски» в широких полях на горячих буденновцах.
 

    Утром следующего дня, после завтрака я снова завалился спать. Почему-то здесь очень хорошо спалось. Может оттого, что делать было особо нечего. Да и не было необходимости что-либо делать. С нетерпением я ждал именно вечера.
    Когда я разговаривал со Светой, получалось, что хоть они и предупреждают, что их лошади, как бы, не для всех, но моему умению готовы доверить. Ну, а я горел желанием это доверие оправдать.
    После ужина я зашел в домик, подготовился. Напялил самопальные краги из юфтевых голенищ. Ботинки «старые друзья». Они вообще-то не совсем годились для верховой езды, но зато были настолько плотно пропитаны запахом навоза, что ни в каком другом месте им уже не находилось применения. Джинсы. Наперебой говорят, что джинсы со своими двойными швами-валиками - это вообще не для седла, но что-что а проблем такого рода я в них ни разу не испытывал.
    В ожидаемое время появился и Володя.
    С седлами на тележке. Как обычно, не спеша, размеренно начинает седлать. Я, чтобы не мешать, наблюдаю на некотором отдалении. Тем не менее, задаю сакраментальный вопрос:
    - Ну что, в поле то меня сегодня берете?
    Собственно, я уверен в положительном ответе. Просто хочу выяснить, каким порядком происходит выезд. Ответ повергает меня в легкий шок.
    - На вашем месте я бы над техникой поработал. Если сможете пройти на плацу «восьмерку» строевой рысью, не прерываясь, тогда можно и в поле.
    Смесь обиды и бешенства. Не подавая вида, я отвечаю что-то вроде вежливого «ммм» - типа, понял. Впрочем, тогда я подумал, что пройду эту восьмерку, как нечего делать. Потом, пробуя сделать это в поле, в другом месте, на совершенно послушной лошади, я обнаружил, что не так то просто пройти фигуру, не прерывая рыси. Возможно, это был подвох со стороны Володи.
    Володя тем временем пространно рассказывал, как недостаток умения наездника ведет к непослушанию лошади, и, как следствие, к падению.
    «Если не возьмут в смену, в гробу я видал эту Мельницу!!!» - зло подумал я. Поучиться на плацу я и в Москве найду где. Дежавю. Я вспомнил, как в первый раз Сергей Татаринцев не хотел брать меня на шаговую прогулку в Сенавиане. Что ж они все такие недоверчивые!?
    Но тут появилась Света и буквально спасла (для меня) ситуацию. Во-первых, выглядела она умопомрачительно.
    Розовая кофточка и темно-синие бриджи из какого-то интересного материала, напоминающего вельвет. А может, это были и не бриджи – покрой у них тоже был немного необычный. Для тех, кто знает, что такое бриджи, не надо ничего объяснять. Тем, кто не знает, скажу, что бриджи – это такие жокейские штаны, исключительно подчеркивающие все достоинства. В данном случае, достоинства женщины. «Роман, отведите, пожалуйста, Бекешу на плац. Тем более, Вы на ней поедете». «Отведите» - она имеет в виду, чтобы я поехал на Бекеше до плаца, где будут тренироваться новички. А «поеду» – имеется в виду после плаца - в поля!!! А значит, меня все-таки берут в поля!!! «Ишь ты», - думаю мимоходом, - «а рулит-то мадам!» Наряду со смешанным чувством торжества справедливости и щенячьей радости, я испытываю некоторую солидарность с ее мужем. Солидарность с человеком, безусловно, достойным и мужественным, но, возможно, довольно скромным. И подтверждения, и опровержения этой мысли я находил и позже, но я обрываю себя: «Это не мое дело. Мое дело - лошади. Доказать и себе, и этим людям, что я не просто унылый клиент московских прокатов, а настоящий конник, ну и, конечно, ощутить «все». По-удаловски проскакать на лихом коне по Донской земле.
