Сказ про Ивана - Дурака да Царя Батюшку

Ирина Турченик 2
  Жил – был Царь. И всё у того Царя было: и дочка красавица - разумница, и зять молодец – удалец, и Царство процветающее, земля на урожай богатая, народ весёлый, трудолюбивый и Царя своего почитающий. Не интриг, не распрей, не воин, не раздоров Царство нашего Царя отродясь не видывало. Все жили миром и ладом, любовью и благополучием.

  И всё бы ничего, приключилась напасть в государстве Царя нашего славного. Непонятно откуда стали стаями пролетать через земли государевы, птицы невиданные. И пролетая, обгаживали они пометом своим всё, над чем путь держали: поля, леса, дома, людей. Все что попадалось им на пути, за считанные минуты превращалось в зрелище некрасивое, и что с этим делать никто не знал. Люди боролись, как могли: и стрелять в них пытались, и отпугивать, и ловушки разные изобретали. Ничего не помогало. Птицы появлялись неожиданно, делали своё дело и исчезали в неизвестном направлении.

  Опечалился Царь. Стал голову ломать, как наладить жизнь размеренную в своём государстве. Как привести всё к миру и согласию, чтоб воцарилось спокойствие у всех вновь. Ничего не надумав, собрал он бояр своих да мудрецов ко двору приставленных. Сели они вместе думу думать. День думали, два, вторая неделя пошла. Устали бояре да мудрецы, а идея, чтоб всех устроила, не возникала, не приходило на ум ничего дельного.

  Вышел Царь на балкон из дворца своего воздухом подышать, на просторы, поля, леса сверху полюбоваться. Смотрит, а неподалеку под деревом Иван – Дурак сидит и с блохой в руках развлекается. Она ему сальто на ладошке выкручивает, а он за ней на траве повторяет. Играют они с блохой, дурачатся, весело им…

  - Эх, - подумал Царь. – Не забот у Ивана ни хлопот. Живет себе вольготно, ни о чем не думает. А тут, сидишь, надрываешься для государства своего, живота не жалеючи.

  И так Царю жалко себя стало. Устал он царствовать-то, отдохнуть бы ему, на солнышке в поле поваляться, на реке голышом искупаться. Так, нет, дела государевы обязывают этикет держать, корону на голове носить. А у него уж мозоль от той короны образовалась.
А послов соседних государств принимать, сколько сил уходит. Пока всех примешь, да переслушаешь, ноги под креслом затекут до невозможности, а вытянуть неудобно.  А как тяжелы скипетр да булава, которые по этикету держать в руках весь прием приходится. И кто только придумал этикет тот?!

  - Эй, Ванька, подь сюда, - в сердцах крикнул Царь Ивану. – Дело есть.

 Удивился Иван, сам Царь к себе его зовет. Встал под балкон, шапку скинул.

  - Чего изволите, батюшка – Царь наш?

  - Напасть, слышал, какая приключилась на государство наше? – спрашивает Царь.

  - Что ж не слышать? Конечно, знаю.

  - Что делать надо, как думаешь? – «издалека» зашел Царь.

 Подумал буквально минуту Иван и говорит:

  - А ты, Царь не изволь гневаться, спускайся от бояр своих сюда в сад подальше. Здесь и погутарим.

  Выбор у Царя не большой был. Да и сам он устал в душном помещении палат царских сидеть, а в саду свежо, птички щебечут. Долго уговаривать его не пришлось. Вот, сидят они с Иваном под ветвями раскидистого дерева. А Иван и говорит:

  - Ты Царь не гневайся. Решения я не знаю, но я тебе, зато притчу расскажу. Может она поможет тебе чем-то.

  ПРИТЧА

  Жил – был Пахарь. Всю жизнь, сколько помнил себя, он пахал. Пахал отец его, дед и прадед. Трудом вложенным и урожаем собранным кормился и жил Пахарь.

Но, в какой-то момент сбой произошел, что-то пошло не так. И сколько труда не вкладывал Пахарь – урожая не было. Год не было, два не было. Пахарь тот трудолюбивый был и упорный в работе, отступать не привык. Так отец с дедом научили его. И он не отступал, продолжая упорно пахать поле свое и засеивать семенами. Но, урожая не было. И наступил момент, когда даже его крепкому упорству пришел конец. Встал на колени Пахарь по средь поля своего и взмолился.

  - Господи, что не так я делаю. Вразуми, укажи, где просчет мой. Где ошибка или непонимание, какое имеется. Или наказываешь ты меня за прегрешения, какие? Дай ответ! Не молчи только!

  Раздвинулись облака на небе, и в образовавшееся окно появился Господь, протянул руку к Пахарю и дал ему камень.

  - Наступит время, посадишь его вместе с остальными семенами, - и окно в небе закрылось.
Удивился Пахарь странному ответу, но не роптал. И когда пришло время сеять, посадил камень на своем поле вместе с семенами, как и сказал ему Господь.

