Чехия. Русские птицы

Спекулянтка Ру
       "То море, то берег; то солнце,то вьюга; то ласточки, то воронье..."

Смотрю в окно. Красотища какая! Снег, похоже, шел всю ночь, вижу, мокрый, иначе он не облепил бы так голые черные ветки клена.
Начало зимы, послезавтра  у католиков Рождество, я тоже мысленно отмечаю его вместе со своими. Тишина.
Время от времени на клен прилетают вороны, часто с добычей в клюве,не думаю, что им достается кусочек сыра, иногда устраивают разборки, снег начинает осыпаться.

Когда-то я узнала, что вороны это - "русские птицы", очень удивилась тогда - неужели их где-то нет, я-то думала, они везде. Услышала я эти слова вдали от родных мест, вот в такое же предрождественское время в небольшой очаровательной чешской деревне

Я шла по укутанной ослепительно белым только что выпавшим снегом совершенно безлюдной деревне в окружении гор, с чистыми аккуратными небольшими домами, с уже наряженными елочками во дворах и мне казалось, что так жить можно... И совершенно не хотелось мне идти на крошечный местный вокзальчик, снова садиться в поезд из 3-х почти игрушечных вагончиков и возвращаться в город. Мне очень хотелось здесь еще задержаться, но как? Я прошла всю деревню из одной улицы и никаких признаков отелей не увидела. Главное - спросить не у кого, на улице пусто.

Наконец, вижу вдалеке, женщина чистит снег около своего дома. Подхожу.
Не пытаюсь даже вставить несколько знакомых чешских слов, ничего мне это не даст. Женщина не молодая, значит, изучала русский, прикидываю я, должна меня понять: "Пани,добрый день, не подскажете, где у вас здесь отель?" ---Женщина смотрит на меня, не сразу, видно, понимает, потом пытается составить ответ:
"Вы с того конца идете? Так отелик там,вы прошли, надо на тропинку свернуть и на гору подняться"
Она подбирает слова, путает русские с чешскими, я понимаю, что возвращаться далеко, а между тем смеркалось, до последнего поезда в город оставалось всего ничего.

И вопрос просто сам сорвался с моего языка: "Пани, а вы не пустили бы меня переночевать? Я заплачу Вам"
Женщина смотрит на меня и не отвечает, то ли не понимает, то ли сомневается в чем-то.
Я выручаю ее: "Не волнуйтесь, я у вас ничего не украду".
Женщина рассмеялась так весело и так просто, что мне показалось,я знаю ее давным-давно:
"Пани! Да у меня нечего воровать, я бедная, поэтому и стесняюсь вас пригласить"
Она действительно оказалась небогатой даже по нашим скромным меркам.
Самое смешное, она оказалась одного со мной года рождения и даже тезкой, только имя ее на чешском звучит Иржина. На этом наше сходство заканчивалось.

Мы, сидя за столом, проговорили допоздна. Она большая поклонница социалистического строя, в отличие от меня, так и не сумевшей оценить всей его прелести, она профессиональный партработник, а я в партию так и не вступила по причине расхождения с ее генеральной линией. У нее единственный сын, почти ровесник моей единственной дочери, мы и о детях, и о внуках поговорили. И совсем нам не мешало несовпадение наших политических взглядов на текущий момент.
Я уже совсем засыпала в теплой натопленной дровами комнате, когда мне пришла в голову мысль остаться у этой милой женщины в этой симпатичной деревне еще на несколько дней. Куда мне спешить? Наконец-то могу сама распоряжаться своим временем. Иржина, кажется, даже обрадовалась утром моей идее. Я заплатила ей за несколько чудных предрождественских дней.

...Как-то далеко в своих мыслях ушла я от наших ворон. Мы в эти дни много гуляли по сказочно красивым окрестностям, разговаривали, вспоминали о разном и ни о чем не спорили, как будто знали друг друга сто лет. На некоторых деревьях около домов висели кормушки для птиц, которые при нашем приближении и не думали улетать, спокойно клевали угощение. Я с интересом рассматривала похожих, но не знакомых мне пернатых, чешские названия мне ни о чем не говорили. А Иржина вспомнила, как однажды откуда ни возьмись у них появились огромные черные птицы, их было не много, но в деревне испугались.
Только один местный житель, ездивший в Россию дальнобойщиком, узнал пернатых: "Я знаю! Это русские птицы!"
Птицы эти пробыли в  далекой от родных мест деревушке недолго, они небольшой стаей перелетали с дерева на дерево, громко и страшно кричали, а потом исчезли.

Я слушала этот рассказ и смеялась, понимала, чем были недовольны наши пернатые друзья - никаких признаков мусора, ни одного открытого мусорного контейнера, понятно их возмущение - залетели в такую даль, а здесь хоть с голоду помирай. Вот их-то я сейчас и вспомнила глядя в окно.Здесь у них нет проблем с пропитанием, открытые контейнеры с мусором, урны на улицах, обочины дорог и деревни в антисанитарном состоянии. Воронам раздолье. Но надо отдать должное нашим уборщикам, они приезжают за мусорками очень рано, вороны не успевают слететься на свое мусорное пиршество, поэтому ведут себя прилично, то есть тихо, нет повода для разборок.

А вот в Москве на тихой очень красивой улице совсем рядом с центром я просыпалась рано утром еще затемно от остервенелых криков дерущихся на мусорных ящиках ворон. Местным властям не приходило в голову регулярно вывозить мусор, тем более сделать контейнеры с крышками. Их можно понять, им не до нас, своих дел невпроворот. Удивительно, почему жители близлежащих домов, ответственные квартиросъемщики, пальцем не пошевельнули, чтобы что-то изменить у себя под носом.

Однажды осенью, совсем уже поздно вечером возвращалась домой, по уже опустевшей любимой кленовой аллее от метро. Стояла тишина и почти нереальная красота - оранжево красные кроны подсвечивались фонарями с дороги и выглядели задумкой художника. Вдалеке тоже в моем направлении, не спеша шли мужчина с тростью и женщина, державшая на поводке огромную овчарку. И я не спешила,но расстояние между нами медленно сокращалось. И вдруг сверху камнем на шляпу мужчины падает разъяренная ворона. Он начинает отмахиваться от нее тростью, другой рукой придерживая шляпу, ворона взлетает невысоко и снова опускается ему на голову. Собака упираясь лапами мужчине в грудь, лает и почти достает до озверевшей птицы, которая не реагирует ни на что...

Допускаю, я видела некое печальное исключение, возможно, что и среди пернатых встречаются экземпляры с нездоровой психикой,которые не выносят мужчин в шляпах, например, только теперь, когда я вижу наших родных русских птиц, мне они  не кажутся такими уж безобидными пташками.


Фото автора. Ворона сыр во рту держала...