    Справедливости ради, замечу, что позже, узнавая Володю, поняв и то, что он существенно старше, чем выглядит, и то, что знает и умеет намного больше, чем показывает, я отбросил ту спонтанную обиду. И очень сильно зауважал этого таинственного человека.
    А тогда, садясь в седло, я испытал облегчение. Облегчение оттого, что теперь не будет повода для того, чтобы носить камень за пазухой.
   

    Бекеша – лошадь со своими тараканами в голове. На сайте хозяйства было написано, что ее дают новичкам. Тем не менее, гости из тех, кто знал ее получше, говорили, что она может выскочить из смены вбок и рвануть галопом. То, что она дерется с другими лошадьми, я заметил и сам. Стоило ей заметить лошадь сбоку (если смена, не дай бог, слегка «сжималась»), следовал моментальный боевой разворот и удар задними ногами по соседке. Порой, я с трудом успевал продвинуть ее вперед, чтобы никто не пострадал.
    До плаца мы дошли, практически, без приключений. Практически, потому, что порой Бекеша упрямилась. Я пытался как-то «раззадорить» ее, передергивая повод. Впоследствии, заметив такое действие, Света сказала, что ни в коем случае нельзя так поступать, что, в том числе, лошади от этого больно. Вообще, на Старой мельнице очень бережно относятся к лошадям.
    На плацу я имею возможность прошагать несколько кругов. Свербит мысль сделать ту самую «восьмерку», но я не хочу демонстрировать свою независимость. Вскоре подходят остальные. Люди… Лошади… Я передаю Бекешу кому-то из новичков. До того, как отправимся в поля, она немного поработает под ним. Точнее, под ней. Так выпало, что сейчас в Старой мельнице все наездницы женского пола. Разных возрастов и комплекций.
    Наконец, вот он, волнующий момент. Бекешу вверяют мне. Тщательно регулирую стремена – мне не все равно! А лошади здесь – ух! Высокие! Но мне, даже при моем небольшом росте, нет нужды прибегать к помощи табуретки или пенька. Уж что-что, а в седло вскакивать я умею. Для «не всадника» этот момент может показаться неважным и не заслуживающим внимания. А зря! Вспоминаю бедолаг, которые так или иначе были вынуждены покинуть седло, спешиться, посреди поля. Одна дама невысокого роста, но хитрая и умелая подвела лошадь к поваленном дереву и взобралась-таки обратно (и то, не в поле, а в лесу). А вот в поле один парень долго мучился. Ловил стремя, но коняга делал полшага в сторону и вторая нога оказывалась слишком далеко для толчка. Правда в конце концов ему удалось взобраться. Я не успел унизить его советом. Маленький «не секрет». Забрать пучок гривы вместе с поводом, чтобы как-то «зафиксировать» лошадь, зайти не сбоку, а спереди от плеча. Естественно, дотянуться до стремени и опереться о него носком ноги. Есть и еще нюансы. Никто не мешает стремя чуть опустить. А подтянуть уже, будучи в седле. И вот, рука на заднюю луку, толчок, и вы взлетаете. (Главное, не перелетите - шутка!!! )
    Света предлагает мне импровизированный хлыстик – довольно толстый прутик. До этого я считал, что хлыст – это из области большого спорта. Здесь, в Старой мельнице я понял, что это совсем не лишний аксессуар. Нет ничего плохого в том, чтобы иногда даже не ударом, а легким прикосновением, как волшебной палочкой, стимулировать лошадь к выполнению нужной команды. И, наверное, не понадобиться передергивать повод. Другие всадницы тоже рассаживаются по своим лошадям. Какое-то время определяемся с порядком, двигаясь по кругу. Наконец, Света направляется к дальнему углу плаца. Ее лошадь, кажется, Брайда. К своему стыду я даже в следующий визит, к концу отпуска почти не научился различать лошадей Старой мельницы. Все рыжие, гнедые… Как их узнаешь в лицо???