  Стал наблюдать появление всходов, с надеждой вглядываясь в своё поле. Но, как и в предыдущие годы, всходы опять не появились. Зато на том месте, где лежал в земле камень, появился росток. С удивлением наблюдал Пахарь, как росток превратился в молодое деревце, а потом и в крепкое, развесистое огромное дерево, раскинувшее свои ветки на пол-поля, а затем и на завязавшиеся плоды удивительной необычайной формы.

  Когда плоды те налились, пришло время собирать урожай. Пахарь пришел к дереву, подставил изможденные, натруженные руки к спелому, сочному плоду, и тот сам упал к нему в руки. Отведал Пахарь плод тот, надкусив его, и почувствовал, как все его внутренние органы вбирают в себя живительные соки плода удивительного и напитываются им и восстанавливаются от многолетнего недоедания и усталости. И приходит сытость от одного укуса плода чудесного. Он откусил второй раз и понял, что абсолютно наелся и утолил и голод и одновременно жажду.

  Принес Пахарь плод удивительный домой и накормил им всю семью свою. А наевшись, все с удивлением обнаружили, что и половины плода не съедено. Понял Пахарь, что плоды чудесные, смогут долгое время кормить всю семью его и голодными они больше не останутся.
Пришел Пахарь на поле своё, пал на колени и, подняв голову к небу, вознес Господу своему молитву Благодарности за Чудо такое.

  Господь раздвинул облака руками, вновь явившись Пахарю, и проговорил:

  - Я только лишь хотел напомнить тебе силу Веры в Меня, и какие она может творить Чудеса в мире вашем. И если Вера потеряна, то и всходов не будет там, где должны быть, а если Вера крепка, то взойдет то, что ни при каких обстоятельствах взойти не должно. Это и есть Чудо Жизни. Вера творит всё вокруг и Чудо в том числе.

  Закрылись облака. А когда Пахарь опустил голову к земле, то увидел вновь камень, лежащий у ног его. Понял Пахарь, что чтобы не взошло, не выросло из этого камня, самим Господом данного ему, это слишком много для него одного и семьи его. И решил Пахарь поделиться тем, что дано было ему, со всей деревней.

  Рассказал он людям в деревне о Чуде Чудесном, случившемся с ним. И посадили они всей деревней камень тот на центральной улице, да ухаживали все вместе за ним. В положенное время появился росток, а вслед за ним и дерево.

  И кто верил Пахарю и те, кто усомнился в словах его, все оказались перед очевидным. Дерево выросло и дало плоды невиданные и все кто проходил мимо, могли сорвать плод и отведать его. Утолить и голод, и жажду свою.

  Далеко молва разлетелась по соседним деревням. И все кто сомневался в Вере своей в Чудо, могли приехать и взглянуть на дерево дивное и вкусить плоды его.

  А Пахарь с тех времен изменился очень и жизнь его тоже изменилась. А как? Про то, другая притча будет…

  …Разморило Царя, пока Ваньку слушал. Лежит, греется на солнышке и говорит Ивану:

  - Хорошая сказка у тебя Ваня вышла, интересная.

 А Иван улыбнулся хитро и говорит:

  - Так, не сказка то Батюшка  Царь – притча!

  - А разница в чем?

  - Веры нет сказке в нынешнее время. Никто всерьез не воспринимает. А  притча не утратила своё значение. А если вера есть – смысл понять заложенный возможно.

  - А в чем здесь смысл?

  - Тебе лучше знать, ведь ты у нас Царь, а я всего лишь Ванька – Дурак, - на том и поговорили.

  Встал Иван и пошел по своим немудреным дураковским  делам, оставив Царя опять думу думать, да голову ломать теперь над смыслом притчи и связью с ситуацией в Царстве. Ничего не надумав в очередной раз, решил Царь сегодня царские дела отложить и выходной себе устроить. Царь он или не Царь: решил – сделал.

  Пошел Царь на озеро искупаться в воде прохладной, да мозги свои проветрить заодно, от дум о государстве своем. Накупался, вышел на берег, прилег, подставив тело своё солнышку, и задремал ненароком. И снится ему сон…

  …Смотрит Господь на него с неба и спрашивает, подперев рукой голову свою:

  - Что ж ты, Царственный мой, никак услышать-то меня не можешь? Я к тебе и с одного бока и с другого края подхожу, а ты не видишь знаков моих, тебе посылаемых. Негоже так опрометчиво отмахиваться от них. Ведь я и посерьезней, знак могу дать. Саранчу, например, на урожай наслать или дожди в сторону отвести от государства твоего. Опять же болезни, мор, эпидемии всякие у меня в запасе имеются.

