Жизнь и война 2

Алешъ
2

Отцу дали отпуск на три дня. Он надел парадный китель, привинтил к нему орден, уложил в рюкзак гостинцы и на попутной машине уехал в Беломорск. Эту поездку он вспоминал потом до конца жизни. Обычно после застолья. Когда гости начинали расходиться, он наливал себе полную стопку водки и говорил:
-Мы с Ирой поженились в 1943 году. Я приехал к ней на три дня с фронта...
После этих слов наступала пауза, в течении которой отец собирался с мыслями. И мать не выдерживала:
-У тебя тогда были такие большие звёзды на погонах, что я подумала, что ты майор. Еси бы я знала, что ты младший лейтенант, никогда не вышла бы за тебя замуж.
Не замечая её шутливого тона, отец продолжал:
-Её мать сразу же отправила нас в ЗАГС и накормила обедом только после того, как мы показали ей свидетельство о браке.
Это была последняя подробность той встречи, навсегда определившей их жизнь.
-Всё хватит о нас. Это никому не интересно, - закругляла разговор мать, боясь, что он наговорит лишнего.
Отец залпом выпивал водку и послушно замолкал...

Три дня пролетели незаметно. Отец в последний раз обнял и поцеловал мать, и её глаза наполнились слезами: «Ваня, береги себя».
Когда он шёл к машине, бабушка перекрестила его три раза и вытерла слёзы концом платка.

После возвращения отца вызвали в Особый отдел.
-Хотим перевести тебя в разведку для работы в тылу врага, - сказали ему, - ты знаешь языки, имеешь боевой опыт. Если боишься, можешь отказаться.
-Я боюсь, - ответил отец, и его отпустили.

Женитьба сделала переворот в его душе.
Он хотел теперь дожить до победы ещё сильнее, чем прежде. Он уже знал тогда, что враг будет разбит. Уверенность эту он приобрёл не только на политзанятиях, а и после одной поездки. В начале 1943 года он сопровождал в Архангельск английского офицера. Они ехали в переполненном людьми поезде. Иностранец не отрываясь смотрел в окно на заснеженные пространства, проносившиеся перед ним.
-Иван, немцам никогда не победить вас, - сказал он, когда они выходили в тамбур, чтобы глотнуть водки из отцовской фляги. -У вас такая большая территория...

С сентября 1943 года отец воевал сначала в 367 стрелковой дивизии, а затем в 55 полку 176 стрелковой дивизии на Масельгском участке Карельского фронта. 21 июня 1944 года 32-я армия (из района Сегозеро-Повенецкий залив) перешла в наступление, за месяц с боями освободила Медвежьегорск, Юстозеро, Поросозеро и вышла к государственной границе. Однако здесь у Лонгонвары финны перешли в контрнаступление и оттеснили части 176 дивизии. После этого фронт на этом участке стабилизировался до заключения мира с Финляндией 5 сентября 1944 года.
В этом же месяце отца исключили из списков Красной армии и передали в НКВД для укомплектования лагерей военнопленных. До войны он работал старшим бухгалтером Петровского райфинотдела, и его назначили начальником финансовой части лагеря в Сибири. Там он узнал о нашей Победе. Радость была омрачена печальным известием, которое привезли вернувшиеся с фронта земляки. Они написали отцу, что его старший брат Павел погиб в начале 1945 года в боях под Будапештом и похоронен в братской могиле. Как и на другого брата, Степана, «похоронки» на него отец не получил.


( примечание: автор Алешъ не бывает в сети. Он живёт в другом городе и не пользуется компьютером )