Почему рухнул СССР факторы уязвимости общества, ор

Павел Касьянов
Почему рухнул СССР – факторы уязвимости общества, ориентированного на социальную справедливость

Заявленная тема вскрывает фундаментальное свойство современной  общественной жизни, а именно противоречие, которое в пределе сводится к двум словам: «уязвимость … справедливости» или в более узком смысле - к формулировке: «уязвимость обществ социальной справедливости (ОСС)». Вероятно, на самом глубинном уровне рассмотрения проблемы закономерен вопрос: в какой мере человеческое общество, человек 20-го века, человек 21-го века заслуживает реализации принципов социальной справедливости или какой тип общественного устройства с точки зрения реализации принципов социальной справедливости достижим в настоящее время и в обозримом будущем? Обычно считают, что препятствием к построению общества социальной справедливости является отсутствие соответствующих целей, стратегий и программ («разработаем стратегию, конкретизируем ее в программах и планах, и результат будет достигнут»), субъективные качества и недостатки руководителей («были бы они более образованными, компетентными, толковыми и думающими о народе… может быть, следующий будет лучше?») или «злая воля», интересы класса эксплуататоров («свергнуть власть эксплуататоров, а трудовой народ сам всё наладит»).
Полагаю, что эта уязвимость ОСС  имеет глубинные, сущностные причины, проявляющиеся во властной в целом, концептуально-идеологической, информационной, политической, управленческой, финансово-экономической, военной, диверсионно-подрывной и других сферах. И применительно к каждой из этих сфер следует выделять внешние и внутренние факторы уязвимости (ФУ) и причины уязвимости ОСС: то есть,  процессы и явления внутри страны, ее общества и процессы и явления вне страны, но прямо или косвенно направленные против ее ОСС, повышающие ее уязвимость.
Ниже представлена предварительная классификация ФУ ОСС по характеру и генезису причин.


Внешние                Внутренние

                Имманентные     Провоцируемые,      Присущие конкретным ОСС и    
                обусловленные     обусловленные географическими
                внешними        климатическими и др.особенностями
                факторами

Таким образом, задачами исследования являются:
1) изучение, анализ внутренних и внешних ФУ в следующих сферах:
концептуально-идеологической, информационной, политической, управленческой,
финансово-экономической, военной, диверсионно-подрывной, - с точки зрения выявления и ранжирования ФУ  <попыток построения> обществ социальной справедливости;
2) классификация фактов уязвимости ОСС, прежде всего, внутренних, выявление и среди внутренних факторов и изучение имманентных исследуемым ОСС факторов, а также факторов, обусловленных внешним воздействием и факторов, связанных с конкретными особенностями того или иного ОСС, в частности, географических, климатических, исторических и прочих;
3) изучение историко-динамических аспектов проблемы, прежде всего, влияния глобализационных (глобализаторских) процессов на степень уязвимости стран, обществ, ориентированных на социальную справедливость; оценка зрелости оснований для перехода к формированию общества социальной справедливости в России и в мире, проблемы склонности (стремления) части общества получать больше нежели их общественно полезный вклад, индивидуализм, эгоцентризм vs коллективизм, а также проблемы неравенства и разнонаправленности способностей членов общества и субъективной их оценки, связанной с ожиданием занятия высокого места в социальной иерархии и повышенного уровня вознаграждения от общества.
4) теоретическое обобщение результатов анализа и обоснование выводов и рекомендаций по формированию общества социальной справедливости, в котором факторы уязвимости будут либо устранены, либо их действие будет частично блокировано или компенсировано теми или иными мерами.
1. Эмпирическая и аргументационная часть. Анализ и интерпретация эмпирики
Логично предположить, что «генетическая» уязвимость обществ социальной справедливости (ОСС) связана с тем, что идеи такого общества возникают в обществе социальной несправедливости и поэтому, с одной стороны, эти идеи отталкиваются от реалий общества несправедливости как от противного, с другой стороны, ОСС пытаются возникнуть, и некоторые из них возникают, в борьбе с глобально доминирующим обществом социальной несправедливости, как попытки «прорыва фронта» несправедливости и эксплуатации. По этой причине силы и средства (финансово-экономические, военно-политические, информационные) противоборствующих сторон всегда неравны.
В этом контексте целесообразно учитывать не только опыт создания ОСС в тех или иных относительно преуспевших в этом стран, но и еще более обширную историю неудачных попыток перехода к ОСС, пресеченных противной стороной в корне. Поэтому рассмотрим вначале внешние факторы уязвимости (дальнейший анализ будет посвящен, в основном, внутренним факторам).
Основанием известных попыток построения ОСС были с одной стороны теоретические и бытовые представления о несправедливости обществ эксплуатации, а с другой стороны – стремление изменить несправедливый порядок, причем это стремление объединяло и тех, кто хотел избавиться от «своего эксплуататора», и тех, кто думал о том, как исключить эксплуатацию в принципе и как должна быть организована система власти, и тех, кто, «не питая иллюзий», рассчитывал занять хорошее место (в том числе, позволяющее больше получать нежели давать обществу) в новой социальной иерархии.
Об активности действия внешних факторов говорят данные о количестве и географии военных действий, военных баз (прежде всего, США), государственных переворотов (революций) и других силовых акций, организованных или спровоцированных внешними силами. О том, что эта борьба на протяжении одного только 20 века велась непрерывно в разных частях света и постоянно против потенциальных и состоявшихся обществ социальной справедливости выступали США, недвусмысленно свидетельствует тот факт, что только за последние сто лет США осуществили более 170 военных вторжений, операций, масштабных силовых акций на территориях других стран. 
К этому необходимо добавить вооруженное давление и военный контроль, которые осуществляют по всему миру вооруженные силы США, и которые позволяют пресекать, предупреждать, видимо, много больше возможных попыток прихода к власти сил, ориентированных на создание ОСС  и/или просто попыток прихода к власти независимых от США политических сил, чем случаев военных действий США в целях подавления уже проявленных активных действий противников проамериканских властей. В мире насчитывается около 1050 (данные из разных источников не совпадают) военных баз США, включая 287 баз в Германии, 130 – в Японии , 106 - в Ираке , 106 – в Южной Корее,  96 баз в Афганистане (см. Рис. 1 и Рис. 2 ниже). Только в Европе  расположено более половины зарубежных военных баз – 520, и примерно столько же – в Азии. Пентагон - один из самых крупных землевладельцев на Земле, его военные базы занимают 12 726 668 га .
Как пишет историк Chalmers Johnson, «Американская версия колонии – это военная база… США имеют империю военных баз». Но, конечно, военные базы – не единственный и даже не главный (хотя и неотъемлемый)  элемент этой колониальной (а точнее – паразитократической системы) –  сеть военных баз нужна для обеспечения  возможностей финансово-экономического паразитизма.
Используемые в докладе термины (паразитократия, финансократия, глоболигархия) требуют пояснения. Многочисленные фактические данные и логические построения не оставляют сомнений: глобальная финансовая система, а посредством финансов и мировая экономика и политика, управляются субъектами (субъектом) финансовой власти, которых можно назвать финансократами. А поскольку власть свою они осуществляют в глобальном масштабе, оставаясь при этом в тени и не имея на то никаких официальных прав и полномочий, то этих финансократов можно называть глобальными олигархами или сокращенно: глоболиграхами. Таким образом, объединяя в одном термине характер власти: с одной стороны – финансовый, а с другой стороны – теневой, а также глобальный масштаб власти, субъектов такой власти можно назвать финансократами-глоболигархами. Финансократия – это власть, осуществляемая посредством: финансов (финансовых капиталов глобального масштаба), финансовых институтов и финансовых инструментов субъектами, которым принадлежат (или которыми контролируются) эти финансовые капиталы, финансовые институты и которые, в силу этого, могут устанавливать и применять разнообразные финансовые инструменты  (в целях усиления своей власти). А поскольку основными инструментами финансократии являются - ростовщический процент и эмиссия мировой валюты группой частных лиц – частным институтом ФРС США, в результате чего доходы, активы, результаты вложенных труда, энергии, способностей и т.д. автоматически перетекают от миллиардов жителей планеты к группе финансократов, то для точного отражения характера такой системы правления необходимо ввести термин «паразитофинансократия». В этой связи необходимо упомянуть о предпринятом швейцарского Федерального технологического института в Цюрихе масштабном исследовании топологии структуры, которую образуют транснациональные корпорации, выполненном Стефанией Витали, Джеймсом Глаттфельдером и Стефано Баттистоном. Часть этого исследования  представляет собой докторскую диссертацию Джеймса Глаттфельдера  «Ownership Networks and Corporate Control: Mapping Economic Power in a Globalized World» (for the degree of Dr. sc. ETH Zurich presented by JAMES B. GLATTFELDER; Diss. ETH No. 19274). Отсортировав 37 млн. компаний и инвесторов по всему миру, представленных в базе данных Orbis С от 2007 года, команда ученых из Цюриха отобрала 43060 компаний, принадлежащих транснациональным корпорациям, и выявила их общие активы. Была выстроена модель распределения экономического влияния ТНК путем контроля одних компаний над другими: владение фондами, участие в прибыли и т.п. Ученые обнаружили ядро из 1318 компаний, связи которых с другими сложно назвать иначе как “кровосмесительными”. У каждой из этих 1318 обнаружились теснейшие взаимосвязи с двумя или более другими компаниями (среднее количество аффилированных партнеров оказалось равно 20). Через свои фирмы-сателлиты они фактически владеют большинством мировых компаний, работающих в секторе "реальной" экономики. Таким образом, в их «руках» сосредоточены порядка 60% общемировых доходов. Далее исследователи установили, что большинство финансовых цепочек идут в направлении "суперанклава" из 147 компаний. Их активы пересекаются друг с другом, фактически являясь общей собственностью. При этом 49 корпораций осуществляют контроль за 39,48 % глобального корпоративного богатства. В этом списке присутствуют и банки, принадлежащие к числу основных собственников ФРС США: JP Morgan Chase (№ 6 в «списке Глаттфельдера»), The Bank of New York Mellon (№ 16),  Goldman Sachs Group (№ 18),  Barclays (корпорация номер 1 в списке Глаттфельдера, контролирующая более 4 % глобального корпоративного богатства), к которой перешла основная часть активов обанкротившегося Lehman Brothers Holdings, который также значится в голове «списка Глаттфельдера» (№ 34), остальные активы Lehman Brothers Holdings отошли к Nomura Holding (№ 38), Schroders plc (№ 32), Societe Generale (№24). Можно отметить также, что Kuhn, Loeb & Co, владевший акциями ФРС, еще в 1977 г.  влился в Lehman Brothers Holdings. Merill Lynch Банк. 
Конечно, цель создания и дальнейшего расширения насыщенной сети военных баз не исчерпывается подавлением возможных и происходящих попыток прихода к власти сил, ориентированных на построение общества социальной справедливости, не менее важно для США контролировать нефтегазоносные регионы, центры производства наркотиков и другие стратегически важные точки. 
Помимо военных баз финансократическая система поддерживается ведущими мировыми СМИ: NBC, ABC, CBS, CNN, Wall Street Journal, New York Times, Time, Newsweek, Washington Post, US News & World Report, европейские каналы, компании, газеты и агентства, а также крупнейшие издательства, включая Ассоциацию американских издателей. Все они так или контролируются финансократией или принадлежат ей. Даже не углубляясь в детали распределения прав собственности на эти компании (что, как правило, довольно сложно), мы легко можем убедиться на примерах работы этих компаний, что они управляются и контролируется из единого центра: единодушие в освещении войны 2008 г. в Южной Осетии, событий 11.09.2001 в США всеми ведущими западными СМИ. В отношении «происшествия 9/11» есть серьёзные аргументы в пользу того, что пять компаний: CNN, NBC, CBS, ABC и FOX News показали всему миру сфабрикованные кадры попадания самолетов в башни. Владельцы этих корпораций входят в Совет по международным отношениям и Трехстороннюю комиссию (Дэвид Рокфеллер, Збигнев Бжезинский, Алан Гринспен, Пол Волкер). Например, значительное влияние в США имеет корпорация Холлингера, находящаяся с момента рождения под контролем Интеллидженс Сервис после Второй мировой войны. Корпорация владеет 80 ежедневными газетами и 100 еженедельниками в США и Канаде, включая Чикаго Сан – Таймс, (газета с ежедневным тиражом 10 миллионов экземпляров).
Международный наблюдательный совет корпорации, который определяет издательскую политику, возглавляется бывшим британским премьер-министром баронессой М. Тэтчер Кестевен, сопредседателем является сэр Г. Киссинджер, а также лорд П. Каррингтон. Компании AT&T, Google, Facebook, NBC, ABC, CBS, CNN, MSNBC и MTV активно участвуют в подготовке серии государственных переворотов.
Более подробное рассмотрение этой темы выходит за рамки настоящего доклада.
Помимо военных баз и СМИ работает и подрывная сеть, ориентированная на реализацию алгоритма или технологии «оранжевых» переворотов, которая включает в себя:
-  требования "международной инспекции";
-  подрывные организации, которые работают как НГО (негосударственные организации, допущенные в страну под лозунгами "демократии", готовят «exit polls» и, одновременно - "демонстрации протеста";
- западная пресса подхватывает выпущенные задолго до любых официальных подсчетов цифры "выходных опросов", и начинает требовать "справедливости".  Одновременно внутри страны организуются демонстрации;
-  хорошо организованная часть "народа" однако (их немного) по совместительству – боевики (в нескольких удавшихся сценариях они захватывали Парламент силой, далее проводили акцию, которую позже объявляли "голосованием" или "постановлением" в результате которого невыбранная никаким реальным народом марионетка как бы делала первый шаг к легитимности;
- после этого начинался процесс торговли, комиссий, уступок и так далее - в результате которого так или иначе с любыми обещаниями марионетка оказывалась на троне.
 
