На самом ли деле наше самоуправление местное?

Валерий Дмитриев
    Реформа местного самоуправления в последнее время активно обсуждается как в средствах массовой информации, так и на всех уровнях власти. Положительный резонанс в местном сообществе вызвало недавно состоявшееся Собрание депутатов представительных органов Тверской области. Причина такого внимания понятна: она в том, что едва народившиеся муниципалитеты столкнулись с целым рядом проблем, главная из которых – несоответствие возложенных на них полномочий имеющимся возможностям по их реализации. То есть местное самоуправление как бы есть, а на самом деле… Чтобы понять, как это « на самом деле», обратимся к опыту Конаковского района.
     За три года, прошедшие с начала действия 131-го Федерального закона, круг вопросов, за которые отвечают муниципальные образования, значительно расширился, но ответственность финансового подкрепления не получила. Об этом убедительно свидетельствует ситуация, сложившаяся в системе муниципального управления Конаковского района – ранее всегда причисляемого к категории районов-доноров. На сегодняшний день потребность муниципальных образований района в финансовых ресурсах для развития - а не выживания!- в три раза превышает фактические доходы.
     Взять деньги неоткуда. По итогам 2006 года доходы от земельного налога и налога на имущество физических лиц составляют всего соответственно 25 процентов и 2,7 процента (!) от объема собственных доходов консолидированного бюджета муниципального образования «Конаковский район». Больше доходов и не может быть. Откуда им взяться: в соответствии с действующим законодательством все доходы централизуются в областном бюджете, а затем в виде субсидий и субвенций поступают в местные бюджеты. Например, налог на имущество организаций поступает в областной бюджет полностью. Таковы на сегодняшний день законодательно установленные «правила игры».
     В результате вновь образованным муниципальным образованиям не хватает финансовых ресурсов для осуществления переданных полномочий в части благоустройства, содержания дорог и освещения улиц, улучшения жилищных условий граждан. Нужны деньги на содержание рабочих помещений, компьютерной техники, кадров. Средства на осуществление регистрации граждан законом вообще не предусмотрены. Не созданы правовые условия для развития малого предпринимательства. И так далее, и тому подобное…
Очевидно, что сложившаяся система финансирования сверху, с государственного уровня, неэффективна и тормозит едва наметившиеся преобразования в местном сообществе. Степень централизации средств в областном бюджете так высока, что законом установленный принцип самостоятельности муниципальных бюджетов не реализуется на практике. Получается, что не такое уж наше самоуправление местное, коль финансово управляется со стороны. Даже если эта сторона – государство.
     Можно ли в таких условиях полноценно исполнять обязанности перед населением? Ответ, думаю, ясен - нет. Мы, как никогда, близки к окончательной дискредитации важнейшего, перспективного института местной власти, который успешно работает в других странах.
Чтобы этого не произошло, нужно срочно укрепить финансовую основу местного самоуправления. Назрела необходимость в принятии новых федеральных законов, которые разрешили бы обозначенные проблемы, предусмотрели бы средства, компенсирующие расходы местных бюджетов на жизненно важные мероприятия.
     Например, в соответствии со 131-ым законом собственностью муниципалитетов не является имущество, которое нужно для обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. То, что положено по закону, муниципалитеты тоже не могут получить, так как своевременно не проведена инвентаризация, и имущество не разделено. Очевидно, следует изменить порядок разграничения имущества и в 131-ом законе точнее определить перечень муниципального имущества.
     Налог на прибыль также не идет в муниципалитеты, по этой причине органы местного самоуправления не заинтересованы в развитии предпринимательства на своей территории, а значит и в создании новых рабочих мест. В свою очередь, работники малых предприятий не видят в муниципалитете структуру, защищающую их интересы. Поэтому следует так изменить налоговое законодательство, чтобы налоговые поступления (или часть от них) от деятельности малого бизнеса можно было зачислять в местные бюджеты. Надо подумать об увеличении доли налога на доходы физических лиц, закрепленной на постоянной основе за бюджетами муниципальных организаций.
     Было бы правильным разграничить полномочия таким образом, чтобы поселения имели право осуществлять финансирование капитального ремонта жилых домов, ранее находившихся в муниципальной собственности. Нужно законодательно уточнить перечень нотариальных действий, совершаемых должностными лицами органов местного самоуправления в части наследования. И много других проблем надо бы побыстрее решить, но есть один вопрос, который, является, выражаясь словами создателя самоуправления советского типа, главным звеном в цепи событий.
     До сих пор остро ощущается необходимость принятия федерального закона о минимальных социальных стандартах. В Тверской области разработка подобного закона неоднократно планировалась Законодательным Собранием еще с 1999 года, однако всякий раз тормозилась из-за отсутствия рамочного акта федерального уровня. Федеральный закон о минимальных социальных стандартах пока не принят, но принять его надо, так как он позволит частично снять имеющуюся напряженность по бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Если для каждого региона в законодательном порядке были бы установлены минимальные параметры прожиточного минимума, трат населения в зависимости от географических климатических, экологических составляющих, то тогда федеральный центр не имел бы права снижать минимальную социальную обеспеченность. Соответственно регионы - а значит и муниципальные образования - перестанет лихорадить, там будут знать, что на каждого жителя, например, Тверской области имеется гарантированная сумма. Все остальное можно заработать. Принятие закона поможет восстановить социальную справедливость, о которой взахлеб заговорили накануне выборов.
      Становится совершенно ясно, что без законодательных решений, принимаемых на уровне федеральных и региональных органов государственной власти, местное самоуправление не встанет на ноги. В Конаковском районе надеются, что госорганы не оставят муниципалов наедине со вставшими в полный рост проблемами жизнеустройства. Совместными усилиями всех уровней государственной и муниципальной власти необходимо не как бы, а на самом деле сделать местное самоуправление полноценным, реальным властным институтом, работающим в интересах населения.
  2006