    Я, конечно, испытываю легкое волнение. И на сайте, и здесь меня здорово "напугали" горячностью нрава буденновцев. Возможно, я на таких еще не ездил. Однако, пока никаких признаков этой горячности я не вижу. Бекеша идет чинно. Я присиживаюсь в незнакомом седле.
    На пути у нас брод. Света дает обычные указания – не скучиваться, но подъеме, на другом берегу реки держаться за гриву. А держаться за гриву потому, что так снимается нагрузка с седла - век живи - век учись. Соответственно, и нагрузка на подпругу. Ну, а чем грозит избыточная нагрузка на подпругу, думаю, понятно.
    Когда мы пересекли брод, перед нами открылись огромные, непривычные для меня, москвича, пространства. Даже в Тверской области, где я долгое время ездил, нет таких широких полей.
    -Набрали повод, рысь.
    Лошади реагируют уже на «набрали повод». Рысь привычная. Лошади бегут послушно, не порываясь изменить аллюр.
    Проехали некоторое расстояние, Света выстраивает смену в круг. Шагаем по кругу, Света закидывает удочку насчет галопа. Дамы (а в смене кроме меня только дамы) не против. Даже, как говорит Саша (ей лет 15-17, и я уже знаю, что она серьезно занимается выездкой, та самая девочка, что показывала мне, где плац) двумя руками «за».
    Я, как человек осторожный, говорю, что если почувствую, что что-то пойдет не так, просто тормозну.
    - Не получится! – с внутренней, едва заметной усмешкой говорит Света.
    - Вставай за мной, - решает она изменить порядок.
    До этого я шел последним. Наверное, Света беспокоится не меньше меня. Ей падения гостей на галопе тоже не нужны.
    Она дает последние указания. В основном, для меня.
    - Слегка наклоняешься вперед, при этом ноги сохраняют вертикальное положение.
    Об этом я знаю. Знаю, что ноги должны оставаться в одном положении при любых наклонах тела. Но, конечно, волнуюсь. Будто до этого не скакал никогда галопом!!!
    - В галоп пойдем с рыси.
   Смена вновь выстраивается в цепочку. Идем полем. Я предельно собран.
    - Набрали повод, рысь.
    На рыси Света слегка поворачивает повод в сторону смены:
    - Готовы? Галоп!
    Уж не знаю, каким способом она поднимает в галоп свою лошадь. Наверное, по всем правилам искусства верховой езды. Постановка… Ну и т.д. А, может, и нет. Может, ее Брайда только и ждет, чтобы Света слегка ослабила повод и чуть тронула шенкелем бока. Едущим в смене всадникам, точно нет нужды беспокоиться. Чуткие лошади моментально «подрываются» за головной. Я только успеваю набрать повод и принять нужную позицию. Бекеша ускоряется. Галоп, кстати, ровный, удобный. Пытаюсь одновременно наслаждаться скоростью и следить за посадкой. Держать колени! Не отрываться от седла! Не терять стремена! Да и переклониться вперед – чревато. И вместе с тем гордое сознание: «Я это могу!» Я могу лететь через поле на этом сгустке животной силы. На этих перекатывающихся комьях мышц. Чувствовать, как сечет лицо сухой чернозем вперемешку с донским известняком – пыль из под копыт головной лошади. Взглядом слежу за розовой кофточкой головной всадницы. О чем я думаю… Непонятно. Я становлюсь продолжением Бекеши. Может, мысль одна? «Удержаться!» Я не чувствую со стороны лошади никакого подвоха. Попутно пытаюсь понять – приходилось ли мне скакать так резво, или, может быть, слухи о скорости старомельницких лошадей сильно преувеличены? Пожалуй, сама по себе скорость не так уж и опасна и трудна. Гораздо сложнее зубодробительный «легкий галоп». Но все же и теперь сердце выскакивает из груди – работают все мышцы. Не только у лошади, но и у всадника.