Рис. 1 Военные базы США
Рис. 2  Военное присутствие США в регионах мира

 
После этого следуют: жесткая чистка аппарата; передача собственности страны западным хозяевам; уничтожается безвозвратно, так, чтобы восстановить можно было только через десятилетия труда, с нуля, армия и вооружения. «В идеале» приватизируются все значительные и доходные активы, инфраструктура, прежде всего,  объекты энергетики, и, одновременно, захваченная страна «сажается на кредитную иглу»; долг растет, для его выплаты у МБРР и МВФ берутся еще большие кредиты. В разное время и в различных регионах возможна реализация несколько отличных сценариев, однако цели и основные методы и действия неизменны.
Только на проведение двух «цветных» революций на Украине и в Киргизии США потратили более $110 миллионов (сумма названа во французском документальном фильме «Революция.com. США. Завоевание Востока»). Среди институтов, занимающихся финансированием, курированием и организацией подобной подрывной деятельности, выделяются: Фонд Карнеги «За международный мир», Национальный демократический институт США, Международный республиканский институт США (глава – сенатор Джон Маккейн), «Freedom House» - Зонтичная структура для фонда Сороса и фонда Евразия. Председатель – Джеймс Вулси (экс-глава ЦРУ), Eurasia Foundation, его члены – Марти Ахтисаари (экс-президент Финляндии), Мадлен Олбрайт (бывший Госсекретарь США), Джеймс Бейкер (бывший Госсекретарь США), Немецкий фонд Конрада Аденауэра, американский фонд «Поддержки демократии в Восточной Европе», Международный центр ненасильственных конфликтов, Международный институт стратегических исследований в Лондоне, «Open Society Institute» Джорджа Сороса, госструктуры: Государственный департамент США и USAID США, Internews Network - НКО, занимающаяся поддержкой открытых проектов в сфере СМИ и обеспечивавшая создание необходимого медийного пространства вокруг цветных революций.
По данным ЦРУ (источник информации пока не удалось установить), США потратили на разрушение СССР в общей сложности 13 триллионов долларов. Тогда же США, обладавшие монополией на атомное оружие, начали подготовку превентивной войны, которую предполагалось развернуть еще до 1948 года. первые 30 дней намечалось сбросить 133 атомные бомбы на 70 советских городов, из них 8 - на Москву и 7 - на Ленинград, в дальнейшем предполагалось сбросить еще 200 атомных бомб. Правда, контрольные расчеты показали, что стратегическая авиация США в 1949 - 1950 годы еще не могла нанести СССР непоправимый удар, который сделал бы его неспособным к сопротивлению (план "Дропшот"), так что "демократизацию" отложили. Всеми силами Америка пыталась разжечь межнациональные конфликты, продать бракованное оборудование (что, кстати, однажды привело к самому большому взрыву в СССР вообще - в 1982 г. взорвался газопровод с американским оборудованием в Сибири.
Среди внешних факторов следует учитывать и «инструмент терроризма» Госдепартамент США опубликовал список 30 официально признанных террористических организаций, из них 10 имеют официальные штаб-квартиры в Лондоне, остальные 15 осуществляют основные операции и фандрайзинг в британской столице.
Все рассмотренные выше элементы системы порабощения, паразитизма и дезинформации,  безусловно, обеспечивают не просто высочайшую степень уязвимости ОСС, но и призваны гарантировать предотвращение попыток их возникновения, либо ликвидацию.
Перейдем к рассмотрению внутренних факторов уязвимости ОСС.
Рассмотрим социально-экономические, демографические показатели, уровень и качество образования, развития медицины, науки и другие показатели ОСС в сравнении с другими странами.
В Таблице 1 представлены ряд показателей (ВВП по ППС на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)), характеризующих состояние экономики и общества в целом, для стран, ориентированных на социальную справедливость, и других, схожих по основным прочим параметрам (географическая близость, историческая, культурная, цивилизационная общность). Куба сравнивается с Панамой, Мексикой, Эквадором, Боливией и Гондурасом; Беларусь – с Украиной, Грузией, Литвой, Россией в целом и Смоленской областью России. Также приведено сравнение показателей Ливии (как ОСС на 2010 г.) с данными по Саудовской Аравии, Тунису, Алжиру, Южной Африке.
В равной мере подробное рассмотрение всех факторов уязвимости потребовало бы значительно большего пространства, чем размер доклада, поэтому автор уделил большее внимание тем факторам, которые по его мнению менее изучены или даже малоизвестны.
Данные Таблицы 1 свидетельствуют о том, что с точки зрения факторов внутренней уязвимости проблемы обществ социальной справедливости не связаны с более низкими значениями ВВП на душу населения, ИРЧП и продолжительности жизни. Наоборот,  ИРЧП в ОСС выше, чем в соседних и схожих с ними странах, то же относится и к продолжительности жизни, на первый взгляд, за исключением Беларуси, но сравнение Беларуси с соседней - Смоленской областью России позволяет и Беларусь не считать исключением.
Таким образом, социально-экономическое развитие ОСС, его уровень и динамика, особенно, с учетом уровня и качества образования, в целом достаточно успешны и не позволяют сделать вывод о несостоятельности или уязвимости социально-экономической модели ОСС.
В этой связи нельзя не упомянуть о поражении, которое потерпел СССР в битве с США и которое, как правило, трактуется как проявление несостоятельности «социалистической системы»  или ОСС по сравнению с «капитализмом». Это принимаемое по умолчанию утверждение, однако, требует доказательств, которые едва ли могут быть предъявлены.
Во-первых, стартовые условия в этом «забеге типов экономик» были далеко не равным: «запад» (и даже отдельно взятые США) имел огромный гандикап. Мощные индустриальные экономики США, Великобритании, Германии, Франции – с одной стороны, и аграрная, обессиленная первой мировой и гражданской войнами, лишившаяся большой части квалифицированных кадров Россия – с другой стороны, к тому же четырех-пятикратное превышение в численности населения «запада» по сравнению с Россией (сегодня – более чем семикратное).




