Муза-практикантка

Александр Ярошенков
      Поскольку живу я в лесу , то частенько тем и занимаюсь , что обхожу его когда по делу , а когда и просто , что б в избе не сидеть . Люди такой порой ко мне захаживают редко , да  и то , кто дорогу спросить , а кто просто согреться или  жажду утолить . Поэтому и замОк  у меня чаще просто небрежно навешан  не от воров , а что б понятно было - хозяина дома нет .

 А тут праздники на носу. Пошёл ёлку приглядеть . Вернулся  уже под вечер. Вижу замок снят, дверь приоткрыта. Вот, думаю, кто то не совсем воспитанный побывал. Ну посиди, передохни, кофе -чаю попей, так уходя замок на место повесь. Мало ли на ночь не вернусь. Будут сквозняки по избе гулять. Ладно, успокаиваюсь, лишь бы бардака незваные гости не оставили и на том спасибо.

  Зашёл в избу и своим обострённым чутьём на людей, определяю - в избе кто то есть. Пугаться то мне нечего. Cам кого хочешь напугаю. А для воров добра то у меня, одна деревенская утварь. Смело захожу. И вижу. Девчушка, на вид старшеклассница или в крайнем случае студентка.  Книги с неподдельным интересом разглядывает. Их у меня, не сказать- библиотека, но почитываю. Иногда находит что-то. Особенно зимой. Дровишки в печи подпалишь, в кресле поудобнее.c книжкой устроишься, да под треск поленцев не спеша и окунаешься в мир, очередным автором, придуманный . Может в городе, на диване лёжечи, тоже не плохо читается, только там, небось, шум посторонний, что минуту отвлекает. А у меня только что б чтение увлекло, а дальше ни тебя спать кто погонит, ни ворчания, что кому то свет мешает.
 
 В общем гляжу я на эту гостью и понять не могу. Стемнеет скоро, а она вроде никуда и не торопится. Даже кажется, специально меня дожидается. Только я подумал, как ей дать о себе знать, как она сама меня заметила. И совсем не  растерянно, а радостно так:
- Здрастье ! А я уж испугалась , что одной ночевать придётся . А у вас наверно мыши есть ?
- Да какие ж могут быть мыши,- пока ещё с удивлением, отвечаю, -  когда кот имеется.
Тут и сам вдруг растерялся. Как это не заметил, что кот меня на пороге не встретил?.Такого не бывало, поэтому и спрашиваю:-
 -Кстати, не видела где он ?
- А пошёл куда-то. Я ему попыталась объяснить, что к чему, но он  слушать не стал.
-Плохо объясняла. Он у меня понятливый. - в тон ей , думая, что она шутит.
- Говорю ж не дослушал, развернулся молча и ушёл, - отвечает, слышу,  вполне серьёзно.
-Так ты по-кошачьи говоришь, коль что то объяснить хотела? - всё ещё почему то спокойно продолжаю спрашивать.
-Да - говорит - пока только по-кошачьи и по собачьи. Потому про мышей и спросила.
- Пока? Это почему “пока”?
- А этим языкам нас первым делом обучают. Потом уж по-птичьи, по-рыбьи .. По мышино- крысиному тоже. Только это у нас самая не любимая дисциплина. Хомячий диалект ещё куда ни шло, а вообще с грызунами разговаривать бррр ... Даже наш педагог и та только вид делает, что ей всё равно.
- Вона как! - всё ещё веселюсь.- Так ты лесная фея ?
- Неа.- отвечает и  достаёт из своей, не поймёшь какой сумки, "корочку " и с таким гордым видом протягивает. А самой аж не терпится, что б я с ней ознакомился. Вижу, ещё чуток повременю, сама подскочит и раскрыть поможет. Ну раскрыл, читаю: Муза Талантовна Вдохновенская.

  Мне б дальше читать, да только от прочитанного ещё веселее стало.
- Надо ж, как это тебя нарекли. По какому такому случаю?
Она мне  нисколечко не смущаясь:
- Вообще то я пока и не муза даже. Но учусь. Это я сама себе в зачётке для красивости написала. Согласитесь, что звучит?
Пригляделся внимательней, не чокнутая ли? Да нет. Разве что внешне какая то с нелепицей. Что ж, разберёмся.
- Звучит не звучит, а ко мне то по какому делу?
- А у нас сейчас практика, вот меня к Вам и определили.
- В смысле?  Помогать? Так я ещё сам и воды принесу и дров наколю. К тому же не женская это работа. А ежели поесть приготовить, так я не привередливый. Успела заметить, что лакомств особых нету? Кстати, ты хоть чаю попила?
 - Это мы после вместе попьём, если не прогоните. А к вам я не в домохозяйки  направлена.
- Ну раз так, тогда  уж давай  по порядку. Кем направлена и за что тебя в такую глухомань?
Сам уже в своё кресло сел и решил выяснить, в чём тут подвох.