  Испугался Царь, шапку скинул, на колени пал пред Творцом и заикаясь спрашивал.

  - Прости, Господь! Глаза плохо видеть стали, уши ничего не слышат, ум тоже плоховато соображает. Не пойму знаков твоих посылаемых. Вразуми, не дай государству моему зачахнуть. Что понять из всего того надобно мне?

  - Эх, не тем понять меня пытаешься, потому и не можешь. Глаза, уши и ум – это не то, чем меня слышать можно. Сердце есть у тебя? Вот, только оно и услышит язык слов моих. Вот, им и слушай меня. Только сердцем открытым поймешь всё…

  …На том и проснулся Царь. А пока шел во дворец, у него все события последнего времени по полочкам разложились в голове сами собой. И получилась вот такая картина!

  Когда-то в молодости, когда Царь молодым был и горячим, и только на царствование вступил, мечтал он о процветании, счастье и изобилии для всех в государстве своем. И немало усилий он приложит тогда к осуществлению мечты своей. Слава Богу, сил было достаточно, прыти молодецкой тоже.

  И что в результате? Достигло Царство его, благодаря затраченным усилиям, процветания, как мечталось.

  А дальше что? А дальше, Царь успокоился на том. А успокоившись, перестал новые цели перед собой, а значит и Царством своим, ставить. Движение прекратилось и пошло заболачивание территории. Т.к. в стоячих водах ничегонеделания и почивания на лаврах достигнутого, все останавливается. И прежние победы и завоевания приходят в упадок, покрываются тиной, как в болоте. Вот, птицы посланные, как знак ему, и покрыли все неприглядной картиной помета своего. Тем самым, показав Царю, в первую очередь, что внутри него от остановки такой получилось, а как следствие и как в государстве его всё соответственно выглядит.

  А ещё момент осознания пришел к Царю по дороге домой… Потерял он Благодарность к Творцу. Хотя знал, что без его помощи, как не старайся, процветания не достигнуть. А за потерей Благодарности, заодно и Вера ушла из сердца. Вера в Творца и Творение его – самого себя значит, т.к. по образу и подобию, как говорится…

  Поднялась в Душе Царя волна протеста и возмущения за поведение своё неразумное. За то, что недоглядел и сам того не заметил, как провалился куда-то в пучину лености и бездействия, ничегонеделания и прозябания.

  Ужаснулся он от осознания такого, о себе самом сделанного. И понесли Царя ноги быстрей во Дворец свой с мыслью одной.

  «Новый указ! Всем, всем, всем!  ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!!!  Срочно надо что-то менять в существующем порядке и укладе всего, что есть!»

И начать твердо решил с себя. Пересмотреть, переоценить всё проделанное до этого момента. И на этой основе выработать новый план дальнейших действий по Новой для всех в государстве Жизни!

  Перво-наперво, приказал, Дворец  прогенералить, проветрить все помещения на предмет застоя в них всего старого и ненужного. Затем баньку истопить и всем до одного во Дворце выкупаться и чистые, новые  одёжи надевать.

  А утром проснулся Царь и увидел у себя в комнате мешок, лентой атласной перевязанный. Подивился, открыл его, а там семена пшеницы. Ещё больше удивился Царь. Зачем мешок ему дан такой? Полные закрома ржи и пшеницы во дворце. Но, почуял сердцем, что всё не случайно. И приказал семена те посадить рядом с Дворцом, чтоб вид из окна на поле то был.
Заколосилась пшеница в положенное время. Собрали урожай, испекли хлеб да булки из неё. И в Царстве Чудеса начались с момента того. Кто не отведает хлеба да булок чудесных, у того талант внутри открывается, да невиданный доселе, в диковинку для всех. И жизнь у всех в государстве том по-новому потекла. Интересней намного жить стало.

  Люди новыми творческими делами занялись, каждый своим отличным от других. И завидовать друг другу некогда. Да и зачем, т.к. все в государстве при деле. Стали люди показательные выступления талантов своих устраивать. Концерты различные, выставки, ярмарки и много ещё чего другого, нам не ведомого, т.к. всё чудно было.

  Послы соседних государств перестали скучать на приемах. Как не приедут к Царю нашему, а у него, то выступление артистов местных, то показ народного мастерства какой. Рассказал Царь про пшеницу волшебную и подарил по мешочку послам заезжим.

  И скоро по всей Земле – Матушке, как огоньки засверкали всхожие семена талантов людских. И засияла, засверкала Земля Радостью и Весельем людским, Реализацией и Удовлетворением от проделываемой руками своими работы. И воцарились на Земле Любовь и Благополучие, Счастье и Умиротворение.

  А, Царь, на достигнутом, останавливаться не собирался. Но, про то, сказ другой будет и в другое время, более подходящее и удачное для всех. Т.к. всё в своё время делаться должно. И торопиться здесь… только всё портить…