О дальних-дальних предках. Часть V

Ольга Косарева
               

                Огузы. Печенеги. Кипчаки.

                Огузы.

    Огузы были многочисленными тюркскими племенами, родственниками кипчаков. Легенда гласит:

    Жил-был могучий Огуз-хан. Стада его были неисчислимы, что трава в степи, табуны – что реки полноводные, богатством хан владел несметным. Ну и жил бы себе мирно с таким хозяйством-то. Так нет, не сиделось Огуз-хану на одном месте, в родном кочевье. Все воевать рвался. Видно жадность когтями впивалась в сердце, крови просила душа беспокойная. В одном жестоком бою погиб его верный нукер (воин-охранник). А у нукера того только-только сынок народился. Усыновил его Огуз-хан, Кипчаком назвал. Когда Кипчак вырос, стал грозным воином, приемный отец много илей-земель ему дал, много нукеров-воинов дал. И послал завоевывать края дальние, что раскинулись у реки Итиль (Волги) и у реки Яик (Урала). Завоевал Кипчак те земли и царствовал там триста лет. А от сына Кипчака Лач-бия пошло племя башкир.

   На самом-то деле не так было. Огузы – это отдельное племенное образование, а кипчаки – другое, хоть и родственное. Что за название такое – огузы? Никто не знает. Вроде как «ог» – это стрела, а «оз» – множественное число, получается – множество стрел-племен.

    Вот смотри: сначала были гунны, прародители тюрков. Захватили почти всю Европу и Азию. После того, как  франки их разбили, истаяли гунны, как вешняя вода. Их место на востоке заняли тюрки. К третьему веку новой эры их стало так много, что язык можно сломать, пока все племена тюркские перечислишь. Объединились все эти племена в четыре могучих союза: тюрки-ашины, огузы, кыпчаки, кыргызы (мы их сейчас киргизами называем). Позже уйгуры (родственники угров) прибавились. Заняли эти союзы почти всю Азию: от Северного моря (Байкала) до Китая, от Тихого океана до Средней Азии. Каганат создали гигантский. Ну, как водится, дрались меж собой за власть, за пастбища. Развалили каганат на части, новые каганаты, что мыльные пузыри возникали и лопались. В общем, жили - не тужили. Волновались, подобно океану бескрайнему, волны штормовые расплескивали в разные стороны.

   Огузская «волна» докатилась до Аральского моря. Тут же появился Огузский каганат – как же без этого. Поуспокоились слегка огузы, на полукочевой образ жизни стали переходить, торговые связи с другими странами налаживать.

                ***

                Печенеги.

    От огузов отделилось племя, которое сами огузы называли «бечене» по имени их предводителя Бече. В истории они стали известны как печенеги. Погуляли печенеги по Великой степи, остановились сначала у Каспийского моря. Это уже в VIII – IX веках было. Там посидели, на Волгу пошли. Вытеснили венгров, родственников угров. Венгры свою землю Леведия называли, а печенеги переименовали ее в Пачинакию. И горы, которые мы сейчас называем Жигулевскими, тогда Печенежскими назывались. Два века процарствовали печенеги в Волжских степях. Но ведь кочевники – это такой народ, что вечно им куда-то двигаться хочется. Двинулись на запад, с Киевской Русью воевать начали.

   Надо сказать, что говорили-то они на тюркском языке, а внешностью сильно от тюрков отличались. Много среди них было узколицых, темноволосых. Запросто с другими народами можно спутать – и среди русских не все ведь русоголовыми были. Ну, а чего ж ты хочешь? Сталкиваются – значит не только воюют, но и живут рядышком, женятся, детишек рожают не поймешь какого племени. В нас, их потомках, жуть сколько кровей различных намешано. Вот, говорят, рыжеволосые аж неандертальские корни имеют. А моя мама - геолог объездила весь Башкортостан вдоль и поперек, так вот она говорила, что степные-то башкиры узкоглазые да скуластые (тут явно монголы постарались), а в горах она встречала тонколицых башкир с серыми большими глазами. Видно спрятались они надежно в своих горах, не смешались с монголами, а вот с соседями финнами общий язык нашли. Я-то сама таких башкир не видала, так что подтвердить сей факт не могу.