    Но вот, Света поднимает левую руку. Я уверенно отклоняюсь назад. Лошадь, только что казавшаяся неудержимым снарядом, мягко замедляет ход, переходит на рысь и, наконец, на шаг. Света оглядывается на смену – нет ли потерь. Их нет – все в седлах. Что ж, первое испытание я выдержал.
    Мы спокойно продолжаем движение. Одна пожилая дама (выглядит как раз, как спортсменка) увлеченно рассказывает, что она делала менки (менки – когда лошадь на галопе меняет ногу) и потеряла стремя. «Да!» - думаю я, - «зачем такие менки нужны, если стремя терять!?»
    - Ну, как, Роман, все нормально?
    - Да, - говорю, - до предела моих возможностей.
    - А что такое предел возможностей?
    Я честно пытаюсь описать, как я это представляю себе:
    - Ну, сначала усталость, потом тебя начинает болтать в седле, а там и упасть недолго.
Света больше вопросов не задает. Видимо, такая последовательность событий показалась ей логичной.
    Дальше – отдых. Шаг – рысь, рысь – шаг.
    Я думаю о том, что места здесь красивые. Не только поля для галопа, но также и глубокие живописные овраги, и настоящие перелески (не лесополосы), в которых успеешь и поплутать. И лошади вполне могут служить для шаговых прогулок с небольшим добавлением рыси. Бекеша проявляет горячность только частыми взмахами головы. Конечно, сейчас, летом, лошади вовсю работают. Весной, да и вообще, когда гостей мало, они будут вести себя по-другому. Света ведет нас по узкому бугру, образованному петлей оврага. Даже, не оврага, если верить карте, а русла пересыхающей речки. Наконец мы подходим к вершине этой подковы. «Вот место для замка», - поясняет Света. Действительно – высокий холм, огибаемый естественным рвом, хорошо подошел бы для строительства укрепления. 
    Обратно мы возвращаемся по каким-то другим полям, снова шаг – рысь, рысь – шаг. Во время работы мышцы не чувствуют усталости, но я знаю, что потрудился здорово – завтра все будет болеть.
    Поскольку я еду вторым, у меня есть прекрасная возможность перекрикиваться со Светой. Разговор "о том - о сем". Сейчас мы "на ты" - в смене церемонии отброшены.
    Подходим к тому же броду. Этот берег довольно крутой, и лошади, спускаясь, практически прыгают в воду, поднимая фонтаны брызг. «Пить много не давайте», - предупреждает Света.
    Мы пересекаем речку наискосок. Вода доходит лошадям чуть выше груди. Приходится сгибать колени и поднимать ноги, чтобы не намочить. Вода спокойна, создается ощущение, что лошади шагают на месте. Тем не менее, мы неуклонно приближаемся к противоположному берегу.
    Уже стемнело, когда мы подъехали к месту выпаса лошадей.
    Обычные процедуры – расседлывание, поиск нужного троса, чтобы пристегнуть лошадь, потом мы складываем седла и накрываем пленкой на случай дождя. Этот завершающий этап поездки в духе «любишь кататься – люби и саночки возить» всегда вносит свой обертон в неповторимое чувство сопричастности.
    Усталый и счастливый. Своего рода боевое крещение оказалось не таким уж и ужасным. А завтра еще день. И, несмотря на основательную нагрузку, полученную сегодня вечером, я вынашиваю планы посмотреть на Дон. Тот самый Тихий Дон, который Михаил Шолохов так обстоятельно обыграл в своем эпическом произведении.
   

    Утром, за завтраком расспрашиваю гостей о возможности достичь великой реки пешим порядком. Женя, постоянный гость, практически уже местный житель, а также, в некотором роде администратор Старой мельницы, говорит, что «легко». Но на пути будет овраг, который надо преодолеть.
    Овраг, так овраг. Собрав минимум вещей, не забыв, однако, про фотоаппарат со штативом, я отправляюсь в путь. Солнце палит нещадно. Хорошо, хоть слепни здесь не свирепствуют. Я иду вдоль берега Быстрой сосны. Если верить карте, она практически перпендикулярно впадает в Дон, и идти до стрелки часа два (это уже по словам Жени).