  А она девчонка бойкая. Прямо скачет по комнате, всё чего то потрогать должна, разглядеть. И при этом объясняет:
-  Так у меня сессия на носу, а для неё в нашем ИЭМ нужно практику пройти. Там,(и вверх пальчиком тычет)  не знаю уж как, но по возможности, одиноких и не особо занятых находят и к ним направляют.
- Интересно. Что это за ИЭМ, где  зачем то звериным языкам обучают? И почему меня ни кто не уведомил?
- Не уведомили специально. Что б всё по честному. " Пришёл. Увидел. Победил "-слышали? У нас- " Пришла. Увидела. Убедила". Прийти я уже пришла. Увидеть увидела. Осталось убедить. Только  ладно, давайте кофе сначала и поесть чего-нибудь. Сама я не решилась, как-то. Ещё выперли б не выслушав. А сейчас вижу можно.
И на кухню метеором. А уж оттуда, прям, по -хозяйски:
- Вы б воды принесли, что б после не ходить, а то тут только на две чашки и хватит.
-Не слишком ли быстро осваиваешься? - спрашиваю. А сам всё ж таки за водой иду. Слышу только в след:
- А нам иначе нельзя. Времена нынче другие. Обучение с учётом быстротечности, так сказать, текущего момента и растущей конкуренции.
 
  Пока за водой ходил, она уже кофе приготовила, бутерброды, такие же, как и сама, несуразные, абы как на тарелку кучей наложенные, на стол поставила. Сидит, ёрзает. И я присел, только уже вроде как гость получаюсь. Как она быстро всё с ног на голову переворачивает. Надо её на место поставить. И не важно, что сидит жуёт и горячим кофе запивает.
- Так что это за ЭВМ такой? -переспрашиваю.
 - ИЭМ. Институт Элитарных Муз,  - как то чуть ли не безразлично выпалила.
- Звучит уж как то..
- Знаю, знаю ..- перебивает. Мы уже сами не одну жалобу наверх отправили. Вроде прислушались. Обещали подумать, как переименовать, но пока так ..
- А звериные языки знать зачем?
-Ну как же! Вот вы как вечера коротаете? Или с котом своим дискуссии разводите или книжки читаете, верно?
-Нуууу ...- отвечаю уже настороженно.
А сколько таких, как вы, знаете? Не у каждого своя муза есть. Вот и приходиться разрываться. Мы порой, как адвокаты или врачи. Вынуждены бескорыстно помогать. Вот и получается, что навестишь такого, которому, кроме как с рыбками в аквариуме или c канарейкой  в клетке, поговорить и не с кем. Посидишь часок. Живности объяснишь, как вести себя надо, что б хозяина своего на творчество вдохновить, и дальше к следующему нуждающемуся.
- К  какому такому нуждающемуся?- начинаю раздражаться, потому что чувствую, она это всерьёз. - Я ни в чём не нуждаюсь.  Тебя я  не приглашал и в общем не задерживаю.
  Она уже и чашку на стол поставила и ресничками виновато захлопала. И даже сумку свою дурацкую к себе зачем то прижала. А потом уже как то и робко стала:
- Ну ..я  ..вы конечно, можете ...
- Договаривай уж!
 Просто вот навестим такого ...- и совсем уж затравлено на меня смотрит
 Я только рукой махнул:
-дальше ..
- ну я же уже сказала: посидим часок другой, объясним вон хоть коту вашему, что б не отвлекал,  а по возможности и помог.... у ног полежал, помурлыкал. А вы тем временем спокойно можете себе писать ..
- Чего писать? Я не писатель - я читатель
-Вооот! Читать то все любят! А писать? - вроде как в себя приходить начала.
- Пусть другие пишут. А я почитаю.   .
- Значит другие пусть  пишут, а вам бы только читать? Привыкли заниматься потребительством! А самому попробовать слабо?
Я уж и растерялся от такого наезда. Хотя здоровых мужиков не боюсь, а тут мелочь какая то мне мораль прочесть затевает.
-Ну знаешь! Давай  все всё бросят и писать начнут! Тогда вообще бардак получится! И работать некому будет и читать, кстати, тоже.  Все за тетрадками с карандашами.
- Во первых, это у вас тетрадка и карандаш. Из лесу хоть изредка к людям показываться надо, да посмотреть что сейчас в мире и как.
Слышу, голос повышать  начинает.
-  Карандашом он в тетрадке заметки на память делает! Где лиса завелась и лоси тропу протоптали!
 