   Но вернемся к печенегам. И русские и печенеги быстро поняли, что внешность похожую можно с выгодой использовать: засылали во вражеские станы шпионов, тех, кто язык чужой знал – их и не могли отличить от своих. С Русью печенеги то воевали, то мир заключали, да на других совместно нападали. Особенно киевского князя Святослава боялись – от одного его имени дрожали, легенды о нем складывали. Дрожали-то не все. Самые смелые подкараулили дружину Святослава у днепровских порогов, напали из засады и убили храброго князя. Печенежский князь Курия сделал из черепа Святослава чашу, выстелил ее золотом. Это у всех древних воинов обычай такой был – за честь почитали пить из черепа достойного соперника. А Курия не только сам из той чаши пил, но и жене давал испить, чтобы родила она сына, похожего доблестью на Святослава.

   Не выдержали киевляне, наголову разбили печенегов. Рассыпались печенеги на разные племена (берендеев, черных клобуков и еще всяких других). Позже часть печенегов к татаро-монголам пристала. Когда русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Донского встало перед татаро-монголами на Куликовском поле (было это 8 сентября 1380 года), то, по традиции, сначала два богатыря должны были сразиться. С нашей-то стороны выбрали богатыря Ослябю, а от вражеского войска выступил печенег Челубей. Сразил Ослябя Челубея. Началась битва яростная. Победили русские татаро-монгол, скинули их иго.

                ***

                Кипчаки.

   Познакомимся теперь с кипчаками (кыпчаками). Раньше кипчаки сирами звались. Китайцы с ними долго боролись и победили наконец – вдребезги разбили давних врагов. Оставшиеся сиры другое название себе придумали – «кипчаки», что значит «неудачливые», «злосчастные». Это у них так принято было: случится беда какая с человеком ли, с племенем ли, так надо срочно имя сменить, назваться уничижительным прозвищем-оберегом (оберег – то есть оберегающий от мести кровожадных духов).

   А потом кипчаки в союз с тюрками-ашинами вступили. Язык-то у них, почитай, общий был, да верили они в единого бога Тенгри (высокое синее небо) и жену его Умай (землю), гору Отюкинскую Чернь называли священной. Потом кипчаки вытеснили огузов и печенегов, захватили власть над Великой степью. Стала степь называться Дешт-и-кыпчак, что значит Великая Кипчакская степь.

   Кочевники народ «тертый», не боялись никаких препятствий на своем пути. Надо через реку переправиться, так они делали лодки из лошадиных кож. Сошьют большие мешки, набьют их соломой, скрепят меж собой так, что капля воды не просочится, прикрутят жгутами к деревянному каркасу – вот тебе и лодка. Повозки, семьи, скарб на таких лодках перевозили. А зимой по снегу на лыжах мчались, уцепившись за вожжи взнузданного коня. Захватят какой край, обустроятся в нем, тут же стремятся каганат создать, чтобы всех здесь живущих напрочь подчинить. Связи торговые с другими народами наладят, дома построят. Бедняки-то так и оставались на тех местах, для родившихся детей это уже родина была. О родине дальней своих родителей и предков из рассказов и легенд узнавали. А те, кто побогаче, кочевая аристократия, рвалась дальше, на новые земли.

   Аристократов своих, что мужчин, что женщин, кипчаки с большим почетом хоронили. Ставили на высокий курган камень с вырезанной на нем мужской или женской фигурой. Балбалами те каменные изваяния назывались. Русские их всех «каменными бабами» звали. Десятки тысяч таких балбал в Великой степи стояли – группами, поодиночке. Степь была вся «утыкана» ими. А когда татаро-монгольское нашествие началось, так кипчаки хитрость придумали: стали «каменных баб» в специальную яму над могилой ставить – придут враги и ничего не найдут – все выровнено, ничего не видать.

  Многие башкирские роды произошли от огузов, печенегов, кипчаков: роды бурзян, тангаур, усерган – от печенегов и огузов; роды кыпсак, тамъян, канлы – от кипчаков.