В начале пути

Виктор Некрасов
  На фото: учебно-опытный участок.

      Всегда непросто начинать что-то новое в жизни, особенно если это новое связано  множеством нитей с большим количеством  людей, так или иначе  вовлечённых в один процесс:  обучение, воспитание и развитие  вверенных  вам воспитанников. От того, каков педагогический коллектив школы, как силён его творческий и нравственный потенциал,  зависит   качество обучения детей, их воспитанность, отношение к  старшим, к труду,  общий уровень культуры. И это далеко не все качества, которые должна  развивать школа совместно с родителями.

       Так уж случилось, что с уходом Валентины Андреевны  спустя несколько месяцев ушли на пенсию завуч  Литвинова Александра Ивановна  и организатор внеклассной и внешкольной  работы  Путилина Мария Фёдоровна.  Мария Фёдоровна, как и Валентина Андреевна, осталась работать учителем математики. Нагрузка у них была по 10-12 часов в неделю.  На эти вакансии  пришлось принимать   людей из своего педагогического коллектива. Таким образом, к управлению школы пришли новые,  необстрелянные, как говорят,  но  полные сил и энергии  руководители.  Заместителем директора по учебной работе  назначил  учителя физики Матыцину Наталию Васильевну, а организатором - учителя математики  Гасанову Наиду Магомедовну. Трудно ли нам пришлось в первое время? Очень трудно!

         Спустя почти четверть века  могу  вновь повторить:  «Важнейшим условием  создания  работоспособного, творческого педагогического коллектива  является взаимоуважение и взаимопонимание между его членами и руководством  школы.  Любое механическое навязывание своей воли, диктат по отношению к учителю должны быть исключены. Отличительной особенностью взаимоотношений внутри коллектива является и  то, что каждый учитель сам является своего рода  руководителем класса, кружка, секции и после согласования и утверждения годового плана работы с администрацией несёт ответственность за его исполнение. Надо учитывать ещё и тот фактор, что  учителя  имеют такое же высшее образование, своё видение   методики преподавания предмета, и, в конечном счёте,   это личности.  Причём, чем выше авторитет  учителя в коллективе, среди учащихся, тем успешнее решает он задачи обучения и воспитания детей. А это и есть конечная цель всего педагогического коллектива!».

         Исповедуясь перед читателями и своей совестью,  хочу   сказать, что неоценимую помощь в становлении меня как директора школы сыграла Валентина Андреевна. Продолжая работать учителем математики, она  очень тактично  подсказывала мне пути решения возникающих трудностей  по различным вопросам. Особенно много их  было по ведению  внутришкольной  документации и отчётности перед  вышестоящими органами. А таковых, как выяснилось, было  много: РОНО, методический кабинет,  РК КПСС,  РК ВЛКСМ,  Дом пионеров, СЮТ (станция юных техников), СЮН (станция юных натуралистов),  СЭС (санэпидстанция), пожарная часть, комиссия  по делам несовершеннолетних. Возможно, что и этот перечень не совсем полный. Все эти органы  в той или иной сфере, а РОНО во всех сферах  контролировали работу школы, и во все  приходилось писать различные планы, мероприятия и, соответственно, отчёты об их исполнении.

      Благодарен я и педагогическому коллективу, который с пониманием встретил кадровые перестановки,  и никаких трений между нами не возникало. Каждый член педагогического коллектива хорошо знал свои обязанности  и  продолжал работать по утверждённому плану. Руководство  школы   контролировало  процесс выполнения плана работы, прохождения программного материала, а в  случае необходимости    оказывало  помощь по тем или иным вопросам.  День ото дня мы набирались опыта и чувствовали себя увереннее.  Очень трудными  в организационном плане оказались мероприятия в  мае и июне. В мае  шла  просто  непрерывная череда массовых  мероприятий: участие в концерте ко дню Первомая,  соревнования по лёгкой атлетике и мероприятия ко Дню Победы, подготовка и проведение праздника пионерии  19 мая,   участие в районном пионерском слёте, в игре «Зарница»,  в  районном туристическом слёте и  в пятидневных  военно-полевых  сборах.  Завершали майские мероприятия последний звонок и переводные экзамены. В мае мы, действительно, маялись. Как ни трудно, а всюду   принимали  участие, показывали хорошие результаты и  по завершении про себя произносили: « Слава тебе, Господи!».

         В июне самой ответственной задачей было проведение итоговых  экзаменов  в 9 и 11 классах и    выпускного вечера. На этот же период накладывались ремонт школы, обработка свёклы в колхозе им Фрунзе, работа на учебно-опытном участке и  много других  проблем. Причём все они были важные, так как мелочей в школьной жизни, вообще, не бывает. Косметический ремонт школы, как правило, мы делали своими силами. Денег  на его  проведение   по линии сельского Совета не выделялось. Статьи 9-й «Хозрасходы» едва хватало на приобретение краски, кистей и посуды для столовой. Таким образом,  покраску  ученических столов, полов в классах и коридорах, а также панелей делали старшеклассники в счёт прохождения практики.

         У каждого ученика, начиная с пятого класса, была трудовая книжка, в которой отмечались отработанные часы и качество работы. Запись заверялась ответственным учителем.  Во время ремонта я каждое утро проводил короткую планёрку, где подводились итоги  за прошедший день, распределялись ученики для тех или иных работ.  Большую часть таких работ выполняли ученики, а  завершали ремонт технические служащие. К середине июля мы заканчивали ремонт школы. В июне и июле при школе работал  лагерь  труда и отдыха, позднее его стали называть лагерем дневного пребывания. Все ученики и  работники  школы  получали горячее питание в школьной столовой.   Самое  разнообразное меню  было у  детей из лагеря и из малообеспеченных семей, у остальных учеников и работников школы обед был   несколько скромнее.  Статья №3 «Питание» расходовалась строго для лагеря, а  для  всех остальных продукты выдавались из колхозной столовой.


         Если описывать детали всей школьной жизни, то я боюсь просто завязнуть в них, так как  их описание можно уместить разве что в нескольких солидных томах типа «Война и мир».  В связи с этим лишь хочу добавить, что быстрому  вхождению в  новые обязанности, установлению деловых знакомств и взаимоотношений  способствовало несколько факторов. Среди них я бы назвал главные:  всяческая помощь и поддержка со стороны работников РОНО, жизненный опыт (на момент вступления в должность мне было уже 38 лет), служба в армии,  партийная работа и знакомство со многими руководителями района, немалый опыт  работы учителем. И в заключение этой главы отмечу, что мы продолжали  все те традиции, которые  были наработаны нашими предшественниками,  и ничего нового пока не привнесли.