   Чую, помолчу ещё минутку и вообще разойдётся. Поэтому строго ей:
-В общем так, Муза Талантовна  На ночь за порог я тебя не выставлю, но утречком блинами накормлю, чаем  напою, а дальше дорогу знаешь. Коль найти меня здесь сумела.
- Спасибки!- радостно отвечает. Видит, что я её радости не понимаю и поясняет:
-Утро вечера мудренее.
-А чего мудрить то? Вроде и так всё понятно. -говорю всё ещё с некоторым раздражением. А она настырная:
- Да что вам понятно? Взрослый мужик, а объяснять надо, прям ...- но тут же спохватилась:
-Вот послушайте. Вы говорите, что будет, если все писать начнут? Да не начнут. Потому что, это надо, что б всё сложилось! Но всем желающим шанс давать надо!
- А если человек не хочет? Вот как я, скажем.
-Ой, ой, ой. Так уж никогда и не хотелось?  Нас, к тем, у кого и мыслей писать нету, на практику не посылают.
 Но заметив моё не понимание, как то вся собралась и как воспитательница детям в детсаду:
- Вот представьте. Есть у человека талант. А ещё у него есть работа, заботы, хлопоты. И толку с его таланта? Он о нём может и знать не знает. А вот посетит его Муза и уже глядишь, человек призадумается.
- Вот и посетила бы таланта какого, коль такая умная! Расшевелила бы!
- Да? А Вы думаете, я расшевелю и всё? Этого достаточно? Я ж сама только учусь. Думала вы меня выручите ..
 
  И вижу, носом зашмыгала, ещё немного и разревётся. Вот на мою голову! Как такую утешать?
-Ну ты сильно то не раскисай... Давай уж излагай, чего там тебе... помочь чем...
- Да уж вижу, поможете...- хнычет.
-Молчу, слушаю, продолжай,-говорю примирительно.
-Ну вот... Настоящая Муза должна приносить вдохновение. А если закончу с красным дипломом, смогу сама себе выбирать или талантливого или способного или одарённого . Тогда с меня будет польза. А пока что с меня толку? Где я для таланта вдохновение найду?
- Пусть сам ищет!
- А если он ленивый? Головой повертит по сторонам, да возьмёт и плюнет в мою сторону!
- Ну это уж ты загнула! Талант на музу плевать не станет.
 
   Тут она снова оживилась. Подсела поближе и чуть ли не заговорчески:
- Ой , Вы не знаете! Нам на курсе такие ужасы рассказывали! Как иногда таланты со своими музами обходились. Жуть! Бывало вроде талант, а зажрётся и гоняет музу по углам! Давай, говорит, тащи сюда вдохновение, а не то! Да хоть бы в прошлом году, одна из наших слишком самонадеянной оказалась. Прошёл слух, мол, знают, где уж такой талант проживает, ну такой талант! Чуть ли ни гений! Вот она к нему самовольно подалась и сгинула! И в розыск подавали и таланта этого по допросам затаскали. А он упёрся:не знаю, не видел! А мы то знаем, его работа! Хотя не во всём его вина. Сами люди его лестью одурманили. Ему б какую музу ни дай, любую бы извёл. Ему видишь ли подай Озарение и не меньше!
-Ну а я при чём? Я тебе что талант?
- Нет, конечно . Но это даже и лучше. Вы должны подтвердить, что я у вас была, расшевелила и вдохновение найти помогла.
-Ах ты значит мне вроде в помощь вдохновение искать?
-Ну да! Задание у меня такое. Только вы то в лесу вдохновения и без меня ото всюду  черпать можете. И от птичьего чирикания вон. Или от заснеженных сосен.
-Ага! От долбления дятла и снега за шиворотом.
- А хоть бы и от них! Вы главное такого сякого вдохновения наберитесь, а там уж мы вместе чего-нибудь и напишем. Поможете?
Эээ, да  что ж из тебя за Муза получится, если  ты сейчас такая  безответственная? К тому же карьеристка! Выгоду ищешь?
  Она аж покраснела от возмущения.
- Мне всего то от вас выгоды, что б зачёт сдать. А там, если получится, хотите пишите, а хотите вон этих своих зверушек из шишек склеивайте.
- Ну допустим, помогу я тебе. А как узнать получиться или нет?
Тут она сразу  оживилась.
- А вот это уж моя забота!
- Поделись хоть в общих чертах.
- Да всё просто! Есть такая штука Интернет называется, ну хоть что то о нём слышали?
- Что-то слышал...
-  А там есть сайт прозару. Я там наше творение опубликую, а по отзывам и рецензиям и определим.
- Ну если тебе это для зачёта надо, давай попробуем. Только после Нового года. Мне то чего? Вот сейчас ёлку поставим, нарядим и хоть завтра могу в лес за вдохновением. Тебе то со мной возится сейчас не очень хочется, верно?   
- Ну вообще-то верно. Сидеть с вами под Новый год удовольствие так себе... Хотя время и поджимает.
 
