Оперотряд

Владимир Крылов
Учась на физфаке Ленинградского университета, я в качестве общественной нагрузки, которая была обязательна для каждого комсомольца, выбрал работу в Комсомольско-Молодёжном Оперативном Отряде - КМОО.
Однажды нас, первокурсников,  собрали в Большой Физической аудитории, где профессора читали нам лекции, и оперативник из Большого дома (Литейный, 4) стал рассказывать о преступности в Ленинграде и о трудностях борьбы с ней. Запомнились его слова: «Подвиг – это не Александр Матросов, бросившийся грудью на пулемёт. Ещё неизвестно, что он думал в тот момент. Подвиг – это прачка, двадцать лет стирающая бельё разъеденными от щёлока руками, чтобы кормить своих детей». Наверное, потому это так врезалось мне в память, что в моём дворе в подвале соседнего дома располагалась прачечная. Стиральных машин тогда не было, и прачки стирали бельё вручную в больших корытах, полных пены (мы, конечно, не преминули заглянуть туда однажды из мальчишеского любопытства). Летом прачки выходили после работы с красными по локоть, распаренными руками, а зимой из открытых форточек прачечной постоянно шёл пар.
Мы всей нашей дружной компанией вступили в оперотряд. Это было настоящее и нужное дело. Мы действительно хотели вычищать город от всякой мрази. Работа в оперотряде выглядела привлекательнее, чем в ДНД – добровольной народной дружине, где всё сводилось к патрулированию улиц. А тут мы работали вместе с настоящими операми из Большого дома!
Мне открылась та сторона жизни города, о которой я и не подозревал. Оказывается, все «сомнительные» точки – гостиницы, ювелирные мастерские, магазины «Берёзка» и т.п. – находились под непрестанным наблюдением. Как правило, получив вызов, на следующий день я рано утром, вместо занятий на физфаке, приезжал на Литейный, 4. Там меня уже ждал пропуск. Я входил в это огромное мрачное здание, пропитанное табачным перегаром. Нам никогда ничего не объясняли – зачем нас вызвали, что мы будем делать… Иногда, продержав впустую 5 - 6 часов, меня отпускали без всяких объяснений. Иногда я участвовал в опознании: меня проводили в кабинет, вместе с другими  четырьмя – пятью неизвестно откуда взявшимися людьми сажали на скамейку, потом вводили потерпевшего, и он должен был узнать среди нас преступника. Честно говоря, очень неуютно чувствовал я себя в такой роли!
Изредка случались интересные дежурства: меня сажали в машину, и вместе с опером мы ехали на слежку или на обыск. Но во всех случаях от нас не требовалось никакой активности: мы исполняли лишь роль понятых при задержании или при обыске.
В один из таких выездов я побывал в знаменитых «Крестах». Незабываемые впечатления! Коридор через каждые метров 10 – 15 перегораживала решётка с дверью, которую сопровождавший нас охранник открывал огромным ключом и, дав нам пройти,  сразу же запирал. В камере 2;2 м2 – прикреплённые к полу стол и табуретки. Я сопровождал адвоката, прибывшего для ознакомления подсудимого с его «Делом». Меня поразило, что мужик в арестантской одежде совсем не листал своё «Дело», а только выписывал из него адреса всех свидетелей.
Несколько раз довелось дежурить в лучших ленинградских гостиницах: «Астория», «Европейская», «Ленинград»… Там я впервые увидел живьём настоящих проституток. Какие красивые это были девушки и как шикарно (по тем временам) одеты! А я-то был уверен, что в СССР проституции нет!
Но большей частью приходилось в промозглую ленинградскую осень или морозную снежную зиму (а в те времена зимы в нашем городе были именно такими) по нескольку часов стоять у газетного стенда, притворяясь, что читаешь газеты, и украдкой наблюдать за указанным объектом. Это мог быть, например, перекупщик золота, который болтался у ювелирного магазина,  подходил к людям, направлявшимся в магазин, чтобы сдать золотые вещи (скупка золота и валюты была монополией государства), и предлагал купить золото по несколько более высокой цене.
Я осознал, сколь тяжела, рутинна и буднична работа оперативников. Лихие погони и схватки с преступниками вряд ли составляли 1% их каждодневного тяжёлого труда.
Расскажу о наиболее ярких эпизодах, участником которых мне довелось быть.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/12/26/593