Таблица 1
  Население,
    Млн. чел,    ВВП,
           2010       млрд. дол, ВВП,
                тыс.дол
                на душу нас,
                по ППС,2010  ИРЧП,
                2010                Ожидаемая , 2010
                продолжит. жизни, лет
Куба    11,450 114,1 0 9,960     0,760 (53)          79,0
Панама          3,508 42,45 12,100     0,755 (54)          76,0
Мексика        110,645 1460,51 13,200     0,750 (56)          76,7
Венесуэла* 29,336 353,50 12,050     0,696 (75)          73,8
Эквадор* 13,775 114,00 7,280     0,695 (77)          75,4
Боливия         10,030 47,14 4,700     0,643 (95)          66,3
Гондурас       7,616 33,51 4,400    0,604 (106)          72,6

Ливия*         6,366 92,0 14,450     0,755 (54)           77
Сауд. Аравия* 26,246 622,0 23,700     0,752 (55)           73,3
Тунис         10,374 94,40 9,100     0,683 (81)           74,3
Алжир*         35,423 251,5 7,100     0,677 (84)            72,9
Юж. Африка 50,492 530,17 10,500    0,597 (110)            52
Ирак*         31,23 115,55 3,700    0,58 (126) -2000 г.    69
Нигерия* 149,0 372,50 2,500   0,423 (142)           46,9

Беларусь 9,489 130,95 13,800    0,732 (61)          70,0
Литва         3,255 55,0 16,900    0,783 (44)          72,1
Россия        142,90 2223,0 15,560    0,719 (65)          66,2
Азербайджан 9,165 92,2 10,060    0,713 (67)          67,5
Украина        45,687 302,0 6,610    0,710 (69)          68,6
Грузия         4,469 22,34 5,000    0,698 (74)          72,0
Смоленская обл. 0,986 6,62 6,720    0,70 (73*)(2010)      63,0

Швеция         9,293 351,27 37,800     0,885 (9)          81,3
Москва          11,5 477,25 40,000     0,88 (12)(2009)  72,5
Греция         11,183 322,07 28,800    0,855 (22)          79,7

По совокупному объему промышленного производства Россия в 1913г. была на 5-м месте после США, Германии, Великобритании и Франции, но отрыв от ведущих держав был весьма значительный. В оценках Кэнвуда и Логхида, в 1913 г. на Россию приходилось 4,4% мирового промышленного производства, в то время как на США - 35,8%, Германию - 14,3%, Великобританию - 14,1%, Францию - 7,0%. То есть,  по объему промышленного производства Россия уступала не всему «западу», а только четырем ведущим странам в 16,2 раза. Поскольку остались неучтенными Италия, Испания, Нидерланды и другие страны «запада», а также то, что с после разрушительных для экономики России Первой мировой и Гражданской войн к 1920 г. уровень производства упал по сравнению с 1916 г. в девять раз  – соревнование социалистической экономики (и политики) с капиталистическим западом начиналось в условиях чудовищного (почти на два порядка по промышленному производству и в десятки раз по ВВП) преимущества «запада».
Таким образом, сравнение «социализма» и «капитализма» по итогам противостояния Советского Союза США (а точнее, всей западной системе) некорректно уже только по одной этой причине. Но это ещё не всё. Помимо колоссального неравенства стартовых условий есть и другой столь же важный фактор, впрочем, хорошо известный – для поддержания паритета вооружений между СССР и Западом СССР приходилось строить значительно более милитаризованную экономику, поскольку по объемам и качеству вооружений Советский Союз должны был соответствовать вооружениям НАТО, страны которого имели совокупную экономическую мощь, в разы превосходящую экономику СССР, примерно в четыре раза большую численность населения – поэтому отрасль вооружений в широком смысле по необходимости должна была занимать в разы больший относительный объем, чем в развитых странах Запада. Это, помимо производства вооружений как таковых, означает и больший удельный вес в экономике различных тяжелых отраслей: металлургии, машиностроения, добычи полезных ископаемых, энергетики. А это огромная доля омертвляемых ресурсов и товаров, то есть не потребляемых как людьми (предметы потребления), так и производством (средства производства), не переносящих свою стоимость на какие-либо другие товары, выпадающих из кругооборота, то есть из воспроизводственного цикла.
Третий немаловажный фактор – это принципиально различный стиль взаимоотношений с союзниками из третьего мира. СССР интересовало распространение своего политического и идеологического влияния, а у США политическое господство должно было служить для поддержания пирамиды доллара, а впоследствии и финансовых «пузырей», надутых с помощью фондовых рынков. Если СССР помогал союзникам, тратя значительные средства, то США почти всегда обирают своих «вассалов».
Четвёртой и, возможно даже, основной (недооцениваемой) причиной уязвимости СССР (и России) являются факторы отрицательной ренты (убытка) относительно уровня цен и издержек мирового рынка: климатическая, транспортно-дистанционная и земельная.
По данным исследования Фионы Хилл и Клиффорда Гэдди  «Список 100 самых холодных городов российских и североамериканских городов с населением свыше 100 тыс. чел. содержит 85 российских, 10 канадских и 5 американских городов. Первый канадский город в списке (Виннипег) стоит на 22-м месте. Самый холодный американский город (Фарго, Северная Дакота) - на 58-м. Американцы привыкли считать Аляску предельно холодным регионом. Но главный город Аляски, Анкоридж, вообще не попадает в … сотню - он занимает 135-ю позицию, пропуская вперед 112 российских городов. Объяснение не в том, что на Аляске не холодно. Холодно - настолько, что американцы не строят там больших городов (фактически Анкоридж - единственный город на Аляске с населением свыше 100 тыс. чел.). В по-настоящему огромных городах России дело еще хуже. В Соединенных Штатах всего один городской конгломерат (Миннеаполис - Сент-Пол, Миннесота) с населением больше 0,5 млн. чел., где средняя январская температура холоднее, чем - 8°С. В России же 30 больших холодных городов» .
В этой связи следует отметить, что средняя температура января - 8°С по российским меркам характеризует весьма мягкий климат. При этом, нужно учитывать, что полоса предельных издержек (на основе анализа данных по Японии и Швеции) соответствует не - 8°С, а в лучшем случае: минус 5 – минус 7 градусам. 
Это следует из данных Таблицы 2, в которой сопоставляются показатели: с одной стороны, средняя температура самого холодного месяца (основной),  среднегодовая температура (дополнительный), а с другой стороны – плотность населения, которая достаточно адекватно и точно характеризует и «плотность экономики». Таблица представляет выборку данных по средней температуре самого холодного месяца в сопоставлении с плотностью населения (а, значит, и экономики) для Японии и Швеции, как  стран,  через территории которых  проходит линия предельных климатически обусловленных издержек. Показатель плотности населения достаточно точно характеризует и «плотность экономики». 
Данные в Таблице 2 представлены для Швеции и Японии, территории которых пересекаются полосами предельных климатически обусловленных издержек и для России, которую эта полоса пересекает в районе середины Ростовской области и далее к южной кромке Астраханской области. На примере таких стран, как Швеция и Япония (а также  Финляндия и Канада) хорошо видно, что плотность населения, а, значит, и плотность экономики снижается более чем на порядок (а по сравнению с южными и наиболее густо населенными (экономически развитыми) районами примерно на два порядка) при переходе из «нормальной климатической зоны» в область запретительных климатически обусловленных издержек.
В случае Японии – это север страны, линия, точнее – полоса предельных климатически обусловленных издержек, которая проходит по территории острова Хоккайдо в «коридоре», примерно соответствующем изотермам самого холодного месяца: минус 4,5 – минус 7 градусов. Плотность населения снижается со 100-200  человек на км2 до 15-30 человек на км2. В случае Швеции аналогичная  полоса соответствует  примерно изотермам минус 4 – минус 6 градусов. Плотность населения здесь резко падает с 60 – 100 человек на км2   до 2,5- 10  человек на км2.
Таблица 2. Изотермы самого холодного месяца в сопоставлении с плотностью населения