    На другом берегу, который в этом месте крут, даже обрывист, замечаю выходы известняка. Пористые камни торчат из зеленого, поросшего травой берега, как будто стена, созданная человеком. Да, не зря фотоаппарат тащу!
    Вот на пути и обещанный овраг. Да! Я его недооценил. Крутые склоны, крапива, кустарник, деревья, видимо, нашедшие здесь воду. В нерешительности бреду по краю, выбирая подходящее место для преодоления препятствия. Места такого нет! Значит, буду пересекать в неподходящем месте. Цепляясь за ветки деревьев, обжигаясь о крапиву, сажая на себя многочисленные колючки, иду напролом. Как ни странно, в конце концов, я оказываюсь наверху, уже на другой стороне. Уф! Хорошо, что не остался на дне!
    Эти обещанные два часа по жаре кажутся вечностью. С упорством фанатика двигаюсь к Дону. И вот, награда близка. Передо мной открывается стрелка. Для того, чтобы искупаться в Доне, я собираюсь пройти подальше – чтоб не где-нибудь, а точно в Доне! А пока отдыхаю и созерцаю бурлящий порог на Быстрой сосне, прямо перед стрелкой. По торчащим в этом месте кускам ржавого металла, можно понять, что некогда здесь был мост. Самое интересное, что даже на современных интернет-картах этот мост еще благополучно существует. Хорош будет автомобилист, доверившийся карте! Какое разочарование его ждет!
    Передохнув, осуществляю последний бросок. Вот, он - мой! Тихий Дон. Конечно, он здесь еще совсем маленький, и по-настоящему тихий. Место, идеальное для купания. Да, получше, чем в Сосне! И течение не слишком сильное. Сделав еще несколько кадров, запечатлев себя любимого в великой реке, собираюсь в обратный путь.               
    Предусмотрительно обмакиваю в донскую воду свой  кепарик – солнце-то уже в зените. Прямо не выжимая, кидаю на голову – солнечный удар никому не нужен.
    Обычно, обратная дорога кажется короче. Но сегодня не тот случай. Под палящим липецким солнцем  начинаешь представлять себя путником в пустыне.
    Тем не менее, успеваю как раз к обеду. Жадно поглощая еду, думаю: «А ведь мне еще вечером ехать на лошади – вот я свои ноги не пожалел!» Отказываться от поездки, я, конечно, не собираюсь.
    А между тем, тучи, угрожающе плавающие вокруг Голиково, похоже, наконец, собираются напасть. Дело обычное – жара частенько сменяется дождем. Вскоре после того, как я от столовой подхожу к дому, поднимается ветер, а чуть позже разражается настоящий проливной дождь. Обложило здорово. Наряду с радостью от этого освежающего явления я испытываю некоторое беспокойство – не сорвется ли вечерняя смена? Стоя на слегка протекающей терраске «Шато», наблюдаю за потоками воды, обрушивающимися с неба.
    И все же дождь иссяк. Землю, конечно, подмочил. «Наверное, Света не даст галоп по такой земле», - думаю я с сожалением.
    Зато после дождя я имею прекрасную возможность наблюдать за игрой двух развеселившихся жеребят. Жеребят, совсем еще маленьких. Они носятся друг за другом галопом, радостно подпрыгивают. Вот один делает настоящий каприоль – высокий прыжок, поднимает и чуть подворачивает в сторону зад. Снова вспоминается: «Коня на скаку остановит…» Ага! Вот этого малыша сначала останови! Говорят, когда здесь зашивали случайно погрызенного собаками жеребенка, его держали трое или четверо мужиков.
    Поездке нашей дождь не помешал. В обычное время, после ужина, появился Володя и начал седлать лошадей. Я поприветствовал его, но дурацких вопросов уже не задавал.
