Вопросы обеспечения законности борьбы с международ

Иван Муткогло
Вопросы обеспечения законности борьбы с международным экстремизмом

В существующих в мире локальных конфликтах, противостояниях, особенно после окончания холодной войны, экстремизм представляет собой серьёзную угрозу нормальным международным отношениям в целом.

Особую проблему во всех горячих точках планеты составляют конфликты на религиозной почве, ибо они вспыхивают как в малых, так и в больших городах, внутри и вне границ определённого государства или региона. И невозможно с определённой долей уверенности предугадать, где случится новая вспышка взаимной нетерпимости людей, чтобы заблаговременно предупредить её возгорание.

Нынешняя проблема экстремизма выходит за пределы всё большего и большего количества стран и стала приобретать международные атрибуты. Показательны в этом отношении не только страны Центральной Азии, но и некоторые европейские государства. На основании этого факта у международного сообщества возникает необходимость следить за чётким соблюдением всех требований международного законодательства на основе существующей правовой теории и практики.

Однако это не самая простая задача, так как попутно следует учесть, что в борьбе с любым международным злом затрагиваются и некоторые политические проблемы. Раскладывая на составляющие весь комплекс вопросов борьбы с проявлениями любого рода экстремизма, можно увидеть многогранность подхода, если рассматривать проблему с различных точек зрения: географической, региональной и национальной.

Учитывая, что круг стран, подверженных угрозе, например религиозного экстремизма, время от времени расширяется, возрастает роль национальных и международных правовых механизмов по борьбе с ним с учётом исторических, культурных, политических, экономических и социальных аспектов по недопущению перехода их в стадию регионализации и глобализации. Успеху на этом пути будет способствовать только точная идентификация всех аспектов преодоления угрозы с самого начального этапа её возникновения.

Злоупотребления в религиозной практике, основанные на потребности людей в вероисповедании, доверии и стремлении к миру и счастью всего человечества имеют сходные черты, практически в каждой стране. Поэтому поиск путей решения проблемы лежит только в совместном международном сотрудничестве абсолютно всех стран. Ведь наличие некоторых политических и социальных особенностей в различных регионах мира создаёт затруднения в применении международного права в решении проблем борьбы с религиозным экстремизмом. Положения международного права, после ратификации каждым государством, должны стать предметом неукоснительно соблюдения для стран-субъектов этого права. Остаётся открытым вопрос вовлечения в борьбу с экстремизмом на правовой основе тех стран, которые не вошли в международный договор.

На основании вышесказанного возникают различные факторы борьбы с религиозным экстремизмом. Наряду с необходимостью международно-правового определения термина «религиозный экстремизм» и разработки концепции борьбы с ним следует заключать международные соглашения по борьбе со всеми основными типами экстремизма. И тогда государства, связанные универсальными, глобальными, региональными и двусторонними соглашениями, должны будут соответствовать общей воле их участников. Некоторые из вопросов повестки дня региональных организаций (таких как Содружество независимых государств и Шанхайская организация сотрудничества), а также некоторые международные договоры, вне зависимости от уже существующих межгосударственных соглашений и других договорённостей, должны выработать свои совместные международные договорённости в этой области, охватывающие цели, задачи, принципы, способы, формы и механизмы борьбы с религиозным и другими видами экстремизма.

Международному сообществу необходимо научное сотрудничество в области комплексных исследований, связанных с вопросами создания системы в изучении динамики и статистики различных форм международного экстремизма и преступности.

Практически отсутствуют международные богословско-правовые центры анализа и исследования экстремистских процессов на религиозной почве.

Несмотря на решение общих правовых вопросов борьбы с религиозным терроризмом, на первый план чаще выступают фундаментальные политические проблемы. Внутренняя политика государств в рамках своих границ не всегда приведена в соответствие с подписанными международными соглашениями. Судебная власть независима в сегодняшней демократической судебной системе, однако порядок её действий в правовом плане определяется законодательно – выпущенными законами. С другой стороны, множество органических связей между законодательной и исполнительной властями в любой стране в определённой степени также влияют на судей.
Внешнее политическое влияние государств не всегда эффективно согласовывается с внутренней политикой, которая не соответствует универсальным, глобальным, региональным государственным и частным международным соглашениям. В слаборазвитых или развивающихся государствах особенно ощутим недостаток в органах защиты для оказания ими юридических услуг населению, а имеющиеся являются малоэффективными.

Наличие межгосударственных политических проблем зачастую сводит на нет различные виды сотрудничества в рамках международных организаций и делает борьбу с экстремистскими движениями географически и функционально слабоэффективными. Работающие в этом направлении Интерпол или Европол, Антитеррористический Комитет ООН и Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов (Financial Action Task Force) не обеспечены в сотрудничестве друг с другом соответствующей инфраструктурой, ощущают недостаток в теоретических, методологических исследованиях, касающихся политических, правовых, экономических, социальных, религиозных, идеологических аспектов, влияющих на уровень экстремизма. Борьба с проявлениями экстремизма должна быть совместима с нормами международного права по части соблюдения прав человека.

Специально принятые и подписанные международные соглашения, эффективные в мировой практике, порой являются неадекватными и неэффективными применительно к конкретным типам экстремизма, в том числе религиозного. Зачастую внутреннее законодательство многих стран не стыкуется с соответствующими международными конвенциями и договорённостями.
Существуют проблемы в изоляции от общества лиц, замеченных в организации экстремизма. В рамках расследования преступлений, совершённых религиозными организациями и их членами наряду с их выявлением, мониторингом, опубликованием отчётности, доступной всем участникам соответствующих международных соглашений, остаются нерешёнными проблемы предъявления обвинений, криминалистики и институционализации.

Необходимо создание условий для мониторинга, выявления, предупреждения и сведения к нулю воздействия международного экстремизма на судей. Зоной повышенного внимания должны быть вопросы создания институтов, научной инфраструктуры по подготовке специальных кадров с глубоким пониманием теоретико-методологических проблем и умением использовать эмпирическую оценку результатов.

Проблемы борьбы с международным экстремизмом, указанные выше, тесно связаны со многими другими проблемами международного права. Это, конечно, должно склонить многие государства к изменению своей международной политики в пользу конструктивного диалога в борьбе с различными угрозами человеческой цивилизации.