(См. ИЛЛЮСТРАЦИЮ выше)


  Регионы Швеции и Японии, находящиеся в полосе предельных климатически обусловленных издержек и их российские «температурные аналоги» (по изотерме самого холодного месяца)
  Регионы Швеции за пределами полосы предельных климатически обусловленных издержек и их российские «температурные аналоги» (по изотерме самого холодного месяца) – остальные (даже только представленные в таблице) регионы России не имеют аналогов в Швеции
Регионы в более теплой климатической зоне по отношению к полосе предельных климатически обусловленных издержек
*столичные агломерации дают определенное искажение (повышение) плотности населения
Плотность населения (и экономики) резко уменьшается с переходом средней температуры самого холодного месяца через некоторое предельное значение для каждой отрасли, которое варьирует в некоторых пределах для различных отраслей, образуя полосу – для экономики в целом. Таким образом, для экономики в целом наблюдается не линия, а полоса предельных климатически обусловленных издержек. Переход через эту полосу – это переход из географической зоны, где климатические факторы не оказывают значимого влияния на рентабельность производства, в зону, где без компенсации отрицательной климатической ренты положительной природно-ресурсной рентой, ни одна отрасль экономики не может быть экономически эффективной (обладающей эффективностью, достаточной хотя бы для простого воспроизводства).
Крупных городов, где средняя температура самого холодного месяца выше - 5°С в России всего один – Краснодар (минус 1,2) и еще несколько городов с населением 300 – 500 тысяч: Сочи (+5,7), Калининград (- 2), Махачкала  (~ 0), Владикавказ (-3,2). Даже Ставрополь  (около минус 5°С), как и самый южный город-миллионник - Ростов-на-Дону (минус 5,3 °С) уже находятся в полосе предельных издержек. См. также карту с изотермами января на рисунке 3, см. ниже.
То, что предприятия могут функционировать в запредельных климатических условиях (за полосой предельных климатически обусловленных издержек), объясняется тем, что отрицательная климатическая рента компенсируется положительной ресурсной рентой: углеводородной, горной, лесной, рыбной.
Российская экономика носит, в значительной мере, рентодетерминированный характер. Причем, речь идет не только и не столько о широко известной положительной углеводородной  и иной природно-ресурсной ренты, лесной, рыбопромысловой или алмазной и т.д., сколько об отрицательной климатической и транспортно-дистанционной ренте, которая возникла в связи со сменой экономической модели. При обычном развитии рыночной экономики (Европа, США) отрицательная рента, как макроэкономический феномен, не может возникнуть, поскольку соответствующие субъекты экономической деятельности не начинают или же прекращают ту или иную деятельность, которая не обеспечивает нормальной рентабельности, в том числе по причинам рентного (природного, климатического) характера. То есть отдельные производства закрываются, но это не носит массового характера. В России же в результате радикальных реформ начала 1990-х гг. произошло резкое изменение ценовых пропорций и исторически одномоментное массовое превращение предприятий, регионов и отраслей из рентабельных в нерентабельные, что в решающей мере (хотя есть и другие факторы) было предопределено попаданием в условия отрицательной климатической ренты.
               