    Я снова поехал на Бекеше. Сегодня маршрут был другой. Мы не стали пересекать брод, а поехали мимо деревни, сразу через поля, в сторону Дона. Поля, конечно, основательно намочило. Мне еще подумалось, что еще чуть-чуть, и они бы стали похожи на рисовые поля. Тем не менее, от галопа Света не отказалась. Она уже больше не делала такого предисловия, как вчера, только сказала, что поскачем не очень быстро и не очень долго – все-таки скользко. Мы поскакали краем поля, но сегодня из под копыт летела не пыль, а брызги воды и грязи. Света, действительно, скакала не слишком быстро, так, что Бекеша даже уперлась ее Брайде прямо в хвост. Я слегка отклонился назад, чтобы сократить лошадь и выдержать дистанцию. Как ни странно, это мне удалось. Я, конечно, чувствовал себя уже уверенней. И все же это был галоп! Балансируя на несущейся лошади, то слегка наклоняясь к гриве, то наоборот, немного выпрямляясь, я наслаждался ее плавным, но мощным движением. Все же я совершил одну маленькую ошибку – левая нога слишком сильно провалилась в стремя. «Ну, теперь точно падать нельзя», - мелькнула резонная мысль. Падать не пришлось. Отдав должное скорости и риску, мы перешли на рысь, и дальнейший путь был уже более спокойным.
    Между тем стемнело. Силуэт Светы на Брайде с трудом угадывался впереди. Отчаянная она. Какая женщина! До этого я слышал от кого-то, что Света любит ездить по ночам. Это оказалось не риторикой. А еще я подумал, что вот так, когда почти ничего не видишь вокруг, то достигаешь полного слияния с лошадью на уровне языка тела и мышц. Романтическая поездка при свете далеких зарниц (похоже, гроза не совсем угомонилась) была еще и прекрасной тренировкой.
    Когда же мы вернулись??? Наверное, еще позже, чем вчера. Тем не менее, я был полон решимости отправиться домой прямо сейчас. Стоило мне упомянуть об этом, как от наездниц, которые ехали в смене, посыпались ценные советы о том, как можно значительно сократить путь по вновь открывшейся трассе. Вежливо всех выслушав, я ничего не понял, зато решил, что дорога через Елец и так не плоха.
    Снова поиск тросов. Расседлывание, разнуздывание…
    Промокшие в сырой траве ноги.
    Вот и все. Я подошел к концу своего визита.
    - Роман, все-таки сейчас поедете? - вежливо интересуется Света.
    - Да вот, наверное, сейчас ополоснусь и поеду.
    Время уже близится к полуночи, но меня это почти не смущает. Остались только легкие сомнения: «Может все-таки завтра?..» Ну, а поскольку я расплатился заранее, денежные вопросы между нами уже не стоят.
    Света немного удивлена моему желанию ехать в ночь, но для меня дело привычное.
    Мы тепло прощаемся, и я иду в свой домик собираться.
    Должен заметить, что наличие душа в домиках старой мельницы приводит меня в восторг. Конечно, можно чувствовать себя воином, неделями не снимающим доспехов, но намного приятнее подставив лицо под прохладные струйки воды, обновить душу и тело.
    Света, видимо, еще раз проходя мимо домика, зашла на порог. Я слышу ее голос.
    - Ну что, Роман все-таки решили ехать?
    Освежающий душ заставил меня отбросить все сомнения.
    - Да, сейчас поеду, - кричу я в ответ.
    Попутно позволяю себе фривольную мысль: «Зашла бы что ли… Тогда, точно не поехал бы…»
    - Ну ладно, удачи!
    - Спасибо, Света, все было просто здорово!
    И про себя еще думаю: «И ты, Света - настоящая жемчужина Старой мельницы!»
    Как у истинного поэта, в голове рождается пара строчек.

                И, комкая вечернее прощанье,
                Я знаю, что опять сюда вернусь.

    Конечно, вернусь! Разве можно таким местом насытиться за три, да какой там «три» - два с половиной. Два с половиной коротких дня!?