Зеркало для Создателя

Влад Ривлин
     Когда мир был создан, Создатель вдруг почувствовал, что для завершённости его созданию чего-то не хватает. Этим «чего-то» было зеркало, но не простое, а способное отличать доброе от злого и разумное от неразумного, потому что любому создателю необходим критик, способный оценить творение Мастера, увидеть его достоинства и недостатки. И тогда Создатель сотворил обезьяну.

     Поскольку обезьяне суждено было стать зеркалом мироздания, она должна была видеть больше других. Поэтому создатель подарил ей способность становиться на задние лапы, чтобы таким образом она видела больше других созданий. Но, став на задние лапы, обезьяна вместо конструктивной критики стала кривляться, передразнивая Создателя.

     – Нехорошо получилось, – нахмурил брови Создатель, глядя на кривляющуюся обезьяну, и решил придать ей человеческие черты, дабы исправить ошибку.

     Но, приобретя человеческие черты, обезьяна не только не перестала кривляться, но к тому же ещё, уверовав в собственные гениальность и неповторимость, стала громко ругать и смеяться над Создателем и Его творениями.

     – Не для того я тебя создал, чтобы ты кривлялась и несла всякую чушь! – возмутился Создатель.
     – Тоже мне, творение! – заулюлюкала обезьяна. – Созданный тобою мир скучен, а мои кривляния поистине гениальны!

     Уверенная в собственной неповторимости, обезьяна прыгала по деревьям и громко кричала о своих талантах. На её крики собрались все земные твари, и каждая из них на своём языке либо смеялась над обезьяньей глупостью, либо возмущалась её наглостью. Обезьяна же воспринимала смех окружающих как признание своей исключительности.

     – Зеркало получилось кривым, – с горечью подумал Создатель.
     – В чём проблема?! – воскликнул вдруг выросший как из-под земли чёрт. – Раздели их: пусть обезьяна будет отдельно и человек отдельно.

     Увидев ошибку Создателя, чёрт сразу же решил воспользоваться ею в своих целях.

     – Из обезьяны получится отличное зеркало для моей комнаты смеха, – размышлял чёрт. – Пусть мой вечный оппонент и его помощники думают, что это всего лишь шутка. А на самом деле в моих зеркалах они смогут увидеть себя в своём истинном свете, так, как их вижу я,  – потирал лапы чёрт, предвкушая удовольствие от своей проделки. – А из человека выйдет отличный помощник мне, – уже прикидывал чёрт, развивая свои планы.

     – Быть посему, – решил Создатель после долгих размышлений и разделил обезьяну и человека.
     – Позволь мне забрать к себе обезьяну, – попросил чёрт у Создателя.
     – На что она тебе? – спросил Создатель чёрта.
     – Она пригодится мне для комнаты смеха, которую я устроил у себя.
     – Ладно, забирай к себе обезьяну, – согласился Создатель.
     – Приходи ко мне в комнату смеха со всем своим воинством, вам понравится, – пообещал чёрт, ехидно усмехаясь.
     – У меня ещё слишком много работы с человеком, – сказал Создатель.
     – У меня тоже, – про себя усмехнулся чёрт и исчез под землёй точно так же, как и появился.

     А Создатель внимательно смотрел на своё новое творение. Едва отделившись от обезьяны, человек тут же стал приспосабливать весь окружавший его мир под себя: камень и палку – под свою ладонь, шкуры животных – для того, чтобы согреться. Он находил применение всему: воде, огню, железу и даже воздуху. Создатель был озадачен: «Как назвать новое творение? Человек оказался любознателен и ненасытен. Чего же он хочет? Завладеть моим миром или создать свой собственный? Стать равным мне или превзойти меня? Так кто же он в созданном мною мире: ремесленник, мой ученик или тоже Мастер, решивший бросить мне вызов? И что мне с ним делать? Он способный ученик, и как Учитель я не могу не радоваться его успехам. И плох тот ученик, который не способен превзойти своего Учителя... Да и не обойтись мне без него, ведь даже мне нужен кто-то, с кем я мог бы поговорить...» Размышляя так, Создатель и не заметил, как человек, окончив свой дневной труд, неподвижно замер, стоя на земле, и смотрит в небо.

     – Кого ты ищешь в небе? – спросил Создатель, обращаясь к человеку.
     – Я ищу, с кем бы мне поговорить, – ответил человек.

     Создатель внимательно посмотрел на человека и в его взгляде вдруг увидел выражение собственных глаз, тот же постоянный поиск совершенства. И лишь тогда Создатель сказал, глядя на своё творение: «Хорошо!» После небольшой паузы Создатель спросил человека:
     – Ты выбрал себе имя?

     Но человек ещё не знал ответа, поскольку не решил для себя, какой путь ему выбрать: ремесленника, подражателя, обезьяноподобной кривляки или Мастера, бросившего вызов самому Создателю. Вопрос этот и до сих пор открыт.