               
Рис. 3. Изотермы января

Географически предельные климатически обусловленные издержки примерно соответствуют полосе изотерм самого холодного месяца: от минус 4 до минус 7, на уровне изотермы около минус 9 в Швеции уже начинается Лапландия. В России это примерно соответствует линии Петербург – Смоленск - Брянск – Курск. Западнее этой линии изотерм средняя январская на территории России чуть выше, восточнее – значительно холоднее. За пределами климатически обусловленной полосы предельных издержек (определенных на примере Японии и Швеции): примерно от минус 4 до минус 7 градусов оказывается почти вся территория России (оценочно 98,5 – 98,9%), а во-вторых, сами эти линии имеют тенденцию к перемещению в более мягкие климатические зоны в результате глобализационных процессов. И это еще без учета дистанционно-транспортной ренты, которая в Швеции и Японии положительна (практически все крупные города на побережье), а в России почти везде отрицательна.
Возможные обвинения в географическом или климатическом детерминизме основаны на непонимании элементарной экономической истины: не только климатический, но и любой другой фактор, влияющий на издержки (капитальные и/или текущие) имеет как область оптимума, так и область допустимых значений, так и зону критических значений, так и зону запредельных значений, близких к критическим и при определенных изменениях других факторов, имеющих возможность перейти в докритическую зону, так и зону абсолютно неприемлемых значений. Проблема климатических или географических факторов в том, что они не поддаются корректировке, либо нейтрализация их требует времени и целенаправленных усилий науки и технологического развития.
Климатически обусловленные издержки сверх предельных затрат следует разделять на три основные составляющие:
-  отрицательная земельная рента, возникающая в сельском хозяйстве (исключение составляют большая часть земель Черноземной зоны, Краснодарский край, Ставропольский);
-  отрицательная температурно-климатическая рента проявляется практически во всех отраслях экономики и регионах страны, за исключением большей части Южного федерального округа (климатическая рента в узком смысле);
- отрицательная дистанционно-транспортная рента, обратно пропорциональная плотности населения и производственных объектов и доле морского транспорта, т. е. чем ниже плотность и доля морского транспорта, тем больше отрицательная рента: Сибирь, Урал, Север, Дальний Восток.
Таким образом, можно утверждать, что, во-первых, несостоятельны утверждения о том, что «социализм» проигрывает капитализму, в том числе и по экономической эффективности в целом, а, во-вторых, что в условиях России 20 века (СССР) «социализм» был более эффективен, чем гипотетически возможный капитализм. При этом сравнительная эффективность крупной социалистической экономики (СССР) предопределяется макроэкономической эффективностью – возможностью осуществлять масштабные проекты исходя из общегосударственных целей. И если цели и способы их реализации адекватны, то это приводит к весьма позитивным экономическим, социальным и политическим результатам.
В то же время, на микроэкономическом уровне социалистическое производство в целом менее эффективно в связи с тем, что отрицательные и положительные стимулы («кнут» и «пряник») гораздо слабее по сравнению с капитализмом, особенно в стадии финансократии. Если в отношении положительных стимулов можно сказать, что действие их существенно (в разы) слабее, чем при капитализме, то отрицательный стимул при социализме практически отсутствовал, в то время как при финансовом капитализме этот стимул достигает критических уровней – вплоть до «вопроса жизни и смерти». Важным положительным стимулом капиталистической экономики является предпринимательская свобода, возможность частной инициативы и ее успешной коммерческой реализации. Соответственно, отсутствие этого стимула становится серьезным минусом социалистического общества (формата СССР).
Интересно отметить тесную взаимосвязь между положительными и отрицательными стимулами при финансовом капитализме. В обществе потребления, для которого характерна непрерывная шкала потребностей от уровня прожиточного минимума до уровня «роскоши», субъективно необходимым (продуктом) становится то, что соответствует страсти или склонности к потреблению, при этом оказывается возможным (практически для всех и каждого) потребить уже сегодня то, на что сегодня субъективно или объективно нет средств, и люди массово совершают выбор: потребить сегодня больше, чем фактически заработал, хотя это может быть и меньше, чем реально произведенная им стоимость. У работника отнимают часть заработанного, чтобы дать недостающую часть и даже большую, но уже под процент.
В ряду стран: СССР, Куба, Беларусь, конечно, опыт Советского Союза представляет наибольший интерес, поскольку это был первый и пока наиболее масштабный опыт построения ОСС в новое время, к тому же более других известный. И кубинский феномен, и современные реалии Беларуси, и целый ряд других примеров являются следствиями длительного и достаточно успешного советского опыта. Поэтому логично основное внимание уделить анализу уязвимости ОСС на примере СССР, при этом ориентируясь на выявление закономерностей, общих для всех отмеченных в заглавии и других социалистических стран. В то же время, кубинский опыт интересен, во-первых, тем, что он продолжается до сих пор, а во-вторых, тем, что кубинские руководители имели возможность в какой-то степени учесть и скорректировать негативные аспекты опыта СССР.
Кубинскую модель строительства социализма можно определить как национальную, а созданное в результате революции 1959г. новое государство как современный вариант социалистического государства. Кубинская революция вызрела и реализовалась на собственной почве. Начавшись как национально-демократическая, она переросла в социалистическую, в результате чего в стране прошла аграрная реформа, ликвидирован латифундизм, преодолена зависимость от иностранного капитала, проводится индустриализация, диверсифицируется экономика. За период 1959 – 1989гг. ВВП Кубы вырос более чем в 3,5 раза, увеличиваясь ежегодно на 4,6%, в то время как в других странах Латинской Америки – на 1,8%.  Рост ВВП «сопровождался более равномерным распределением доходов между гражданами Кубы, были обеспечены базовые материальные и духовные потребности населения, повысился жизненный уровень и качество жизни. До революции 90% кубинцев характеризовались как полностью или функционально неграмотные. Сейчас Куба – страна всеобщей грамотности. Количество университетов возросло с 3 до 47, количество профессоров с 203 до 23 487 чел., количество выпускников колледжей с 31 до 29 982 чел. Кроме того, почти все население было обеспечено жильем. До революции средняя продолжительность жизни на острове едва достигала 55 лет, сейчас она составляет 78 лет и, по оценкам ученых, к 2025г. достигнет 85 лет».  На Кубе самое большое количество долгожителей из числа неевропейских стран. Кубинцы сегодня являются одной из самых здоровых наций в мире. По уровню детской смертности Куба входит в пятерку стран с самым низким уровнем наряду с Швецией и Норвегией.
Несмотря на тяжелый удар по положению Кубы в результате проблем и последовавшего вскоре распада СССР и социалистической системы в целом Куба выстояла. В августе 1990 года «Фидель Кастро объявил о вступлении страны в «особый период в мирное время». К 1993 году валовой национальный продукт сократился на Кубе на 35%, экспорт - на 79%, импорт - на 76%. Прекратилось строительство новых жилых домов. Карточная система на продукты питания, действующая на Кубе с 1962 года, в «особый период» ещё более ужесточилась (в первое время не хватало даже хлеба, так как вся пшеница ввозилась из СССР).  Без помощи СССР, в условиях объявленного США эмбарго, объём кубинского экспорта упал впятеро, остановилось строительство, участились перебои с электричеством.  «В "особый период" Куба установила экономические связи с Канадой и государствами Западной Европы, которые не испугались окриков из Вашингтона. В это же время на Кубу стал активно внедряться Китай, политическая и экономическая модель которого, видимо, послужила образцом для кубинского руководства, явно не желавшего следовать примеру Михаила Горбачева»  Кастро отказался от «шоковой терапии» рыночных преобразований, выбранной большинством экс-социалистических стран, но совсем без реформ обойтись было невозможно, что нашло отражение в решениях IV съезда компартии Кубы (10 октября 1991 года) и в новой редакции конституции страны.
Стремясь избежать бюрократизма, отсутствия обратной связи в системе власти, а также недостатка  внимания к в значительной мере повлиявших на гибель СССР, руководство Кубы стремится следовать представлению, что  «люди — это не масса. Люди - это человек. И работа с людьми - это не формалистское, ради галочки проведение политзанятий и лекций на тему “любовь к Родине”, как было в застойном Союзе. Это работа с каждым конкретным человеком, у которого свое имя, свое лицо, личность, интересы. Подготовке партийных социальных работников, умеющих индивидуально, “по-человечески” работать с людьми, на Кубе уделяют огромное значение»
В сложившихся жестких условиях Рауль Кастро решил внедрить опробованную в собственном ведомстве систему «современного управления», которая дает большую свободу в принятии решений руководителям на местах. Одновременно по этой системе заработная плата привязывается к индивидуальным и коллективным результатам работы. Для достижения результата государственные предприятия имеют право сотрудничать с иностранными и могут конкурировать между собой. Кроме того, Рауль начал передачу государственной невозделываемой земли в руки крестьян, кооперативов и государственных сельскохозяйственных предприятий, также передав право принятия решений о номенклатуре выращиваемых культур из соответствующего министерства на места. Стоит заметить, что Куба импортирует более 50% потребляемого продовольствия, что делает ее очень зависимой от мировых цен на продукты. Соответственно, земельная реформа призвана повысить уровень продовольственной безопасности острова в условиях мирового кризиса. С осени 2010 года правительство Кубы приступило к экономическим реформам с целью снижения роли государства в экономике. Планируется, что реформы плавно, без какой-либо «шоковой терапии»,  будут проведены в период 2011—2015 годов. 20 % рабочих мест постепенно будут сокращены, а освободившееся население будет занято в частном секторе.
В октябре 2010 года правительство опубликовало налоговый кодекс. До этого времени 85 % экономически активного населения Кубы было занято в госсекторе, и среднемесячная зарплата кубинца-госслужащего составляла около $20. При этом жильё, транспорт, основные продукты питания, образование и здравоохранение были бесплатными. Новый налоговый кодекс предоставил кубинцам право заниматься лицензируемой частной деятельностью по 178 профессиям. Налоги для большинства предпринимателей фиксированы, а для высокодоходных граждан достигают 50 %. Предпринимателям разрешено привлекать небольшое число наёмных работников.  С начала реформы (осень 2010 года) по апрель 2011 года власти выдали кубинцам около 200 тыс. лицензий на индивидуальную трудовую деятельность. Таким образом, руководство Кубы, как и Китай, принимает меры по введению рыночных отношений и, в той или иной мере – капиталистической экономики при сохранении доминирующей роли государства,  ценностей ОСС, социалистической системы и стратегических целей движения к коммунизму. При этом на Кубе на данный момент отсутствуют некоторые из тех проблем, которые привели к краху СССР: прежде всего, сохраняется преемственность власти, но, к сожалению, нет гарантии ее сохранения и в сколько-нибудь длительной перспективе. На Кубе лучший морально-психологический климат, большая доброжелательность; вероятно, это, так или иначе, связано и с тем, что после революции государство гарантировало кубинцам право на свободную религиозную деятельность, и с тем, что условия жизни во многих отношениях менее суровые. Впечатляют и тем самым подтверждают правильность выбора пути развития успехи в сфере здравоохранения и увеличение продолжительности жизни. В последние годы с расширением возможностей для частнопредпринимательской деятельности начинает задействоваться и положительный стимул для активизации экономической инициативы. В целом, опыт Кубы представляет собой пример положительной динамики, прежде всего, социального, а также и экономического развития на фоне других (сходных с Кубой) стран Латинской Америки.
Беларусь также пытается соединить элементы плановой системы с рыночным механизмом, сохраняя, насколько возможно, промышленный сектор в государственной собственности. Направления государственной социально-экономической политики концептуально определены Президентом:
- главным в экономике Беларуси, по-прежнему остается государственный сектор. Приватизация объектов хозяйствования может осуществляться исключительно с согласия трудовых коллективов. Извлеченные при приватизации средства направляются на поддержку производства и создание рабочих мест;
- развитие рыночной инфраструктуры производится в соответствии с защитой потребителя;
- в сфере развития предпринимательства - введение упрощенного налогообложения для малого и среднего бизнеса в производственном секторе;
- финансовая система - приоритет на обеспечение эффективного развития производства товаров и продуктов питания;
- забота о людях труда проявляется в льготном кредитовании в жилищном строительстве.
Руководство Беларуси убеждено, что без сильной государственной власти никакие реформы неосуществимы и только такая власть в экономике переходного периода обеспечивает стабильность, регулирование и координацию всех трансформационных процессов.
Второй принцип заключается в том, что в переходный период государство проводит активную промышленною стратегию и поддержку промышленных предприятий.
В-третьих, государство в финансовом и внешнеэкономическом плане поддерживает экспортную ориентацию экономики.
Банковская система республики сориентирована на работу с реальным сектором. В тоже время в октябре 2011 года министр экономики Николай Снопков признал: "Мы не стремились увеличить частный сектор экономики, в этом не было необходимости ввиду высоких темпов роста экономики. В итоге страна отстала от стран-партнеров по уровню вклада частного сектора в ВВП... Крупный промышленный сектор является стержнем, платформой экономики, однако же единственно возможным мощным двигателем формирования устойчивого экономического роста является частный сектор, а именно малое и среднее предпринимательство». До сих пор приватизационная политика сводилась к разовым продажам госсобственности (точечная, селективная приватизация). Принят законопроект «Об объектах, находящихся в собственности государства». В соответствии с трехлетним планом приватизации на 2011-2013 годы планируется продать акции 244 ОАО. Из них в 2011 году должны быть проданы 178 предприятий. С июня 2011 года, когда в Беларуси начали активно проводиться аукционы и конкурсы по продаже этих 178 предприятий, на данный момент продано 29 ОАО.
В период с 2000 г. по 2008 г. доля людей, находящихся за чертой бедности, согласно официальной статистике, уменьшилось в Беларуси с 40 до 10%. По данным Министерства статистики, в I квартале среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (до налогообложения) составила 355 долл. в эквиваленте, денежные доходы в расчете на душу населения – 255 долл. В этот же период заработная плата белорусских бюджетников достигла 298 долл., работников промышленных предприятий – 411 долл. Самые высокие доходы на предприятиях нефтепереработки – 741 долл. Среднестатистический учитель получает около 300 долл., врач – около 500, медсестра – 174 долл.
«В Беларуси один из наименьших в СНГ разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, что отражает справедливое распределение доходов среди социальных групп населения. Беларусь является одним из мировых лидеров по уровню финансирования сферы образования – около шести процентов ВВП ежегодно. За последние пятнадцать лет численность студентов в Беларуси возросла более чем в два раза, а по количеству студентов в расчете на десять тысяч человек Беларусь вышла на среднеевропейский уровень – 445 человек, что является самым высоким показателем в истории страны. Одним из приоритетов социально-экономической политики является здравоохранение. В этой области Беларусь имеет самые высокие показатели не только среди стран СНГ, но и многих других государств мира. В частности, на каждые десять тысяч населения в стране приходится 50 врачей и 120 специалистов среднего медицинского звена, что соответствует высоким международным стандартам. В Беларуси созданы самые благоприятные условия для занятия спортом. В настоящее время в стране функционирует более 25 тысяч физкультурно-спортивных сооружений. Значительное внимание в Беларуси традиционно уделяется вопросам жилищного строительства и обеспечения жильем нуждающихся граждан, в том числе молодых семей. За последние пятнадцать лет объемы вводимого в стране жилья выросли в три раза. По масштабам жилищного строительства Беларусь занимает лидирующее место среди стран СНГ. За последние пять лет более 170 тысяч человек улучшили свои жилищные условия в рамках государственных программ льготного строительства. В 2009 году в Беларуси построено 5,8 млн. кв. м общей жилой площади, или 600 кв. м в расчете на 1 тыс. населения. Для сравнения: для России этот показатель составил 421 кв. м, Казахстана – 401, Азербайджана – 156, Украины – 139, Армении – 125, Молдовы -112 кв. м. Согласно последним данным ООН Беларусь опережает все страны СНГ и ряд крупных развитых стран, включая Великобританию, США и Францию, по уровню представительства женщин в Парламенте. Беларусь превосходит многие государства Европейского союза по уровню телефонизации населения, а по количеству пользователей сети Интернет Беларусь занимает первое место среди стран СНГ.
Стабильное социально-экономическое развитие, отсутствие межнациональных конфликтов делает Белоруссию привлекательной для иммигрантов. Наряду с Россией, Казахстаном и Украиной Белоруссия имеет положительное сальдо миграции».  Инвестиции в РБ составляют около 40 % ВВП, что свидетельствует об ориентации руководства Беларуси на устойчивое перспективное развитие страны. Однако перспективы ОСС в Беларуси в определяющей мере зависят от отношений с Россией, точнее, от того, сможет ли руководство России удержаться от экономической экспансии и диктата.
Фундаментальные отличия ОСС (социалистических) от капиталистических: «классического» и современного – «финансопаразитократического», - сведены в краткой форме в Таблице 3.
Анализ Таблицы 3   (Увы, не удалось ее сюда вставить - вышлю по запросу)выявляет четыре явных и однозначных фактора уязвимости, действующих тотально (в масштабах либо всего общества, либо подавляющего большинства) и сложно устранимых (фундаментальных, имманентных):
• Дефицит товаров, связанный не столько с недостаточностью их количества, сколько с превышением платежеспособного спроса над предложением, так как установление твердых государственных цен на товары может приводить к тому, что линии спроса и предложения не пересекаются (см. рис 4), что на более высоком уровне рассмотрения вопроса связано с проблемой тотального планирования;
• Относительная несвобода слова; ограничения свободы личности, в том числе – права на выезд за границу;
• Партийно-бюрократическая преемственность с вырождающимся качеством руководителей;
• Наличие в обществе большой доли людей, ставящих личное выше общественного, свои права выше прав других, эгоистов, индивидуалистов, потребительски ориентированных членов общества,
и один не столь однозначно отрицательный фактор:
• Недостаточность материальных стимулов – «уравниловка».
Последний фактор имеет два основных аспекта:
- субъективный - одни считали, что им (или вообще, в принципе) недоплачивают за их добросовестный труд, одновременно, переплачивая другому за его некачественную и/или непроизводительную работу;
- объективный – несоответствие или наличие заметных отклонений в оплате труда и степени его общественной полезности, что объективно сдерживало экономический рост, не говоря уже о невозможности частнопредпринимательской инициативы.
С другой стороны, ОСС заметно уступают по ВВП на душу населения «развитым» странам, что порождает факторы непосредственно внешней уязвимости и такие опосредованные внутренние факторы, как недовольство некоторых слоев активной части населения страны, что хорошо известно на примере СССР.  Более низкий уровень ВВП на душу населения вместе с «уравниловкой» в оплате труда порождает недовольство индивидуалистически настроенной фракции наиболее активной части населения.
При этом, помимо «уравниловки» внутри ОСС необходимо учитывать и сопоставление уровня доходов и потребительских возможностей внутри общества социальной справедливости с  их уровнем в «развитых» странах, где высокий уровень оплаты труда известных артистов, журналистов, телеведущих, писателей, музыкантов, спортсменов и др. позволяет финансократам одновременно решать несколько задач: обеспечивать поддержку «демократии» со стороны творческой интеллигенции своих стран и сеять недовольство  в среде творческой интеллигенции ОСС.
Исследуя тему обществ социальной справедливости, было бы упущением не упомянуть скандинавский опыт, прежде всего, шведский, который нередко (впрочем, совершенно необоснованно) называют «шведским социализмом». Шведская социально-экономическая модель берет истоки в 1930-х годах, когда социал-демократическое правительство, пришедшее к власти после мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг., заключило соглашение с крестьянской партией о государственном регулировании экономики для бесперебойного процесса общественного производства. Основная цель этого решения – поддержание эффективного спроса и полная занятость населения. Принятые меры позволили быстро преодолеть последствия кризиса. Но основные достижения нового курса, получившего в статьях публицистов название шведской модели социализма, пришлись на послевоенные годы.
               