 И вот,признаюсь, где-то меня эта её откровенность задела.
- А надо было к кому помоложе на практику напроситься, вот бы и была б тебе двойная выгода. С твоей то практичностью.
 Вижу опять носик свой повесила.
- Во-первых, молодых, по настоящему одиноких, не очень то и найдёшь. Они больше сами себе одиночество придумывают. Одни, что бы пострадать. Другие, чтоб  загадочности на себя напустить; третьи,что б их пожалели или сострадание к ним проявили. А во-вторых, у нас это категорически запрещено. Сколько случаев было. Закрутит муза-недоучка роман с начинающим талантом и получается ни то ни сё. Она не опытная, не в состоянии уговорить трудится его по настоящему, что б за своё творение стыдно не было. Так, на скорою руку состряпают чего-нибудь и по клубам, да по вечеринкам. А там втянутся в жизнь весёлую и покатилось...
  Потом встала из-за стола и мечтательно продолжила:
-Вот получу диплом, тогда могу и с молодым талантом хоть в горы, хоть на пляжы заморския!  Но только после того, когда он под моим непосредственным контролем и жёстким руководством в своём творчестве выкладываться будет на полную!
  И давай с напускной строгостью этой своей сумкой потряхивать. Тут у меня сам по себе вопрос появился.
- Раз ты про горы да пляжи заговорила, то шла б на курс живописных муз. Или такого нет?
- Ну вы даёте! Ну какой же вы всё таки тёмный! Вам бы обмотки вместо валенок и шкуру какую вместо фуфайки и был бы типичный Леший! Без нас, без Муз можно творить и добротно и качественно, но по-настоящему ни художник, ни композитор, ни архитектор работать не может! Истинные шедевры без нас не рождаются! А на художественный не пошла, потому что не смогу часами за компанию у мольберта сидеть.
Потом вдруг:
А как по вашему? С меня картину писать можно?
Видимо выражение лица само за меня ответило, если она тут же продолжила ни чуть не обидевшись:
-Ай. Если б и кто и надумал, не усидела б. А писателю, поэту, композитору усидчивость не обязательна.
И опять ко мне, как к туземцу какому:
- Вы про диктофон что-нибудь слышали?
Смотрю,  опять она за своё. Поэтому снова ей строго:
- Во-первых, твоя дурацкая сумка мне уже глаза намозолила, она по хуже моей фуфайки  будет. А во-вторых, то что у меня печь вместо центрального отопления, ещё не значит, что не в курсе  научных достижений. Кстати. Спать будешь на печи.
 Она от радости прямо по детски завизжала и в ладоши захлопала.
- Дяденька! Так это ж круто! Расскажу не поверят! Это почти что с тарзанки прыгнуть!
- Нашла сравнение.
А самому странно и не понятно. Это до чего дожили, что такой ерунде искренне радуется. Тоже мне экзотика. А она уже на лежанку коленками забралась и чего там на печи разглядывает.
- Ты только,- говорю, - в образ Емели или Ильи Муромца не вживись. Не забывай, кто ты.
- Не извольте беспокоиться! Нам в мужские образы вживаться запрещено. Это по части Амуров и Купидонов. А мы в основном девушки скромные, нежные и ласковые.
- Да уж скромности в тебе...
-Только ответа уже и не услышал. Глянул на печь, а там спит моя гостья и чему-то во сне улыбается. Ну и ладно. А я пошёл ёлку поставил, игрушками, ещё с прошлого века сохранившимися, украсил, кота в дом кликнул и сам на боковую.
 
   А утром, как и обещал, накормил чью-то будущую Музу, напоил. Банку мёда в подарок приготовил. Да вижу, метель собирается, поэтому поторопился поскорее до более-менее нормальной дороги проводить.
 Она наскоро поблагодарила, потом спросила:
- А ничего если я в Новогоднюю ночь с друзьями загляну? Ну это, если они не поверят, что я на самой, что ни на есть настоящей печи спала? Терпеть не могу , когда мне не верят.
- Не поверят, приводи свою компанию. Пусть посмотрят - убедятся.
- Спсибки! С наступающим! - улыбнулась лукаво и побежала.
 
  А я смотрел ей в след и чего-то мне в ней не хватало. А вот чего сразу не сообразил. Возвращался в избу и думал:" Надо бы на всякий случай какой-нибудь подарок ей под ёлку положить. А вдруг и в самом деле надумает заглянуть на часок. От такой всякого можно ожидать. “
    А когда вошёл в избу, увидел банку с мёдом, тут же понял, чего в моей гостье не хватало. Она не размахивала своей сумкой! Вошёл в комнату. А сумка её под ёлкой. Догадался, что не случайно она её туда положила. Но что в ней, до Новогодней ночи смотреть не стану. Потому что где то глубоко в душе хочется верить, что в Новогоднюю ночь и к взрослому может явиться чудо. Может в сумке этой оно и спрятано?