Неучастие во второй мировой войне сохранило промышленность и инфраструктуру Швеции и позволило хорошо подготовиться к извлечению выгод от роста мировой торговли в послевоенный период. Так, в 50-е годы ежегодный рост ВВП составил 3,3%, а в 60-е – даже 4,6%. Традиционные отрасли, базирующиеся на двух наиболее важных сырьевых ресурсах – железной руде и лесе, продолжали играть важную роль, однако возросло значение машиностроения и различных высокотехнологичных секторов.
Швеция имеет свои авиастроение, ядерную энергетику, две национальные автомобильные компании, развитую отрасль по производству вооружений, две фармацевтические компании, а также телекоммуникации с высоким уровнем технологии. Подобно другим малым промышленно развитым странам экономика Швеция сильно зависит от внешней торговли – объем ее экспорта составляет 40% ВВП.
Важный элемент шведской модели – политика государства на рынке труда. Общая ответственность за ее проведение возложена на парламент и правительство, в частности на министерство труда, которому подчиняется государственная администрация рынка труда. В этой системе существует около 400 государственных служб занятости, разрешены и частные агентства по трудоустройству. Однако закон требует, чтобы все возникающие вакансии работодатели регистрировали в государственной службе занятости.
Самая низкая заработная плата в Швеции (на рубеже 20-21 веков) составляла  9-10 тыс. крон, самая высокая – 40-50 тыс. крон, разница не более 5,5 раз, что соответствует принципам социальной справедливости. Но помимо заработной платы существуют и другие способы получения дохода, поэтому разрыв между минимальной зарплатой и максимальным доходом, то есть, в размере подушевого дохода (до выплаты налога) составляет десятки тысяч раз, а, возможно, и сотни тысяч; во всяком случае, богатейший человек Швеции Ингвар Компрад богаче любого из российских миллиардеров. В экономике ведущую роль играет частный сектор.
Таким образом, шведская модель никоим образом не может быть признана социалистической - это не оценочное суждение («хорошо» или «плохо»), а констатация, при этом ориентация на социальную справедливость реализуется, в основном, в решении проблем бедности, социальной самореализации и безработицы (на Рис. 6, см. ниже, это можно показать как поднятие «дна» «луковицы» и придание ей более уплощенной, близкой к дискообразной, формы).
В Швеции при низком уровне безработицы размер пособия достаточно высок. Больничный лист работнику понадобится лишь в том случае, если он болеет более 7 дней, а выплаты по нему составляют до 80% его заработка. Средняя продолжительность жизни – 79 лет у мужчин, 83 года у женщин, высокий показатель ИРЧП.
Основные методы госрегулирования – правовые и экономические. Государство разрабатывает необходимые законодательные нормы, способствующие развитию той или иной отрасли, предоставляет льготы перспективным направлениям, а главным инструментом проведения такой политики является государственный бюджет. Известно, что в северных и южных регионах страны условия для развития экономики различные. Поэтому с помощью трансфертов правительство создает менее развитым северным муниципалитетам равные условия для предпринимательства.
Государственный сектор, включающий национальное правительство и местные органы самоуправления (муниципалитеты и областные советы), имеет широкий круг полномочий. В него входят образование, трудоустройство и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и многое другое.
Для реализации этих полномочий государственным органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемых ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высок. При этом основная часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг, в целом, сглаживая социальное неравенство. Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлины, уплачиваемые наследником) и дарение.
Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которых выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты. Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника – налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров. Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления.
Подоходный налог с физических лиц с дохода в размере не более 209100 шведских крон в год облагается только муниципальным налогом по ставке приблизительно 32 %. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом 25 %. Таким образом, максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) - 57 %. Доход от капитала облагается отдельно по ставке 30 %.


2. Теоретическое обобщение результатов анализа
Основные факторы внутренней уязвимости классифицированы в Таблице 4 (см. отдельную иллюстрацию).



Рис. 4. Спрос и предложение в СССР







1. На внешнеполитическом уровне уязвимость ОСС, проявляется, прежде всего, в неравенстве «физических сил»: финансовых, экономических, политических, военных, информационных, то есть, в конечном счете, властных ресурсов. Доминирующим в мире является строй «социальной несправедливости»: эксплуатации, финансового и прочего паразитизма, неравенства. В последние века «общество социальной несправедливости» достигло наивысшей формы развития, став финансопаразитолжекратическим и доминирующим на всем земном шаре. Известные опыты построения ОСС представляют собой попытки отдельных стран, вырваться из-под все более глобализирующейся власти финансопаразитократов. В XX веке наблюдалось развитие 2-х тенденций: усиление могущества финансопаразитократии и появление в институциализированной форме государств и блоков стран - альтернативы.
2. ОСС имеют значительно меньший опыт и менее проработанную теорию, поскольку осознанное, осмысленное социально-государственное строительство – задача настолько сложная, многодисциплинарная и комплексная, что без наработки эмпирических знаний едва ли возможно создать успешную теорию строительства ОСС. В то же время и создание адекватной теоретической основы требует выхода за пределы Ньютоно-Картезинаской парадигмы науки и способа мышления. Паллиативные решения (на ближайшую и среднесрочную перспективу) предполагают сочетание государственной экономики (сырьевой сектор, стратегические предприятия, крупные компании государственного и регионального масштаба, градообразующие предприятия, банки, страховые организации и ряд других) и государственного регулирования экономики, с частно-государственным партнерством и частным предпринимательством, которое используется, с одной стороны, как способ более полного использования научного, творческого и предпринимательского потенциала на благо народного хозяйства, а с другой стороны, в основном, снимает недовольство предпринимательски активной части общества невозможностью реализовать свой потенциал.
3. Как внешние, так и внутренние факторы уязвимости требуют глубокого анализа и выработки специальных мер в отношении каждого из факторов. При этом, сами меры подразделяются на ряд типов – прежде всего, это меры по: устранению, ослаблению, нейтрализации, компенсации факторов уязвимости.
4. Внешним факторам должно быть уделено не меньшее внимание, чем внутренним – есть основания полагать, что при отсутствии внешнего деструктивного воздействия - ОСС (прежде всего, Советского Союза) смогло бы развиваться и далее, постепенно избавляясь от внутренних факторов уязвимости, хотя нельзя исключать и варианта обратного самопроизвольного перерождения ОСС в общество «социальной несправедливости».
5. На внешнем уровне и, в значительной мере, на внутреннем – противником ОСС является паразитофинансократия. «Власть денег», как наиболее краткая характеристика сути финансопаразитократического общества (ФПО) в корне порочна, но она проработана почти в совершенстве и воплощена на практике, прошла длительную апробацию и достигла зрелости, завершенности в качестве основы для эффективного с точки зрения субъектов власти управления.
6. Концепция «общества социальной справедливости» 20 века, в значительной мере отталкивается от противного – строится на отрицании основополагающих положений «капитализма» или – в более широком смысле – общества социального неравенства, эксплуатации и паразитизма. При том подходе обе противоположные концепции оказываются объединены тем, что находятся на одном и том же уровне понимания мироустройства, общества и человека. Разница заключается лишь в том, что социалистические идеологи относятся к человеку позитивно, и, возможно, идеализируя человеческую природу, ратуют за совершенствование человека до такого уровня, когда «усовершенствованные» (или совершенные) люди смогут сформировать идеальное (коммунистическое) общество, а капиталистическая – негативно и склонна эксплуатировать не только трудовой ресурс, труд человека, но и почти все его низменные свойства и качества, ведя общество по пути личностной деградации. При этом весьма любопытным фактом является то, что социалистические и коммунистические идеологи – будучи приверженцами диалектического и исторического материализма и отрицая религию и ее институты (а на практике это отрицание вылилось в гонения на церковь и религию), тем не менее, на практике,  утверждали примат духовного начала над физическим или грубоматериальным, в то время как «капитализм» (а до него и «феодализм»), формально не вступая в конфликт с религией и ее институтами, де-факто подтачивал основы духовности  общества и в итоге, формально христианское общество, в действительности базируется, в основном, на антихристианских ценностях.
7. Среди внутренних ФУ наиболее углубленного изучения требует группа имманентных известным на данный момент ОСС факторов: теоретические проблемы построения, осуществления и воспроизводства (преемственности) власти в ОСС с обязательным обеспечением эффективных обратных связей, задачи обеспечения эффективного управления экономикой, проблемы тотально планового подхода, паллиативное решение которых может быть достигнуто путем сочетания стратегического и программно-целевого государственного подхода с поддержанием рыночной среды в сфере товаров народного потребления, проблемы личностной «психогенетической неоднород-ности» членов общества, проблемы морально-нравственного состояния общества, концептуальные проблемы построения ОСС в целом.
8. Нет однозначного ответа на вопрос: имели ли созданные в прошлом веке государства-общества «социальной справедливости» ресурсы для решения внутренних проблем (если бы не действовали внешние деструктивные факторы), в частности, проблем:
- с нарастающей социальной несправедливостью внутри обществ социальной справедливости, в том числе с коррупции;
- с негибкостью, догматизмом, деградацией и преемственностью верховной власти;
- с многочисленными ограничениями, которые не всегда были обоснованными, но даже и будучи обоснованными – вызывали неприятие части общества, однако, вместо объяснения, обоснования причин этих (разумных, правильных) ограничений власти, как правило, прибегали к карательным мерам.
При этом необходимо учитывать, что в значительной мере, внутренние проблемы обусловлены внешней цивилизационной (политической, информационной, экономической, милитаристской) агрессией, прежде всего:
- строгость и многообразие ограничений,
- значение, развитость и активность деятельности «карательной системы»,
- нарастание недовольства со стороны социально высших слоев интеллигенции (известные писатели, музыканты, художники, артисты, журналисты), с одной стороны, ограничением свобод, а с другой – на порядки более низкими доходами, чем у их западных коллег, впрочем, выполняющих там важные функции по поддержанию ОСН.
9. Есть и такой важный аспект, как соотношение справедливости и человеколюбия (любви – в более общем смысле). Проблема в том, что справедливость – это принцип, а в случае, когда между любовью и справедливостью выбор делается в пользу справедливости, то это ошибочный выбор, и это необходимо учитывать при формирование нового ОСС.
 


3. Выводы и рекомендации для практики государственного управления в России

1. В стратегическом плане – в России необходимо подготовить условия для осуществления перехода к ОСС на качественно ином уровне, на основе глубокой концептуальной проработки в русле новой научной парадигмы (предыдущие попытки осуществлялись на базе устаревшей Ньютоно-Картезианской парадигмы). На концептуальном уровне проблемой обществ социальной справедливости является то, что его концептуально-теоретическая основа требует гораздо более глубокой проработки, чем концепция финансопаразитократического общества (вульгарного материализма, паразитизма, агрессии, борьбы за «место под солнцем») и масштабной образовательной работы.

2. Коренным образом должна быть пересмотрена концепция и система образования и воспитания на основе новой научной и мировоззренческой парадигмы. Человек, общество в целом, должны быть достойны общества социальной справедливости. «Вчера» они были достойны того, что есть «сегодня» -  с поправкой на инерционность процессов (то есть, даже, если все условия для перехода к ОСС созрели, нужно учитывать некоторую инерцию, как объективно существующую, так и связанную с сопротивлением паразитофинансократии).

3. Необходимо разработать и реализовывать информационную политику, в том числе, в части массированной и глубоко продуманной СМИ-интервенции в международном масштабе с целью преодоления смыслового (понятийного) и фактического искажений информационного поля и восстановления адекватного представления о ситуации в мире. Это позволит нейтрализовать или уменьшить воздействие внешних ФУ.
4.  Разработку социально-экономической модели предлагается осуществить на основе  принципов и положений Гуманистической экономики, которая исходит из того, что экономика должна служить благу всех людей, общества, гармоничному развитию каждого человека, то есть, благу не только в «материальном» смысле, но в первую очередь в плане личностного — духовного и душевного развития. Это означает, что экономика работает в интересах всех, а не «подавляющего меньшинства» как сейчас. Экономика служит людям, а не наоборот. При этом общество имеет возможность улучшать функционирование экономики, стремясь сделать ее отвечающей как долгосрочным интересам общества, так и краткосрочным интересам людей — при поддержании баланса между духовными, душевными, материальными потребностями.
Практические следствия:
1) Структура экономики. Структура экономики должна быть спроектирована (точнее, постоянно проектироваться с учетом меняющихся обстоятельств) с целью удовлетворения долгосрочных и текущих потребностей общественного развития с учетом критериев социально-эколого-экономической эффективности, территориальных, прежде всего природ но-климатических условий и выравнивания уровня и качества жизни. Структурная политика должна разрабатываться специальными научно-исследовательскими институтами на альтернативной основе.
2) Стратегическое планирование.  Экономика должна развиваться на основе долгосрочных стратегий. Стратегическое планирование призвано обеспечивать устойчивость экономики, экологическую безопасность развития, переход к использованию возобновимых ресурсов вместо невозобновимых, снижение и в конечном счете исключение использования невозобновимых природных ресурсов, улучшение территориального распределения экономики, отраслей, производств, а значит, и населения, конверсию мегаполисов в экопоселения (основная часть населения будет жить не в крупных городах, а экопоселениях, в том числе — небольших «наукоградах»).
3) Отраслевая политика. Содействие развитию созидательных, полезных для общества видов деятельности: экологически чистой энергетики, экологичного сельского хозяйства, производства высококачественных продуктов питания; автомобильных, железных дорог; инфраструктуры; обеспечения качественной водой всех жителей страны; экологичного общественного транспорта и индивидуальных средств передвижения; науки, образования, ориентированного на духовное развитие; передового здравоохранения, базирующегося на здоровом образе жизни, правильном питании; туризма, малого бизнеса во всех полезных для общества сферах. Содействие может осуществляться в форме прямых инвестиций, льготных (беспроцентных) кредитов, льгот по налогообложению и таможенным пошлинам, ускоренной амортизации и других видов помощи и партнерства. Сворачивание и ликвидация нелегальных и вредных отраслей, таких как: производство сигарет, алкоголя, поддельных медикаментов, наркотиков, работорговля и торговля органами. Легально действующие производства и торговля (сигареты, алкоголь) должны быть исключительно государственными, имеющими планы постепенного сокращения, увязанными с образовательно-психологическими мерами воздействия.
4) «Пространственная» экономика. Оптимизация территориального распределения производств различных отраслей  экономики, поселений; первичных и вторичных отраслей, сельского хозяйства, транспортных, энергетических и прочих объектов и коммуникаций с учетом  экономической эффективности и возможностей поддержки необходимых видов деятельности. Территориальная оптимизация должна учитывать такие факторы, как климат, транспортная доступность, ассимиляционная способность природы и другие.
5) Занятость. Нужно создавать условия для обеспечения людей полезной для общества работой, с точки зрения критериев эффективности, опирающихся на цены мировых рынков. Лишение человека права работать в том месте, где он родился и вырос, где он хочет жить, на том основании, что его труд нерентабелен исходя из глобальных критериев  эффективности, следует считать нарушением прав личности, не совместимым с принципами гуманистической экономики. Невозможно гарантировать право на любую работу в любом месте, но государство должно резервировать значительные средства, полученные в основном из рентных доходов, на покрытие издержек, обусловленных факторами отрицательной ренты.
6) Экономика домохозяйств. Домашняя  экономика должна рассматриваться наравне с традиционной товарно-денежной экономикой как с точки зрения масштабов, затрат времени, так и с точки зрения полезности, важности. В перспективе целесообразно снижение продолжительности рабочего времени на товарно-денежную экономику в пользу «домашних работ».
7) Транспортная политика. Для гуманистической экономики будет характерно преимущественное развитие общественного транспорта: удобного, скоростного, безопасного, экологичного и экономически эффективного.
Персональный транспорт будет все в большей степени использоваться для перемещения на небольшие расстояния и будет представлен приспособлениями для передвижения, работающими на мускульной силе или за счет экологичных источников энергии.
8) Собственность на средства производства. На начальном этапе (речь идет как минимум о десятилетиях) построения гуманистической экономики частная собственность (в различных формах) рассматривается в качестве важного и даже необходимого компонента экономики. При этом в частной собственности могут находиться, как правило, мелкие предприятия, компании сфер производства, услуг, торговли, прежде всего, в сельском хозяйстве и пищевой отрасли, венчурные компании. Поскольку размер личного дохода будет ограничен (подоходным налогом), то нахождение в частной собственности крупных компаний и корпораций будет практически лишено смысла, хотя во многих отраслях может и не быть запрещено.
9) Ликвидируются условия для существования обратной зависимости между вкладом индивида в создание общественно-полезного продукта и его доходом. Реальная ситуация весьма далека от этого: пожалуй, для высоких доходов обратная зависимость между доходом и общественной пользой является скорее правилом.
Практические следствия:
a) Финансовая и страховая система должна служить интересам общества и развитию экономики:
; процентные деньги должны быть заменены беспроцентными;
; кредиты должны стать эффективным инструментом государственного управления в сфере реализации структурной и пространственной политик (приоритеты будет определять не стихия финансовых рынков, а расчеты на альтернативной основе специальных институтов по типу ЦЭМИ);
; страхование не должно быть нацелено на максимизацию доходов, а потому, скорее всего, будет в перспективе государственным, как и банковская система.
Для конструирования денежных систем национального уровня основными выводами из советского наследия и из опыта применения альтернативных беспроцентных и демерреджных локальных и региональных валют являются (помимо, естественно, суверенности эмиссионной и финансовой политики) следующие: деньги должны максимально эффективно выполнять две функции: средства обмена (платежа) и меры стоимости, для чего деньги, во-первых, должны быть беспроцентными (государственные банки могут применять как нулевые, так и небольшие процентные ставки ). Во-вторых, денежные системы должны способствовать максимально полному и эффективному вовлечению трудовых ресурсов в производительный труд, то есть должны быть исключены ситуации, когда люди не могут производить полезный продукт по причине отсутствия денег в бюджетах, у предприятий и организаций  или у частных потребителей - для этого может оказаться целесообразным вводить даже при наличии беспроцентной национальной валюты локальные денежные системы, а в перспективе может быть использован и советский опыт централизованной многофилиальной банковской системы
10) Рентные доходы от добычи и переработки природных ресурсов не должны присваиваться в частном порядке. Должна быть разработана и реализована политика учета и гармонизации рентных факторов, т. к. для развития российской экономики ключевым базисным фактором является взаимодействие положительной ренты от природных ресурсов и отрицательной природно-климатической ренты (земельной, температурно-климатической и транспортно-дистанционной).
11) Прозрачность для общества данных о корпоративных и персональных доходах. На сегодня такая информация считается самой секретной, что не с лучшей стороны характеризует современную цивилизацию и, в частности, экономику. Если бы полезный вклад соответствовал полученному доходу, если бы не было узаконенного воровства, то и скрывать было бы нечего.
Распределение доходов в обществе должно иметь форму (в первом приближении) двояковыпуклой линзы.
12) Мотивация к труду состоит в следующем:
; производить полезный для общества продукт;
; улучшить окружающую среду, общество и сделать людей счастливыми; 
; выразить в труде свое творческое начало, знания, опыт, умения, навыки и достичь большего профессионального мастерства, совершенства;
- достичь заслуженного общественного признания.
Основными принципами оплаты труда распределения должны быть:
- общественная полезность и прямая зависимость зарплаты/дохода от приносимой обществу пользы; исключение возможности получения доходов от деятельности, наносящей вред ОСС;
- установление абсолютной планки максимального дохода и максимально допустимой разницы между минимальным и максимальным уровнями дохода

4. Нерешенной проблемой обществ социальной справедливости является проблема передачи власти. Если первое поколение новой власти – это убежденные социал-революционеры, личности с безусловным приматом духовного над материальным в системе своих основополагающих ценностей, приматом общественного над личным, которые, как правило, с риском для жизни, презрев благополучие в рамках «несправедливого общества» и благодаря выдающимся чертам и силе характера, уму и знаниям, сумели реализовать свои устремления и придти к власти, то следующее поколение оказывается людьми другого сорта, калибра, уровня понимания глобальных и внутренних процессов, другой системы ценностей.  На примере СССР – масштаб личности Ленина и Сталина, с одной стороны, и  Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина несопоставимы.
И это – фундаментальная проблема как в практическом плане, поскольку достаточно быстрая деградация (инволюция) руководителей не может не сказаться на развитии страны, так и в теоретическом – поскольку деградация руководства представляет собой закономерное явление. В этой связи, однако, нельзя не отметить, что в Китае в течение нескольких десятилетий проблема преемственности власти на практике решается. Кандидат на «пост первого руководителя страны проходит долгий путь и обкатывается на ряде важных должностей. И выбор никак не может быть случайным .» В стратегическом плане - должна быть пересмотрена концепция и система образования и воспитания на основе новой научной и мировоззренческой парадигмы, в том числе отбора, воспитания и образования (с детских, юношеских лет) будущих кадров для работы «во власти» 

5. В краткосрочном периоде в качестве мер в направлении движения к ОСС следует пересмотреть налоговую, эмиссионную, ценовую и инвестиционную политику, а также значительно повысить заработную плату всем категориям, получающим ее из бюджетов различных уровней. Необходимо пересмотреть экономическую политику в целом, повысив роль государства и государственного регулирования, в том числе, в стратегическом плане, с целью обеспечения верных решений на макроэкономическом уровне в плане приоритетов отраслевого и регионального развития и обоснованной защиты отечественного производителя.

6. Распределение доходов в обществе социальной справедливости должно иметь не форму «луковицы» (или «перевернутой воронки») со стрелой, стремящейся в бесконечность (см. Рис. 5), а эллипса (в первом приближении).




























Рис. 5 Распределение подушевых доходов в обществах социальной несправедливости